Пространство и время как форма существования материи.

 

1. В разговорном языке термин «бытие» имеет три основных значения. Бы­тие означает объективно-материальную реальность. Слово «бытие» исполь­зуется для обобщения условий материальной жизни людей и общества. На­конец, бытие есть синоним другого слова - «существование». Быть значит существовать.

В философии, некоторых других науках понятие бытия также много­значно и представляет важную мировоззренческую проблему. Понимание бытия исторически связано с той или иной ориентацией человека, социаль­ных общностей относительно внутреннего и внешнего мира жизни людей. В зависимости от выбора, в основе которого может быть наука, религиозная вера, мистика, внешний для человека материальный мир или сознание, и определяется бытие. Философия как наука рассматривает проблему бытия основой теории всеобщего и конкретного типа мировоззрения, главной час­тью метафилософии. Теория бытия получила название - онтология.

Категория «бытие» занимает центральное место во многих философских учениях прошлого и современности. Считается, что впервые этот термин в философию ввел античный философ Парменид из Элей (ок. 540-470 до н.э.). Главный тезис Парменид формулирует предельно кратко: «Есть бытие, а небытия вовсе нету; здесь достоверности путь, и к истине он приближает».

Взгляды древних мыслителей на проблему бытия были достаточно специ­фическими, порой исключали друг друга. Так, Гераклит под бытием понимал непрерывно становящийся, изменяющийся, чувственно воспринимаемый мир, в основе которого находится огонь. Платон, признавая множественность бытия, рассматривает его как идеальную, объективную, обобщенную сово­купность сущностей конкретных предметов - идею. По его мнению, истин­ное бытие - это вечные бестелесные идеи. В эпоху Средневековья бытие со­относится только с бытием Бога.

В XVII - XVIII вв. формируются новые концепции бытия. С позиций ма­териализма бытие рассматривается как физическая реальность, противосто­ящая человеку (Т.Гоббс, Дж.Локк, Д.Дидро, П.Гольбах, К.Гельвеции и др.). Оно отождествляется с природой, осваиваемой человеком в процессе его жизнедеятельности. Исходя из такого подхода, духовный мир человека, его сознание и деятельность исключались из бытия.

В немецкой классической философии бытие рассматривалось преиму­щественно в духовно-идеальном аспекте. Ее представитель Г.Гегель акцен­тировал внимание, например, на новом виде бытия - объективно-идеаль­ном мире, сущность которого раскрывается через саморазвитие или в различных формах деятельности людей.

Следовательно, в учениях прошлого по проблеме бытия было высказано немало ценных идей, которые значительно расширили представления о ха­рактере взаимосвязи человека и окружающего его мира, способствовали формированию более целостной философской картины мира.

В современной философии бытие определяется предельно широко: все то, что есть, что существует как объективно, так и в связи с человеком. Бы­тие включает материальное и духовное (идеальное). Другими словами, бы­тие - все то, что реально или мысленно существует: объективная и субъек­тивная реальность. Как видно, бытие не сводится современной философией только лишь к предметно-вещественному миру, что было характерно для картины мира материалистов прошлого или объективно-субъективному ми­ру у представителей идеализма. Категория бытия предельно широка по объему и чрезвычайно богата по содержанию. Бытие соотносится с небытием - с тем, чего нет, а также с тем, чего не может быть вообще.

Более конкретно бытие означает весь существующий материальный мир.

Иногда материальный мир трактуется как объективная реальность, то есть существующая независимо от человека и его сознания. В таком объяснении есть некоторая неточность. Она состоит в том, что термин «объективный» не охватывает в данном случае всего, что существует независимо от человека.

Вне и независимо от нашего сознания существуют многие формы идеального. Так потребительная стоимость товара, красота природы, добро, как явление нравственности общества, нематериальны. Сознание одного человек как субъективная для него реальность в соотношении с сознанием другого человека также существует объективно. Оно независимо от сознания второго индивида. Материальный мир - одна из форм объективного бытия.

Объективность материального, так или иначе, может быть обоснована
экспериментально, эмпирически. Например, доказывать существование природы, космоса, независимого от человека и его сознания, нет особой необходимости. Обосновать независимость физического существования человека его организма от сознания уже сложнее. Суждение о том, что человек - частичка, элемент природного мира, а значит - объективная материальная реальность, представляет выводное, логическое знание. Оно требует допол­нительной аргументации в соотношении с психофизическими и духовными характеристиками человека.

