Импрессивный дисграмматизм
Импрессивный дисграмматизм весьма слабо изучен в отечественной логопедии. Нарушения понимания речи описываются преимущественно в рамках речевых расстройств, обусловленных нарушениями слуха, при сенсорной алалии или при вторичном недоразвитии речи у умственно отсталых детей. Описаний и анализа импрессивного дисграмматизма у детей в русскоязычной литературе почти не встречается. Чаще упоминаются нарушения понимания речи. Однако это далеко не то же самое, что импрессивный дисграмматизм. В последнем случае ребенок не способен к пониманию языковых значений, передаваемых преимущественно синтаксическими и морфологическими средствами. Понятие «нарушение понимания речи» представляет собой более широкую и менее определенную категорию и обычно относится к более тяжелым состояниям. Ребенок в таких случаях без опоры на экстравербальный контекст не понимает даже значений слов, словосочетаний и простых фраз.
К импрессивному дисграмматизму правомерно относить те случаи, когда ребенок понимает отдельные слова, простейшие синтаксические конструкции (типа: субъект-действие-объект), но не понимает более сложные по синтаксической организации или морфологическому оформлению фразы. Например, дети могут затрудняться в таких заданиях, как:
· Укажи картинки, где девочка наливает воду, а где выливает воду.
· Покажи, на какой картинке мальчик чинит игрушечную машину, а где починил ее.
· Где девочка причесывается, а где девочку причесывают?
· Допускаются ошибки в заданиях:
· Возьми кружок, который лежит позади коробки.
· Возьми кружок, который лежит перед коробкой.
Особенно трудны для понимания логико-грамматические атрибутивные конструкции «Мамина дочка», «Мама дочки», где смысл и значение передаются исключительно морфологическими средствами. Тоже самое относится к таким каузальным конструкциям, как «Собаку укусила оса» или «Осу укусила собака», где к различению флексий добавляется сложность в виде использования инвертированных синтаксических конструкций. Однако, по нашим наблюдениям, понимание логико-грамматических конструкций нарушается и у детей с интеллектуальной недостаточностью, а не только при первичном импрессивном дисграмматизме.
По нашему мнению, об импрессивном дисграмматизме правомерно говорить применительно к детям старше 2—3 лет. До этого возраста понимание фраз носит синкретический характер, без выделения грамматических значений (Гвоздев А. Н., 1949, Жукова Н. С, Мастюкова Е. М., ФиличеваТ. Б., 1990).
Нарушения понимания речи (втом числе и импрессивный дисграмматизм) наиболее часто встречаются у детей с общим психическим недоразвитием. Однако импрессивный дисграмматизм может обнаруживаться и у детей с первичным или смешанным тотальным недоразвитием речи. При этом ребенок (3-4 лет и старше) понимает грамматически простые фразы, но не понимает конструкции, содержащие грамматические формы косвенных падежей: «Женщина вошла в магазин», «Женщина вышла из магазина». Дети не понимают стихотворных описаний простых сюжетных картинок (Корнев А. Н., Старосельская Н. Е., 2001).
Легкий импрессивный дисграмматизм проявляется в том, что ребенок (старше 6 лет) испытывает затруднения в понимании логико-грамматических конструкций, сложносочиненных предложений с союзами «хотя», «несмотря на», «прежде чем», сложноподчиненных конструкций.
Дата добавления: 2016-02-11; просмотров: 696;