Эллинистическая философия.
Эллинистический период античной философии охватывает сер.IV в. до н.э. и до конца античной эпохи.
В эпоху Эллинизма, с одной стороны, продолжалось развитие философских учений предшествующих периодов (неопифагореизм, неоплатонизм и т.д.), а с другой – на базе предшествующих учений или как реакция на них появился целый ряд новых учений (кинизм, стоицизм, скептицизм, эпикуреизм и т.д.).
Центральное место в большинстве философских учений эпохи эллинизма заняла этическая проблематика. Цель философии чаще всего понималась как обретение счастья, что возможно только при должном поведении. Но решить вопрос о том, как должен вести себя человек, можно только понимая, что представляют собой люди и какое место они занимают в мироздании (космосе). Поэтому анализ этических проблем был неразрывно связан с учениями о природе.
Источники | Философское направление | Виднейшие представители |
Софистика Элеаты Демокрит Платон | Скептицизм | Пирон Секст Эмпирик |
Гераклит Кинизм | Стоицизм | Зенон из Китиона Сенека Марк Аврелий |
Демокрит | Эпикуреизм | Эпикур Секст Эмпирик |
Сократ | Кинизм | Антисфен, Диоген Синопский, Кратет |
Пифагор | Пифагореизм, Неопифагореизм | Филолай, Ликон |
Аристотель | Аристотелизм (перипатеизм) | Теофраст |
Платон | Платонизм | Плутарх Афинский |
Платонизм Пифагореизм | Неоплатонизм | Плотин, Порфирий, Ямфлих, Прокл |
Скептицизм.
Термин «скептицизм» происходит от древнегреческого слова «скепсис», что может быть переведено как «рассматривание, разбор, колебание».
Скептицизм – это философское направление, где сомнение оказывается универсальным философским принципом, т.е. последовательно проводится идея о недостоверности всякого знания. Основоположником античного скептицизма считается Пирон; а виднейшим представителем скептицизма в римской философии – Секст Эмпирик.
Пиррон
(360 – 270 до н.э.)
Родился в городе Элиде.
Пиррон настолько последовательно придерживался, характерного для скептицизма универсального принципа сомнения, что даже на вопрос: «Пиррон ты умер?» - отвечал: «Не знаю».
Основные труды. Пиррон из принципа ничего не писал.
Философские воззрения. Центральная проблема философии Пиррона: как человеку стать счастливым? Для её решения Пиррон считал достаточно ответить на три вопроса:
- Что есть то, что нас окружает?
- Как мы должны к этому окружающему относится?
- Что следует из должного отношения?
Ответ на первый вопрос: Рассматривая всю предшествующую ему философию, Пиррон вполне справедливо указывает, что различные мудрецы по-разному объясняли происхождение и сущность мира и невозможно предпочесть одну точку зрения другой. Всякая вещь есть «это» не в большей степени, чем «то».
Отсюда следует ответ на второй вопрос: Мы должны воздерживаться от каких-либо суждений обо всем, существующем в этом мире.
Отсюда следует ответ на третий вопрос: Полнейшая невозмутимость, бесстрастность, безмятежность (атараксия), т.е. счастье.
Стоицизм.
Название Школы «стоицизм» («стоики») произошло от названия портика «Стоя» («Пестрый зал») в Афинах, где собирались первые стоики. Школа была основана около 300 года до н.э. Зеноном из Китиона.
Три периода в истории стоицизма:
Название периода | Время | Крупнейшие представители |
Древняя стоя | III – II вв. до н.э. | Зенон, Клеанф, Христипп |
Средняя стоя | II – I вв. до н.э. | Панетий, Посийдоний |
Поздняя стоя | I – II вв. н.э. | Сенека, Марк Аврелий |
Основные труды. До нас дошли только отдельные фрагменты сочинений стоиков начальных периодов. Но сохранилось большое количество работ Сенеки, важнейшая из которых – «Нравственные письма к Луцилию», и сочинение императора Марка Аврелия «Наедине с собой».
Философские воззрения. Классификация наук. Стоики делили науки на логику, физику (натурфилософию) и этику, сравнивая их с садом или яйцом.
|
|
|
Логика и гносеология. Стоики опирались на аристотелевскую логику, обогатив ее своими исследованиями в области языка.
Источник любого знания – ощущения. Накапливаясь в нашей памяти, ощущения и восприятия позволяют нам сравнивать черты сходства и различия объектов, выделять их существенные признаки и тем самым обосновывать понятия. Отсюда понятия (общее) не имеют самостоятельного существования вне ума, реально существуют только единичные вещи.
Физика. Космос – живое, разумное и материальное целое сферической формы и находящееся в пустоте. В едином мире различались два начала: пассивное материальное и активное идеальное – всепроникающий сперматический логос (Бог).
