Культура письменной речи
Культура создания письменного текста. Наброски, черновики, канонический текст.
Каллиграфия. Орфография и пунктуация, орфографическая и пунктуационная культура, автоматическая и приобретенная; орфографические словари и справочники; сложности современной орфографической и пунктуационной практики.
Структура письма
1. Этап предварительной ориентировки. На этом этапе пишущий определяет, с какой целью, кому и что он будет писать.
2. Планирование деятельности. На этом этапе пишущий планирует не только содержание, но и форму своей речи. Он часто пользуется долгосрочным планированием своей речи: при этом он может подобрать наиболее точные выразительные языковые средства.
3. Осуществление деятельности. Т.е. самого процесса письма. В условиях письменной формы общения отсутствует непосредственный реципиент и промежуточная обратная связь. Пишущий не видит непосредственную реакцию читающего на каждую фразу (он может эту реакцию лишь предугадать). Пишущий лишен возможности интонировать свою речь, использовать жесты мимику. Часто пишущий должен сначала ввести реципиента в соответствующую ситуацию, а потом уже высказывать свои суждения. Иначе он может быть неверно понят.
4. Контроль деятельности. Пишущий во времени практически не ограничен, его внимание направлено как на содержание, так и на форму изложения. Перечитывая написанное, он проверяет, насколько адекватно использованная форма передает замысел высказывания.
Коммуникативная роль пишущего (автора, писца, писаря, писателя).
Рекомендуемая литература
Основная
1. Введенская Л.А. Теории и практика русской речи / Новые темы в программах для школы и вуза/ Л.А. Введенская, П.П. Червинский. – Ростов н/Д.: Изд-во «Феникс», 1997.
2. Гельб И.Е. Опыт изучения письма (основы граммотологии). – М., 1982.
3. История письма: Эволюция письменности от Древнего Египта до наших дней/ Пер с нем. – М, 2002.
4. Энциклопедический словарь юного лингвиста. – М., 2006.
5. Энциклопедический словарь юного филолога.— М.,1984.
Дополнительная
1. Дирингер А. Алфавит. – М., 1963.
2. Истрин В.А. Возникновение и развитие письма. – М., 1965.
3. Каменцева Е.И., Устюгов Н.В. Русская сфрагистика и геральдика. – М., 1965.
4. Рождественский Ю.В. Общая филология / Ю.В. Рождественский. – М.: Фонд «Новое тысячелетие», 1996.
Вопросы и задания
1. Каков смысл последовательного развития письма? Что означают ступени его развития в отношении друг к другу?
2. В чем отличие пар терминов символ и знак, граммотология и графика, рисунок и пиктограмма, иероглиф и идеограмма?
3. Чем объяснить то, что описательно-изобразительный и идентифицирующе-мнемонический приемы – предписьменность? Приведите примеры использования подобных приемов в условиях современной цивилизации (реклама, сигнально-символьная система большого города, дорожные знаки).
4. Подберите пословицы, поговорки, устойчивые сочетания, слова, раскрывающие смысл ранних представлений о письме: семя плоско, поле гладко, кто умеет, тот и сеет, кто его сеет, тот и разумеет. В чем состоит этот смысл? Выведите значение и окраску слов из их состава: борзописец, щелкопер, бумагомарака.
5. Прочитайте заметку В.Г. Костомарова. Согласны ли вы с его мнением? Аргументируйте свой ответ.
Привычка - вторая натура. Письменность не только уравнивается почти единогласно с книжностью, но даже ее инструментарий многими воспринимается существенным для творчества. М. Ганина в высшей степени достойный уважения литератор, в статье о нынешней русской литературе, русском языке и русской жизни, с основными положениями которой нельзя не согласиться, делает, однако, странное, если только не принять его за метафорический прием, замечание:
«Великая проза, великие произведения писались перышком. Сначала гусиным (Пушкин, Лермонтов). Затем пишущей ручкой с перышком. «Паркером», например. Не на компьютере, на котором ныне производят, как правило, литературную продукцию чуть ли не все ... Покойный Виктор Астафьев, больной и полуслепой, до самого конца жизни и трудов писал «перышком». Господь водил его рукой.
Опубликованные в начале восьмидесятых годов века двадцатого рассказы Татьяны Толстой мне очень нравились. Я даже с присущей мне непосредственностью объявила об этом, выступая в Кремле на съезде писателей СССР. С того моего выступления, кстати, началась ее широкая известность. За что меня до сих пор ругают друзья-писатели. Последние же ее "тексты", умудренно и изощренно выдавленные из компьютера я увы читать не могу. Скучно!»
Но разве, позволительно спросить, Всемогущий Господь не может «водить компьютером»?
Дата добавления: 2016-02-24; просмотров: 1022;