Понятие и субъекты представительства
Иногда возникают случаи, когда гражданские права и обязанности могут осуществляться не самими управомоченными и обязанными лицами, а другими лицами – их представителями. При каких обстоятельствах лицо может прибегать к использованию представительства?
Во-первых, по юридическим причинам, прежде всего вследствие недостаточной дееспособности субъекта (например, малолетнего или недееспособного гражданина) или в силу отсутствие специального статуса (например, статуса финансового учреждения или торговца ценными бумагами). Во-вторых, по фактическим причинам, вследствие фактической невозможности осуществить права и выполнить обязанности (в силу болезни, отсутствия в месте постоянного жительства, чрезмерной загруженности, недостаточной компетенции, нехватки специальных познаний, и т.п.).
Таким образом, представительство – это гражданское правоотношение, при котором сделка, совершённая одним лицом, действующим в пределах данных ему полномочий (представителем) от имени другого лица (представляемого), непосредственно создаёт, изменяет или прекращает гражданские права и обязанности представляемого.
Представительство – это институт гражданского права, который регулируется отдельной Главой 17 ГК Украины. Согласно ст. 237 ГК, представительство – это правоотношение, в котором одна сторона (представитель) обязана или имеет право совершить сделку от имени второй стороны, которую она представляет.
Гражданско-правовое отношение представительства следует отличать от таких явлений, как представительство – вид обособленного подразделения юридического лица (ст. 95 ГК) и процессуальное представительство (представительство интересов в гражданском или хозяйственном процессе) (ст.ст. 38-45 ГПК). С другой стороны, представительство следует отличать от действий в интересах другой стороны без поручения, в случае, если интересам этой стороны угрожает опасность наступления невыгодных для нее имущественных последствий (Глава 79 ГК).
Механизм представительства основывается на двух видах отношений:
1) внутренние отношения, складывающиеся между представителем и представляемым в связи с предоставлением представителю полномочий по осуществлению действий в интересах представляемого;
2) внешние отношения, складывающиеся между представителем и третьими лицами по поводу осуществления действий в интересах представляемого.
Таким образом, к субъектам отношений представительства относятся следующие лица.
1) Представляемое лицо. Представляемым может быть любое физическое или юридическое лицо, а также иной субъект правоотношений (территориальная громада, государство и т.п.). Представляемый может не обладать достаточной дееспособностью (например, быть малолетним или недееспособным). Вместе с тем, закон выдвигает определенные требования к объему прав представляемого. В соответствии с ч. 1 ст. 238 ГК, представитель может быть уполномочен на совершение лишь тех сделок, право на совершение которых имеет представляемый. Вместе с тем, по смыслу закона, данная норма рассчитана на применение, прежде всего, к случаям договорного, а не законного представительства.
В некоторых случаях закон допускает действие представителей от имени субъекта, которого еще не существует. Так, в соответствии со ст. 8 ЗУ «О хозяйственных обществах»[273], учредители могут заключать сделки от имени общества еще до его государственной регистрации (например, договор аренды помещения для будущего офиса), однако такие сделки будут считаться заключенными с обществом только в случае их последующего одобрения созданным обществом.
Достаточно спорным на практике является вопрос о возможности выдачи одним из супругов доверенности на отчуждение общего имущества без согласия второго супруга. Согласно ст. 65 СК, письменно выраженное согласие второго супруга необходимо для заключения договоров, требующих нотариального удостоверения и/или государственной регистрации, а также договоров по поводу ценного имущества. Вместе с тем, выдача доверенности, будучи односторонней сделкой, не может считаться договором, и поэтому на совершение такой сделки требование ст. 65 СК по поводу необходимости наличия согласия второго супруга, будучи истолкованным буквально, не распространяется.
2) Представитель. Представителем может быть физическое или юридическое лицо, наделенное полномочием совершать юридические действия (сделки) от имени представляемого лица. Физическое лицо должно быть полностью дееспособным (как исключение – должно достигнуть 16 лет); юридическое лицо, обладающее специальной правосубъектностью (общественная организация, банк или иное финансово-кредитное учреждение) не может осуществлять представительство вопреки уставным целям деятельности. Деятельность представителя имеет ряд специфических свойств.