Космология и космогония. Саморазвитие мира, происходит циклично, каждый цикл заканчивается Мировым пожаром, когда все существующее воспламеняется и становится огнём. В начале нового цикла творческий логос-огонь, содержащий в себе семена всех вещей, порождает из себя 4 стихии, а из них все тала в мире. Космология принимается аристотелевская.
Но при этом считается, что творческий огонь в соединении с воздухом составляет «огненное дыхание» (пневму), которая принизывает весь мир и связывает его в единое целое.
Логос устраивает мир целесообразно, где все части имеют свое предназначение (телеологизм). Логос же является и природным законом, управляющим мировым развитием и тем самым судьбой, рассматриваемой как цепь причин всего происходящего в мире (детерминизм). В позднем стоицизме судьба и необходимость отождествляются (фатализм).
Антропология. Человек, как и весь космос, состоит их четырех стихий: тело – из Земли и Воды, а душа – из Воздуха и Огня (пнемы). Огненная часть души – разум – есть часть мирового разума, а душа – часть мировой души. Душа смертна, но души мудрецов могут существовать после смерти тела до очередного мирового пожара.
Этика. Конечная цель человеческой жизни – счастье. Счастье понимается как жизнь согласно природе (логосу), и только такая жизнь является добродетельной. Идеалом стоиков является мудрец достигший добродетели и бесстастия, добровольно следующий судьбе, жизнь которого и душевное состояние не зависят от внешних обстоятельств (примером считался Сократ). Стоики разработали ряд аргументов, объясняющих существование в мире зала и тем самым играющим роль теодицеи[7] – оправдания Бога.
Аргументы, оправдывающие существование в мире зла.
Этический | Зло нужно для того, чтобы мудрецы могли в терпении и добродетели. |
Физический | Бог не всемогущ, его воля постоянно наталкивается на слепую необходимость природы, которая стихийно противится промыслу Бога. |
Космологический | То, что для части является злом, может быть добром для целого. |
Логический | Если бы не существовало зла, то не было бы и добра. |
Эпикуреизм.
Эпикуреизм – философское направление, названное по имени его основоположника Эпикура. Крупнейший представитель эпикуреизма в римской философии – Тит Лукреций Кар (99 – 55 гг. до н.э.), поэма которого «О природе вещей» является в настоящее время основным источником сведений об эпикуреизме. Эпикуреизм в целом можно охарактеризовать как атомизм эллинистической эпохи.
Эпикур
(342 – 270 до н.э.)
Родился на острове Самос. С 14 лет начал активно заниматься наукой и философией. В 18 лет приехал в Афины, затем переехал в Малую Азию.
В 307 г. до н.э. вернулся в Афины и основал школу «Сад Эпикура». На воротах была надпись: «Странник, здесь тебе будет хорошо, здесь высшее благо - наслаждение».
Философия Эпикура представляет собой развитие античного атомизма, но сам Эпикур отрицал влияние Демокрита на своё философское учение.
Основные труды: Эпикур написал около 300 книг, но сохранилось лишь несколько писем и фрагментов. В основном учение Эпикура известно по поэме Лукреция «О природе вещей».
Философские воззрения: Главная цель философии – достижение счастья.
Классификация наук. Эпикур делил науки на физику, гносеологию (в терминологии Эпикура - канонику) и этику. «Без естествознания нельзя приобрести неомраченные наслаждения», - говорил Эпикур, отсюда необходимость изучение природы.
Физика. Все в мире состоит из атомов и пустоты. Количество атомов бесконечно, но количество их видов ограничено, хотя и необозримо. Атомы различаются не только по форме, размерами и положению (как это было у Демокрита), но еще и по весу. Пустота бесконечна, но она не одинакова во всех направлениях, так как атомы падают сверху вниз.
Эпикура не устраивает фатализм Демокрита, следующий из тезиса о причинной обусловленности всех явлений (детерминизм). Чтобы обосновать возможность свободы воли у человека, Эпикур допускает, что при движении атомы способны самопроизвольно отклоняться, а это приводит к столкновениям атомов и порождает случайность (индетерминизм).
Все существующие в мире вещи возникают и разрушаются, но атомы вечны и неизменны.
Гносеология(каноника).от всех вещей постоянно идет истечение их образов (разреженных копий). Образы предметов проникают в наши органы чувств и возникают ощущения.
Вещи постигаются посредством души, состоящей из особо тонких и подвижных атомов. Так как душа «разлита» по всему телу, то ощущения вызывают движения частиц души, находящиеся поблизости, а те передают его другим. Образ предмета в душе остается в мысли. Память есть сохранение этого образа; процесс познания состоит в мысленном сравнении одного образа с другим. При этом индивидуальные черты объектов стираются, остается общее – именно так образуются понятия.
