Комплексное изучение развития человека на ступени взрослости
Понятие акмеологии
Акмеология как современная наука имеет немало различных суждений. Сегодня имеются различные её понимания и трактуется как[8]:
- раздел психологии человеку, изучаеющий специфику зрелого возраста;
- альтернатива возрастной психологии и конкретно психологии детского и подросткового возраста;
- теория творчества, инноватики и своеобразное талантоведение;
- раздел культурологии, занимающийся высшими достижениями в культуре;
- одна из сфер приложения синергетического подхода к объяснению состояний неустойчивого равновесия открытых систем;
- философия успешной жизни;
- красивое слово, за котором нет реального предмета.
Акмеология для своего развития должна отчётливо сформулировать прежде всего межпредметные связи с другими науками. Межпредметные связи акмеологии представляются таким образом[3]:
-по своей внутренней ориентации как учение об апофеозе жизни может быть сопоставлена с танатологией, теорией умирания и смерти;
-по характеру своего предмета как учение о торжестве жизни, порядка, творчества координирует свои познавательные усилия с метастрофологией, формирующимся учением о деструктивных потенциях и негативных состояниях сложных и сверхсложных систем;
-по широте предмета как теория вершинных достижений любого субъекта находится в прямых межпредметных связях с культурологией;
по функциональным задачам как теория и методология, методика достижений высших результатов (в развитии человека как личности, индивидуальности, в профессии, в социальных задачах) ориентирована на союз с психологией и педагогикой, с социологией и теорией систем, с управленческими и инженерными науками;
-по прикладным характеристикам ориентированная именно на практику высших достижений, сопоставима с телеологией ( наукой о выдвижении целей);
-по высоте целей, выдвигаемых субъектом изучения, сопоставима с обшей психологией и психологией личности, патопсихологией (изучают неординарные и средние способности, «нормальные» и «патологические» способности);
-по онтологическому статусу своего объекта отличается от других наук;
-по ценностным ориентациям предмета как учение о высших гуманистических достижениях человека автономна по отношению ко всем тем наукам (криминалистике, наркологии, психиатрии и др.), изучающих материалы и условия осуществления псевдоакме (алкоголизм и наркоманию, токсикоманию и проституцию, криминальное и антисоциальное поведение, терроризм, наркобизнес и пр.);
-по методологии исследования своего объекта и предмета сочетаема и сопоставима с синергетикой и системным подходом.
Следует выделить и ряд других важных аспектов акмеологии[3,8].
1) онтологический аспект, требующий признания того, что акме — это реализованная природа человека как индивида и рода;
2) гносеологический аспект, вскрывающий отношения акмеологического самосознания к деятельности и смыслу жизни человека;
3) социологический аспект, выражаемый через отношения «человек и карьера, социальный статус», «человек и общественное мнение», «человек и публичная оценка его деятельности», «человек и его авторитетность в социальной среде», «величие и величина человека в разных формах выражения и поддержания»;
4) культурологический аспект, включающий в себя изучение высших достижений национальных культур и всей мировой культуры, все те культурные коды и генотипы, которые вели к этим достижениям;
5) этический и аксиологический аспекты, выражаемые через отношения «моральная оценка и самооценка личности», «моральный выбор и самопроектирование», «человек и мир: проблема соизмеримости ценностей и долга»;
6) эстетический аспект, представляемый через отношения «дизайн бытия — хаос мира», «прекрасное и безобразное», «возвышенное и низменное», «героическое и комическое» и др.;
7) религиозный аспект, выражаемый через отношения «Бог — человек», «Высший Разум - сознание человека», «вера - разум - страсти»;
8) бытовой аспект, выражаемый через отношения "организация жизненного процесса - суета и мелочи жизни", "индивид - близкие" и пр.
9) военный аспект, представляемый через отношения «воин — Отечество», «армия — народ», «гражданский контроль за вооруженными силами» и др.
10) геронтологический аспект, освещаемый через отношения «старость и болезни», «пожилые люди и нетрадиционные трудовые ресурсы», «пожилой человек и профессиональная деятельность»;
11) .метастрофологический аспект, выражаемый через оппозицию «творческие потенции человека - деструктивные тенденции окружающей среды».
12) валесофийный (валеологический) аспект, подчеркивающий значимость общего и физического здоровья человека как жизненной основы, абсолютно необходимой для обретения им акме;
13) инженерный и энергетический аспекты в рамках которых могут быть выделены и изучены соответствующие условия, благоприятствовавшие высшим достижениям ;
14) синергетический аспект, позволяющий увидеть в высших достижениях человека средствами синергетики особое состояние неравновесной устойчивости систем деятельности;
15) эргономический аспект, в соответствии с которым в деятельности человека открывается своя перспектива, связанная с экономией сил и средств в достижении целей, в том числе высших;
16) мыследеятельный аспект, открывающий в высших достижениях отражение результатов коллективной мыследеятельности;
17) телеологический аспект, в котором объясняется акмическая деятельность целеполагания;
18) социально-экологический и практически-критический аспекты обнаруживающие верность общетеоретического поиска в рамках фундаментальной акмеологии.
Достижением западной модели стало представление об акме как энергетическом максимуме, вершинных достижениях человека, его «цветущем состоянии» (здоровье, силе, уме, красоте). Восточный тип культуры, исходит из принципа субстанциональности внешнего духовного мира, отражением и выражением которого выступает душа (даже не душа, а индивидуальный носитель дума). Древние судили о вершинности жизни по плодовитости и физической силе. .Последующее же развитие цивилизации переставило акценты в ресурсах человека: критериями вершинности жизни стали - разум, профессионализм, мораль, политический и национальный этнос, научно-технический потенциал, смысложизненная эвристика и инноватика...
Объектом акмеологии выступают высшие потенции и вершинные достижения различных субъектов (отдельного человека, народа, культуры, цивилизации, мирового сообщества, человечества). Предмет акмеологии, в свою очередь, складывается из трех ключевых вопросов: что такое акме ? каким путем лучше всего достичь акме ?как сохранить акме ?
Задачи акмеологии[3,8]:
I. Комплексное изучение развития человека на ступени взрослости.
2. Выявление микро- и макрооптимумов (или макро- и микроакме), достигаемых людьми вих индивидном, личностном и объектном развитии.
3. Изучение процесса овладения человеком профессией и достижение в ней мастерства как одной из форм его "акме"и выявление путей его достижения.
4. Прослеживание достиженя малыми и большими обшностями своих"акме" и описание основных характеристик этих "акме».
Комплексное изучение развития человека на ступени взрослости
Ступень зрелости человека. - это многомерное состояние, охватывающее различные этапы его жизни и показывающее насколько он состоялся как гражданин, специалист, супруг, родитель, богатство его связей с окружающей действительностью. Время выхода на уровень"акме" человека как индивида, личности субъекта деятельности часто не совпадает. Зрелости предшествует гармоничная и содержательная жизнь человека. Человек к ступени зрелости характеризуется ценностными ориентациями, способностями, запасом знаний, умений, навыков как субъект деятельности. Акмеология исследует механизмы и результаты воздействия макро-, мезо-, микросоциумов (государства. общества, коллективов, семьи и др.) и природных условий на человека, решая задачу разработкистратегии организации его жизни, оптимально приводящей к зрелости.
Дата добавления: 2016-02-20; просмотров: 888;