1. Права и обязанности представляемого лица реализуются представителем с помощью юридических действий (путем заключения сделок). А потому, как верно отмечено в ч. 2 ст. 237 ГК, не является представителем лицо, уполномоченное на ведение переговоров относительно заключения сделок в будущем. Кроме того, исходя из этого же критерия, следует отличать от представительства действия следующих лиц:
– посыльного (курьера), целью действий которого является не заключение сделок, а физическая передача документов, информации, согласия на осуществление сделки (несмотря на то, что для этого курьеры могут заключать вспомогательные сделки – перевозки пассажиров, почтовой пересылки и т.п.);
– рукоприкладчика, т.е. лица, способствующего совершению сделки, подписывая его за сторону, которое не способно это сделать собственноручно вследствие физического недостатка, болезни или по иной уважительной причине (ст. 214 ГК). В данном случае рукоприкладчик не совершает самостоятельной сделки, а лишь проставляет на сделке, заключенной другим лицом, обязательный требуемый законом реквизит – собственноручную подпись;
– лица, чье согласие (разрешение) необходимо для заключения сделки (родители в отношении несовершеннолетних, попечители в отношении ограниченно дееспособных; орган опеки и попечительства в отношении сделок, затрагивающих интересы малолетних, несовершеннолетних, недееспособных; наблюдательный совет в отношении директора юридического лица (если это предусмотрено уставом)). Такое лицо осуществляет лишь контроль за разумностью и целесообразностью заключаемой сделки.
2. Представитель действует от имени представляемого лица. Поэтому в соответствии с ч. 2 ст. 237 ГК не является представителем лицо, действующее в чужих интересах, но от собственного имени (например, комиссионер по договору комиссии, исполнитель завещания, действующий в интересах наследников). Кроме того, по смыслу ЗУ «О восстановлении платежеспособности должника или признании его банкротом», не является представителем арбитражный управляющий, поскольку он, во-первых, совершает юридически значимые действия от своего имени, а во-вторых, действует в интересах не только несостоятельного должника, но и его кредиторов.
3. Представитель находится с представляемым в особых личностно-доверительных (фидуциарных) отношениях, обязуясь действовать исключительно в интересах представляемого. Вследствие этого, во избежание возникновения конфликта интересов, закон запрещает представителю заключать сделки от имени представляемого в отношении себя лично, а также иных лиц, которых он представляет (ч. 3 ст. 238 ГК). Судебная практика распространяет данный запрет на заключение сделок между двумя юридическими лицами, имеющими общий исполнительный орган (напр., директора), непосредственно совершающий сделку.[274] Как особый случай (учитывая широкие возможности для злоупотреблений) законодательство стремится исключить конфликт интересов в отношениях между опекуном и подопечным. Согласно ч. 1 ст. 68 ГК, опекун, его супруг (супруга), близкие родственники не имеют права заключать сделки с подопечным, за исключением передачи имущества по договору дарения или в безвозмездное пользование по договору ссуды.
Исключением из общего правила является коммерческое представительство. В соответствии со ст. 243 ГК, коммерческим представителем является лицо, которое постоянно и самостоятельно выступает представителем предпринимателей при заключении ими договоров в сфере предпринимательской деятельности. Коммерческое представительство одновременно нескольких сторон сделки допускается с согласия этих сторон и в иных случаях, установленных законом. Особенности коммерческого представительства в отдельных сферах предпринимательской деятельности устанавливаются законом, в частности, Главой 31 ХК Украины «Коммерческое посредничество (агентские отношения) в сфере хозяйствования». Согласно ст. 295 ХК, коммерческий посредник (агент) не может заключать соглашения от имени представляемого лица в отношении себя лично.