Объективно обосновать существование идеального сложнее. Различные
эксперименты и опыт могут лишь опосредованно что-то доказать или опровергнуть. Аргументация объективно идеального осуществляется в основном логических и мировоззренческих и часто основана на вере. Г.Гегель логичес­ки доказывал существование абсолютной идеи (абсолютного духа). Бог в ре­лигиозной философии и теологии также обосновывается логически или про­сто принимается на веру.

Поэтому бытие объективного мира охватывает, с одной стороны, все ма­териальное, существующее вне и независимо от человека и его сознания, а с другой - все идеальное, также существующее вне и независимо от человека.

Само понимание объективного связано с человеком как субъектом, облада­ющим сознанием, то есть с субъективным.

Объективный материальный мир - это природа, Вселенная, космос. Объективный идеальный мир сложно обобщить в каких-то иных предельно общих понятиях. Он также многообразен, как и материальный мир, но во многом зависит все-таки от субъективности человека, от его способности фантазировать, предвидеть, предчувствовать, предполагать. Часто идеаль­ный образ сознания отчуждается от человека и начинает существовать как бы объективно, самостоятельно. Например, мыслителей прошлого давно нет как физических представителей человеческого рода, но их идеи сохрани­лись, они используются современным человечеством.

Решая свои задачи, к проблеме бытия обращаются многие науки. Но не­которые из них специально изучают бытие, его признаки, структуру, формы. Например, фундаментальная физика и химия выступают базовыми науками на основе которых формируется естественнонаучная картина мира (бытия). Математика развивает и обосновывает свою модель бытия. Биология разраба­тывает концепцию бытия живого. Философия в основном мировоззренчески решает проблему бытия, дополняя данное объяснение знаниями естествен­ных, технических и общественных наук. Оно состоит в том, что бытие аргу­ментируется с использованием тех или иных ценностных, гносеологических и иных ориентации философа, не должно приниматься как единственно воз­можное или правильное, но лишь как исходное, как позиция.

К основным философским проблемам бытия можно отнести:

- определение бытия;

- обоснование его видов и форм;

- проблема единственности и единства бытия;

- соотношение вечности и неуничтожимости бытия в целом и конечном, уничтожимости его конкретных элементов;

- соотношение единства и целостно­сти бытия с многообразием и относительной самостоятельностью элементов со­держания;

- проблема независимости бытия от человека и объективная включен­ность человека в бытие и др.

Важной философской проблемой остается взаимосвязь возможного (потенциального) и реального (актуального) бытия.

Принципиальной проблемой философии традиционно считается соот­ношение материального и идеального (нематериального) бытия.

В философии марксизма данная проблема обозначена как основной во­прос философии. Он формулировался как вопрос об отношении мышления к бытию, духа - к природе. Под бытием в данном контексте понимался ма­териальный мир.

Соотношение материального и идеального, природы и духа рассматрива­ется по двум основным позициям. Первая позиция (или первая сторона ос­новного вопроса философии) выясняет первичность материального или иде­ального. Вторая позиция (или вторая сторона основного вопроса философии) состоит в аргументации возможности человека познавать бытие.

В зависимости от приоритетности того или иного начала по первой по­зиции философы, и философские школы разделяются на материалистов и идеалистов, материалистические и идеалистические школы. Считается, что «линия» (традиция) материализма берет начало от древнегреческого философа Демокрита, наиболее последовательно и полно отстаивавшего первич­ность материального. Он предположил, что основой всего является атом - неделимая, неразвивающаяся, непроницаемая материальная частица. Из различных сочетаний атомов, считал Демокрит, и состоят все предметы. Со­знание человека (душа) - вторична по отношению к материальному.

«Линия» (традиция) объективного идеализма была положена, как при­знано многими философами, другим древнегреческим мыслителем - Плато­ном. Он выдвинул положение об идее как особой сущности, независимой от вещи. Не сознание человека, а идеи предшествуют всем материальным пред­метам. Идея, по Платону, это вне сознания человека и вещей существующее начало всего.

