СОЦИОЛОГИЯ КАК НАУКА

 

 

Термин «социология» (от франц. sociologie) впервые употребил О.Конт, понимая под ним «науку об обществе, о социальной жизни».

П. Сорокин определил социологию как науку, изучающую поведение людей, живущих в среде себе подобных.

Нейл Смелзер определяет социологию как научное изучение общества и социальных отношений.

В качестве особой науки социология начала формироваться лишь два века назад. Ее основатели, европейские ученые XIX в. (краткое изложение их идей и теорий включено в отдельные главы этой книги), стремились понять и объяснить огромные перемены, происходившие в результате промышленной революции, развития демократических идей и институтов.

 

Во все времена стремление понять механизмы социальных про­цессов, найти ответы на вопрос о своей роли и месте в жизни социума составляло предмет наиболее серьезных размышлений че­ловека. Научное постижение основ жизни общества имеет глубокие исторические корни. Но социологическое знание представляет со­бой качественно новый этап в истории научного осмысления об­щественных явлений. Можно согласиться, что социология, рож­денное в ее недрах социологическое видение в своеобразной форме выражают (и в то же время порождают) некоторые важные осо­бенности современной цивилизации, для которой характерны осо­бый акцент на многообразии потребностей и способностей челове­ка, принципе рационализма,/доказательности знания, самостоя­тельности и критичности мышления.

Как свидетельствуют опыт и научная традиция, прежде всего следует определить, какие же свойства социологического подхода обусловливают качественные особенности, достоинства социоло­гической науки, т.е. выявить отличия социологии от других наук, изучающих человека и общество.

 

ОБЪЕКТ, ПРЕДМЕТ, МЕТОД исследований. Приступая к изучению той или иной науки и пытаясь понять ее специфику, прежде всего мы определяем объект, предмет и метод данной науки.

Объект науки — это область окружающей действительности, на которую направлен исследовательский поиск. Природа, животный и растительный мир, человек, общество, этнос, культура и т.д. .— все это объекты, но сразу нескольких наук. Так, животный мир может быть предметом изучения биологии, зоологии, зоопсихоло­гии, палеонтологии и др.; человек, общество, культура, этнос и т.п. наряду с социологией изучаются историей, психологией, куль­турологией, этнографией, филологией, искусствознанием и т.д..

Предмет науки — это свойства, аспекты, признаки, характери­стики, которые интересуют данную науку в этом объекте. Так, че­ловек является объектом изучения таких наук, как антропология, биология, философия, психология, но каждая из них выделяет в человеке те специфические особенности, которые важны именно для данной науки.

Метод науки — это совокупность, система основных познава­тельных приемов, процедур, с помощью которых осуществляется научное исследование.

Каждая наука обладает своим методом. Но этот метод, в самом общем виде включает в себя общенаучные элементы (в частности, логику, ее основные процедуры, требования к обоснованию зна­ния, правила выведения умозаключения и т.д.) и специальные, при­сущие прежде всего этой науке принципы организации научной деятельности. Так, философское рассуждение, интерпретация ка­кого-либо исторического факта, явления по «стилю» существенно отличаются от рассуждений историка на ту же тему (как пример – историческое сознание).

 

Для того чтобы сознательно регулировать, контролировать про­цесс социологического познания общественных явлений, необходи­мо представить определенный образ познавательной деятельности, т.е. остановиться на главных познавательных процедурах, которые в основном и характеризуют метод социологии.

 

В настоящее время сложились различные типы познания социальной действительности, которые взаимодействуют и взаимодополняют друг дру­га. А.Г. Эфендиев выделяет три основных:

обыденное познание («здравый смысл»). Это фрагментарное, в основном несистематизированное, т.е. не теоретичное, понима­ние социальных явлений, окружающего мира вообще. Такое по­нимание формируется на основе житейского, а не научного опыта повседневной жизни человека. Знания о социальном мире не специально добываются, а являются, как правило, «случайным», «побочным» продуктом практической жизни. В силу этого обыденное сознание ориенти­ровано на постулирование (а не на доказательство) и наряду с безусловно точными сведениями о социальной жизни зачастую порождает фантазии, мифы, слухи о тех или иных социальных явлениях;

философское познание. Это целостное, систематизированное, те­оретико-концептуальное осмысление действительности на основе преимущественно умозрительных, логических процедур. Оно носит предположительный, неоднознач­ный характер, положения формулируются на основании логически и теоретически допустимого (непротиворечивого). Философское по­знание имеет оценочный характер (т.е. оценивает явления с точки зрения желательного, положительного и отрицательного).Не случайно философию изучают в вузах на всех факультетах;

опытно-рационалистическое познание. Это систематическое, це­лостно-концептуальное (теоретическое) описание окружающей действительности на основе эмпирических фактов, отобранных в соответствии с научными требованиями к представительности, однозначности толкования и т.д. Исследуется лишь то, что может быть объяснено, доказано фактами. Опытно-рационалистический тип познания стремится к идеологической нейтральности: давать знание о явлениях, а не их оценку.








Дата добавления: 2016-02-20; просмотров: 692;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.005 сек.