Этика. Высшее благо в жизни – наслаждение. Наслаждение, прежде всего, есть отсутствие страданий(а вовсе не чувственные удовольствия!). лучшее средство для этого – самоустраниться от всех волнений и тревог, от общественных и государственных дел, максимальная независимость от внешних условий, отказ от необходимых желаний. Желания делятся на несколько категорий:
Виды желаний | Примеры | Должное отношение |
Естественные и необходимые | Простая еда, питье, одежда и т.п. Дружба, занятие науками | Необходимо удовлетворять |
Естественные, но не необходимые | Половая жизнь | Удовлетворять умеренно |
Не естественные и не необходимые | Предметы роскоши, изысканная еда и т.п. Почет слава | Полный отказ |
Кинизм.
Название школы произошло от названия холма в Афинах.
Основоположник кинизма – Антисфен (444 – 368 гг. до н.э.), который сначала учился у софиста Горгия, а затем - у Сократа.
Самый знаменитый киник – Диоген Синопский (400 – 323 гг. до н.э.) – ученик Антисфена; часто именно Диогена называют истинным основоположником кинизма.
Основные труды. Ни одна работа киников до нас не дошла. Известны только отдельные фрагменты из них.
Школа киников:
Горгий
Сократ Антисфен Диоген Синопский Кратет
Онесикрит Метрокл
Гиппархия
Бион Борисфенский
Философские воззрения. Киники не стремились к построению и законченной теории бытия, теории познания и т.п. Их целью было воплощение их философских идеалов в жизни, создание и пропаганда особого «кинического» образа жизни. Их философия – философия отщепенцев, которые сомнительно ставили себя вне общества, отбрасывали общепринятую мораль и нормы поведения, бравировав этим и возводив такое поведение в принцип. Киники призывают индивида опираться только на самого себя, считая это единственным путем для обретения высшей ценности, - духовной свободы, независимости от мира и других людей.
Они презирали знатность и богатство, считая последнее аморальным и «с наслаждением презирали самое наслаждение», пренебрегали образованностью и воспитанием.
Отношение к Богам. Киники не отрицали существование Богов, но считали, что у них ничего не надо просить, чтобы не утратить свою независимость.
Судьба учения. Учение киников во многом повлияло на этику стоиков; презрение к материальным благам и образ жизни киников способствовал становлению христианских идеалов аскетизма.
Выводы.
Подводя итоги развития греческой философии раннего и классического периодов, можно отметить формирование трех направлений в философии, сыгравших значительную роль во всей истории философии.
Однако во многих случаях принадлежность к монизму, дуализму и плюрализму была строгой, что хорошо видно из следующей схемы. Тем не менее, в силу традиции многое философы безоговорочно причисляются к определенному направлению.
Материальные первоначалаИдеальные первоначала
Фалес
|
Анаксимен
| |||
Гераклит Эмпедокл
| |||
| |||
Ксенофан
|
Анаксимандр
|
Пифагор
|
|
Анаксагор
Парменид
Зенон
|
Демокрит
Платон
|
|
Аристотель
Схема. Виды первоначал в древнегреческой философии.
[1] В данном случае термин «диалектика» используется в современном смысле, т.е. как учение о постоянной и принципиальной изменчивости, подвижности мира.
2 Пифагору приписывается доказательство «теоремы Пифагора» и превращение математики из эмпирической в теоретическую науку; также он внес свой вклад в развитие астрономии.
От периода эллинизма до нас дошёл ряд легенд о Пифагоре, например, что у него было золотое бедро, что его одновременно видели в двух разных городах, что Пифагор помнил свои предыдущие рождения и его первое воплощение на земле было в виде сына бога Гермеса.
[3] Сохранилась легенда о том, как Пифагор пришел к этой идее. Однажды он проходил мимо кузницы и заметил, что неодинаковые по весу молоты, ударяясь о наковальню, издают звуки разной высоты. Эта зависимость может быть выражена числами, следовательно, «число владеет вещами».
[4] Понятие – это форма мышления, в которой мы по существенным признакам выделяет группу объектов, отвлекаясь при этом от индивидуальных свойств этих объектов.
[5] «Телео» на древнегреческом языке означает «цель». Телеология – философское учение, в котором утверждается целесообразное устройство мира, при котором все исходящее в мире трактуется как соответствующее каким-то природным или божественным целям.
[6] Название «Ликей» возникло потому, что школа располагалась в роще, посвященной Апполону Ликейскому (Волчьему).
[7] Сам термин «теодицея» был введен в философию Лейбницем в XVIII веке.
Дата добавления: 2016-02-20; просмотров: 4776;