Материализм и идеализм, зародившись в Древней Греции, существуют и сегодня. Обостренные отношения между представителями данных противо­положных направлений в объяснении начал бытия существовали не всегда. Исторически по различным политическим, идеологическим и иным обстоя­тельствам они приобретали конфликтный характер. Например, в европей­ском Средневековье, в философии Нового времени и современной филосо­фии. Ярко выраженную конфликтность материализм и идеализм получили в борьбе сторонников марксистской философии и ее противников. Аргумен­тация в пользу материализма или идеализма часто приобретала идеологизи­рованный характер. Следствием такого рода дискуссий был уход в абстракт­но-схоластические и спекулятивные рассуждения. Нагнеталась взаимная вражда, предпринимались преследования лиц, не разделявших утвердив­шейся точки зрения.

Со второй половины XIX века и до 90-х годов XX века идеологизм в ре­шении основного вопроса философии выразился в абсолютизации классово­го подхода к анализу социальных процессов. Марксизм распространил клас­совый подход на объяснение и предельно широких проблем бытия. Считалось, например, что носителями материалистического, то есть научно­го мировоззрения, являются только трудящиеся массы и их сторонники, а буржуазия, помещики и феодалы - сплошь идеалисты и не способны сформировать научное мировоззрение.

Сегодня противопоставление материалистической и идеалистической по­зиций в философии стало не таким явным и конфликтным. Решение пробле­мы о первичности того или иного начала является мировоззренческим и мето­дологическим. Строго научно, с использованием эксперимента, достижений естественных и других наук невозможно доказать или опровергнуть первич­ность материального или идеального бытия. Например, суждение о том, что космос существовал всегда и выступает, поэтому первичным по отношению к каким-либо формам идеального, является мировоззренческим. Оно может быть обосновано лишь формально-логически, но не экспериментально, или принято без всякого доказательства, на веру. Данное суждение порождает ряд других мировоззренческих вопросов: если космос существовал всегда, то мо­жет ли такое быть? Если космос безграничен, то как это должно быть понято человеком? Как объяснить бесконечность космоса в соотношении с конечностью его конкретных элементов и состояний. Ответить на подобные вопросы можно также только мировоззренчески. Поэтому утверждать, что материалис­тический подход является правильным или даже научным по сравнению с не­правильным идеалистическим подходом вряд ли можно.

Материализм и идеализм - это два варианта мировоззренческого объяс­нения бытия. Они дополняются дуализмом - еще одним вариантом, когда материальное и идеальное признаются существующими одновременно. Он также представляет мировоззренческую позицию относительно «иерархии» материального и идеального бытия. Философия, по-разному объясняя соот­ношение материального и идеального, не формирует научного, строго дока­зательного и обоснованного знания. Это мировоззренческое объяснение, мера истинности которого будет уточняться, и пополняться на всем протяже­нии жизни человечества как «вечная истина». Но вообще отбросить пробле­му бытия как научно не решаемую тоже нельзя. Она продолжает вызывать интерес, побуждает к новым открытиям в конкретных сферах бытия.

Как видно, многие философские проблемы бытия имеют не строго науч­ный, а теоретико-мировоззренческий характер. То или иное их решение сложно оценить как «правильное» или «неправильное». Варианты решения выражают мировоззренческий выбор, определяют тип мировоззрения, его предельно общую направленность. Философ или просто человек имеют ес­тественное право остановиться на том или ином варианте объяснения бы­тия, который им более импонирует, отвечает соответствующим мировоз­зренческим идеалам и потребностям.

Понимание бытия связано также с вербальным его выражением. Часто бытие обозначается словом «мир» или «все существующее». В современном разговорном русском языке существует 13 основных значений слова «мир» и несколько десятков словосочетаний. К объяснению бытия относятся не­сколько значений. Выражение «Мир есть, был и будет» - вечно правильное суждение, но имеющее ряд акцентов.

Во-первых, мир – это совокупность всех форм материального в земном и космическом пространстве (Вселен­ная, космос).

Во-вторых, мир означает часть Вселенной, планету.

В-третьих, слово «мир» характеризует земной шар, Землю, все то, что существует на Земле.

В-четвертых, термин «мир» используется для дифференциации цело­го, системы: неорганический и органический мир, мир растений и мир жи­вотных, мир человека, а также мир идей, духовный мир и т.д.

Бытие как весь существующий мир имеет эти акценты. Они в основном отражают различные подходы к материальному миру. Но бытие, как было отмечено, включает в себя все существующее. Поэтому категория бытия ох­ватывает как материальный, так и идеальный (духовный) мир. В связи с та­ким пониманием бытия в философии достаточно актуальной является про­блема единства мира (бытия).