Злонамеренное соглашение представителя с другой стороной с целью получения представителем выгоды является основанием для признания заключенной представителем сделки недействительной на основании ст. 232 ГК, а представитель и вторая сторона могут быть обязаны солидарно возмещать причиненные доверителю убытки и моральный вред. Вместе с тем, для признания сделки недействительной по данному основанию доверитель будет обязан доказать факт наличия умышленного сговора представителя и второй стороны, вследствие чего наступают неблагоприятные последствия для доверителя (представляемого).[275]
4. Представитель не может заключать сделки, а также совершать иные юридически значимые действия, которые по своему характеру должны быть совершены стороной исключительно лично (ч. 2 ст. 238 ГК). Так, не допускается совершение через представителя завещаний (ч. 2 ст. 1234 ГК), подача заявления на принятие наследства (ч. 2 ст. 1269 ГК), отмена завещания и внесение в него изменений (ч. 6 ст. 1254 ГК), регистрация брака (ч. 2 ст. 34 СК), усыновление (ст. 233 СК). Кроме того, согласно ч. 2 ст. 68 ГК, опекун не имеет права заключать от имени подопечного договоры дарения и обязываться от его имени поручительством.
В специальной литературе было высказано мнение, что после вступления в силу нового ГК Украины (т.е., с 1.01.2004 г.) является недопустимой передача представителям корпоративных прав, поскольку, согласно ст. 100 ГК, право на участие в обществе является личным неимущественным правом и не может отдельно передаваться другому лицу[276]. Вместе с тем, и в ЗУ «О хозяйственных обществах» (ст. 41), и в самом ГК Украины (абз. 2 ч. 1, абз. 2 ч. 3 ст. 159) предусмотрена возможность осуществления корпоративных прав участников (акционеров) (прежде всего, право на участие в общем собрании, включающее право голосовать, ставить определенные вопросы на повестку дня и т.п.) через назначенных ими представителей.
5. Последствия юридических действий представителя (возникновение субъективных прав и обязанностей, установление ответственности за ненадлежащее исполнение обязанностей) наступают не для него лично, а для представляемого лица, при условии, что представителем не были превышены пределы предоставленных ему полномочий (ст. 239 ГК).
3) Третье лицо. Деятельность представителя связана с заключением от имени представляемого сделок с третьими лицами, у которых вследствие действий представителя устанавливаются правоотношения (т.е. изменяются или прекращаются субъективные права и обязанности) с представляемым лицом (при условии, что представитель не превышает пределы своих полномочий). Закон не выдвигает в отношении третьих лиц в представительстве никаких специальных требований, однако, по смыслу отношений, третьи лица должны быть поставлены представителем или представляемым в известность по поводу наличия отношений представительства и объема полномочий представителя (путем предъявления надлежаще оформленной доверенности, договора между представителем и представляемым, документов, удостоверяющих законное представительство и т.п.).
Таким образом, в сущности представительства лежит деятельность представителя по реализации полномочий в интересах и от имени представляемого перед третьими лицами. Полномочие – это возможность представителя совершать сделки (юридически значимые действия) от имени и в интересах представляемого. Полномочие является особым субъективным правом, реализуемым представителем в отношении с третьими лицами, которое является производным от правосубъектности представляемого и делегируется представителю в силу договора или предписания закона.
Проверка полномочий представителя является необходимым моментом в реализации отношений представительства. На практике чаще всего объем предоставленных представителю полномочий определяется в выданной представляемым доверенности. Вместе с тем, полномочия коммерческого представителя, кроме доверенности, могут также подтверждаться письменным договором между ним и представляемым (ч. 3 ст. 243 ГК). Полномочия лиц, действующих от имени юридического лица, могут определяться в уставе данного юридического лица. Без доверенности от имени юридического лица (хозяйственного общества) действует лицо, назначенное его руководителем (директором), полномочия которого предусмотрены учредительными документами общества. Наконец, полномочие может также явствовать из обстановки, в которой действует представитель (например, продавец в розничной торговле, кассир и т.п.).
