ОПЕРАТОРЫ. УПРАВЛЯЮЩИЕ КОНСТРУКЦИИ ЯЗЫКА
Операторы служат основными строительными блоками программы. В языке Си указанием на наличие оператора служит символ «точка с запятой», стоящий в конце него.
Операторы состоят из выражений. Выражение представляет собой объединение операций и операндов. Операндом называется то, над чем выполняется операция.
Оператор присваивания
Общий вид оператора присваивания <Имя> = <Выражение>;
Пример: int x, у, а;
х=5;
у=х*2+7;
а=у/4;
Переменные получают значения: х=5, у=17, а=4.
В языке Си разрешается включать присваивания в выражения, т. е. присваивание может рассматриваться как операция с учетом старшинства и влияния скобок.
Пример: а=(у=(х=5)*2+7)/4.
В результате переменная х получает значение 5, причем это значение участвует в дальнейших вычислениях. Затем выполняется умножение (5*2), сложение (10+7) и еще одно присваивание (у=17). Переменная у получает значение 17, после чего производится деление (17/4), результат которого присваивается переменной а.
В языке Си для компактной записи операторов присваивания имеются специальные операции
+=_=*= /= %= Так, следующие две записи на языке Си эквивалентны: i = i+2 и i+=2.
Пример:
int x,y;
х=у=5;
х+=2; /* х увеличить на 2, результат х=7 */ у- =3; /* у уменьшить на 3. результат у=2 "7 х*=у; /* х умножить на у, результат х=14 */ .- х/=++у; /* разделить х на увеличенный у; результат у=3,х= 12/3 */
Операция присваивания сама по себе имеет значение (равное значению выражения, стоящего справа от знака "=") и может входить в выражения.
Оператор if/else
Общий вид оператора:
If(<выражение>) <оператор1>
else <оператор2>;
Здесь часть "else <оператор2>" является необязательной, можно применять и одиночный оператор
If(<выражение>) <оператор1>;
Вначале вычисляется значение выражения. Оператор выполняется, если значение выражения истинно. Если выражение ложно (его значение равно нулю), и если есть часть с else, то выполняется оператор2.
Программа 88 (нахождение наибольшего из двух целых чисел а и b)
#include <stdio.h>
main( )
{
int a,b;
printf("Введите первое число -"); scanf("%d", &a) ;
printf("Введите второе число - "); scanf("%d", &b) ;
if (a==b)
printf("Заданные числа равны.\n");
else
if (a>b)
printf("Первое число больше второго.");
else printf("Второе число больше первого.");
}
При программировании требуется аккуратно различать знаки = и ==, потому что в ряде случаев компилятор не сможет обнаружить ошибки, связанной с неправильным использованием знаков этих операций, что приведет к неверным результатам.
В качестве оператора! может стоять любой оператор, в частности, снова оператор if/else. При этом может возникнуть неоднозначность, если во вложенной последовательности операторов if/else часть else опускается. Else всегда соответствует ближайшему предыдущему if, не содержащему else.
Например, в конструкции
if(n>0)
if(a>b) z=a;
else z=b;
else относится к внутреннему if. Если требуется отнести else к внешнему if, то необходимо использовать фигурныескобки:
if(n>0)
{
if(a>b) z=a;
} else z=b;
Часто приходится осуществлять выбор более чем из двух вариантов. Чтобы учесть это, конструкция if/else расширяется конструкцией else/if. Распространенный способ выбора по значению из нескольких вариантов:
If (<выражение1>) <оператор1>
else if <выражение2>) <оператор2>
else if (<выражение3>) <оператор3>
else <oпepaтop>;
Выражения просматриваются последовательно сверху вниз; как только какое-то выражение становится истинным, выполняется следующий за ним оператор, и на этом вся цепочка заканчивается. Последняя часть else,как и раньше, может быть опущена.
В языке Си имеется компактный способ записи одного из видов оператора if/else. Он называется «условным выражением» или «тернарной операцией». Такое выражение выглядит в общем виде так:
В1?В2:ВЗ
Сначала вычисляется значение выражения В1. Если оно отлично от нуля (истинно), то вычисляется значение выражения В2, которое и становится значением условного выражения. В противном случае вычисляется значение выражения ВЗ, и оно становится значением условного выражения.
Условное выражение удобно использовать в тех случаях, когда имеется некоторая переменная, которой можно присвоить одно из двух возможных значений. Типичными примерами являются присваивание переменной значения большей из двух величин:
max = (a>b)?a:b;
и нахождение абсолютногозначения числа:
х = (у<0)?-у : у;
Дата добавления: 2016-02-20; просмотров: 682;