Выражение «бытие мира» может быть понято как тавтология, как упо­требление слов-синонимов - «существование существующего». Поскольку бытие - это и есть материальный и идеальный мир, то бытие и мир - сино­нимы. Но к этому необходимо дополнить следующее. Бытие - это все существующее соотносится с миром в грамматическом контексте. Мир - это все, что есть, а бытие указывает на то, что он существует, функционирует. По­этому словосочетание «бытие мира» грамматически выражает простое пове­ствовательное предложение - существование мира. Или: мир есть, он нали­чествует, существует. В данном смысле бытие имеет как бы подчиненное значение по отношению к миру. Но это формальная сторона соотношения понятий «бытие» и «мир».

Важно подчеркнуть, что понимание бытия, то есть «существования всего су­ществующего» не позволяет выяснить субстанциальную основу бытия. Утверж­дение, что мир существует, не проясняет того, из чего он состоит, из какого «ма­териала». Определение субстанциальности бытия дает возможность найти основу его единства. Существование мира не может служить такой основой, по­скольку существует и материальное, и идеальное, которые субстанциально про­тивоположны, несовместимы. Материальный мир состоит из вещества и физи­ческих полей. Идеальный мир состоит из идей, нематериальных явлений. Идеальное в частных случаях выступает по отношению к материальному его свойством. Например, сознание есть свойство мозга человека и самого челове­ка. Но все - и материальное, и идеальное - существует, а объединить их нель­зя, так как идеальное по отношению к материальному - ничто.

Более верным методологическим подходом к пониманию единства мира (бытия) является применение понятия «единство» только к материальному миру. Мир един в том, что он материален. Иными словами, в бытии един только материальный мир, поскольку обладает субстратностью. Единство идеального мира проблематично уже потому, что объективно идеальный мир несовместим с субъективно идеальным (духовным) миром человека, но мировоззренчески возможны разные варианты понимания единства бы­тия. Можно, например, считать, что все виды и формы бытия едины в Боге. Во многих религиях Бог рассматривается как Абсолют и Созидатель. Объяс­нить такое понимание Бога как единство объективного и субъективного иде­ального, а также материального бытия можно опять же только мировоззрен­чески или на основе веры. К тому же в различных философских системах существует большое разнообразие в понимании Бога, в трактовках объек­тивно-идеального.

Как видно, объяснение единственности и единства мира как бытия мо­жет быть различным. Оно в любом варианте является мировоззренчес­ким. Но важно подчеркнуть, что утверждение реальной единственности материального мира и его единства в материальности намного ближе к наукам, объясняющим конкретные виды и формы бытия. Оно обладает большей ме­тодологической убедительностью, чем религиозное, мистическое, объектив­но-идеалистическое и иное обоснование единства бытия.

2. Современная философия, рассматривая проблему бытия, выделяет и ис­следует его виды и основные формы, которые не сводимы друг к другу и в то же время взаимосвязаны между собой.

Бытие состоит из двух элементов: материальное и идеальное (нематери­альное) бытие. Как отмечалось, это не всегда «равноправные» и соотноси­мые элементы. В различных мировоззренческих решениях их координация и субординация рассматривается весьма неоднозначно.

Структуру материального бытия можно представить единством трех эле­ментов:

- микромир;

- макромир;

- мегамир.

Микромир - это «элементарные» частицы, атомы и молекулы. К макромиру относятся достаточно крупные материальные объекты. Земля, население Земли, элементы культуры обще­ства - явления макромира. Мегамир характеризует объекты космоса.

Структуру материального бытия составляет также единство конкретных его форм (подвидов), существенно отличающихся друг от друга:

- бытие при­роды;

- бытие человека;

- бытие общества.

Бытие природы представляет существование неживой и живой природы. Оно подчиняется физическим, химическим, геологическим, биологическим и другим законам. Бытие природы - это Вселенная, космос, среда обитания человечества. Наличие Солнца и солнечной системы, одной из планет кото­рой является Земля с ее биосферой и другими признаками, образовали сово­купность условий, сделавших возможной существование живого, жизни. Представителями живого являются человек, флора и фауна Земли.