В случае, если сделка заключается руководителем обособленного подразделения юридического лица (филиала, представительства, отделения) при наличии надлежащих полномочий у представителя на осуществление такой сделки, но в самой сделке ошибочно не указано, что она заключается от имени юридического лица (не указано наименование представляемого юридического лица), одно лишь это обстоятельство не может быть основанием для признания сделки недействительной, и она считается заключенной от имени и в интересах юридического лица.[277]
Особые правила действуют в отношении представительства интересов юридических лиц их органами (напр., директором). В соответствии со ст. 92 ГК, юридическое лицо приобретает гражданские права и обязанности и осуществляет их через свои органы, которые создаются и действуют в соответствии с учредительными документами и законом, а в случаях, установленных законом, и через своих участников. Орган или лицо, которое в соответствии с учредительными документами юридического лица или законом выступает от его имени, обязаны действовать в интересах юридического лица, добросовестно и разумно и не превышать своих полномочий.
В соответствии с ранее действовавшим законодательством, если другая сторона знала об отсутствии у представителя юридического лица надлежащих полномочий, то ее требования о признании сделки недействительной удовлетворению не подлежали. При этом предположение о том, что сторона знала или должна была знать об отсутствии у представителя полномочий, суды основывали на обязанности третьих лиц проверять полномочия представителя юридического лица или руководителя обособленного подразделения на заключение оспариваемой сделки[278]. Вместе с тем, согласно ГК 2003 г. (п. 2 ч. 3 ст. 92 ГК), в отношениях с третьими лицами ограничение полномочий в отношении представительства юридического лица не имеет юридической силы, кроме случаев, когда юридическое лицо докажет, что третье лицо знало или по всем обстоятельствам не могло не знать о таком ограничении (например, будучи участником общества, имело доступ к его учредительным документам).
По общему правилу, заключение сделки с превышением полномочий не создает для представляемого никаких последствий и должна быть признана недействительной на основании ст. 241 и п. 1 ст. 203 ГК (заключение сделки с нарушением требований законодательства в отношении достаточных полномочий лица, заключающего сделку)[279] (по старому законодательству – на основании ст.ст. 48 и 63 ГК УССР 1963 г.[280]).[281] Однако в специальной литературе существует мнение, что превышение полномочий представителем является основанием не для недействительности, но для незаключенности сделки, поскольку у представителя при заключении сделки отсутствует правовая связь с представляемым лицом.[282]
Вместе с тем, согласно ст. 241 ГК (в ГК УССР – ст. 63), сделка, заключенная представителем с превышением полномочий, может создавать, изменять, прекращать гражданские права и обязанности представляемого в случае его последующего одобрения заключенной сделки. При этом одобрение может выражаться как прямо (например, в письме, телеграмме, подтверждающих одобрение заключенной представителем сделки), так и косвенно, посредством совершения действий, свидетельствующих об одобрении заключенной представителем сделки (например, путем принятия исполнения[283] (в т.ч. оплаты)[284], осуществления платежа другой стороне, отгрузки товара, подписания спецификации[285], уплату процентов, неустойки по основному долгу и т.п.). Следует также иметь в виду, что закон не устанавливает временнóго отрезка, в течение которого должно быть дано одобрение, поэтому сделка может быть легитимизирована представляемым и даже через достаточно продолжительное время. При этом, при наличии выраженного одобрения последующее требование о признании сделки недействительной удовлетворению не подлежит[286].
В практике хозяйственных судов закрепилось проведение различия между одобрением (утверждением) сделки, заключенной представителем с превышением полномочий, и последующим утверждением сделки, заключенной директором хозяйственного общества в рамках своих полномочий, общим собранием общества, если сделка превышает размер, установленный уставом общества (ст. 41 ЗУ «О хозяйственных обществах»). Согласно такому пониманию, неутверждение заключенной сделки общим собранием общества не влияет на ее юридическую силу, поскольку «данной нормой предусмотрено не заключение, а утверждение сделки»[287]. Вместе с тем, последняя практика Верховного Суда Украины сигнализирует о постепенном отказе от данного подхода. Так в постановлении от 13.03.2007 г. Верховный Суд согласился с доводами апелляционного суда, признавшего недействительным договор имущественного поручительства, заключенный единолично директором АО вопреки положениям устава АО, который требовал утверждение сделок на сумму, превышающую 60 % уставного фонда общества, правлением общества[288].
Дата добавления: 2016-02-20; просмотров: 825;