Космос еще мало изучен. Многие его процессы и состояния непонятны людям, но оказывают системное воздействие на земную жизнь, на функци­онирование Земли как планеты. Природа Земли изучена более обстоятель­но. Человечество активно использует для своей жизнедеятельности природ­ные условия и ресурсы. Природопользование приобретает все чаще хищнические, варварские формы, что приводит к обострению экологичес­ких проблем.

Бытие человека представляет жизненный цикл каждого отдельного ин­дивида, а также существование человека как вида живого в соотношении с жизнью растений и животных. Природа человека указывает на его неотдели­мость от естественной природы, космоса. Еще древние мыслители сформу­лировали положение: человек есть микрокосм, космос в миниатюре. Ему присущи все основные, типические для природы, признаки и процессы. Вне природы Земли он существовать не может. Перемещаясь в космос, человек должен воспроизвести или сохранить в основных показателях условия зем­ной жизни: по воздуху, воде, пище, температуре и т.п. Человек выступает связующим звеном между естественной (первой) природой и искусственной (второй) природой, созданной самими людьми, их культурой.

Бытие человека осуществляется не только в мире природы, но и в обществе. Социальное бытие человека отличает его от бытия других видов живого. Благо­даря сознанию и мировоззрению человек в обществе социализируется, то есть приобретает экономические, политические, правовые, нравственные, духовные и иные качества. Он осуществляет общение, поведение и деятельность, участ­вует в воспроизводстве, распределении и потреблении материальных и духов­ных благ. Обладая сознанием и мировоззрением, социальными качествами, че­ловек становится личностью. Он осмысливает окружающий мир и самого себя целенаправленно, целесообразно, активно творчески проявляет себя, удовле­творяет потребности и интересы, осуществляет предвидение.

Таким образом, бытие человека есть неразрывное единство материально­го и идеального (духовного), биологического и социального, физического и психического. Действительная жизнь каждого индивида представляет функ­ционирование и проявление его организма, нервной высшей деятельности и социальных качеств, духовности. Человек осознает и переоценивает содер­жание своей жизни, ее цели и идеалы, принципы и нормы. Он чувствует и понимает смысл жизни, соотношение жизни и смерти, сознательно регули­рует свою жизнедеятельность. Своими признаками и содержанием жизни человек уникален.

Бытие общества представляет совместную жизнедеятельность людей, имеющих определенную организацию - социальные институты, материаль­ные и духовные блага, а также нормы и принципы, систему социальных (об­щественных) отношений. В обществе, как обособившейся части природного бытия, действуют не только всеобщие, но и общесоциологические законы, а также законы более конкретного характера. В обществе достаточно нагляд­но проявляется прогрессивное и регрессивное развитие.

Главным фактором поступательного продвижения общества впе­ред и способом жизни субъектов выступает человеческая деятельность. Деятельностный подход к познанию исторического процесса позволяет найти главные мотивы и движущие силы социального развития, определить роль и место различных субъектов в создании и использовании благ, в преобразо­вании самой жизни.

Бытие общества осуществляется также способом культуры, цивилизационным и формационным развитием. Оно осуществляется от прошлого через настоящее к будущему. Возникновение, развитие и смена периодов, стадий, эпох, событий и социальных процессов, культурных и иных состояний об­разуют действительную историю общества. Исторический подход к изуче­нию общества является и сегодня ведущим, главным. Важным признаком социального бытия являются общественные отношения. Они действуют как отношения общения, отношения поведения и отношения деятельности. Об­щественные отношения чрезвычайно многообразны. Основные виды отно­шений в обществе - экологические, экономические, социальные, политиче­ские, правовые, нравственные, художественно-эстетические, отношения свободы совести, информационные, научные, семейные и другие.

В отличие от бытия природы, бытие человека и общества осуществляет­ся на основе целеполагания, целесообразности, социальной активности, творчества, предвидения, хотя стихийные, самореализующиеся без участия сознания процессы также имеют место. Осмысленность бытия человека и общества связана с индивидуальным и общественным сознанием.

Бытие сознания представляет субъективно-идеальную форму бытия. Со­знание индивида как особый элемент его психики и свойство головного моз­га (нервной высшей деятельности) идеально. Оно проявляется через опред­мечивание и распредмечивание. Возникающие в сознании идеальные образы на основе отражения и познания материального мира составляют процесс распредмечивания сознания. Воплощение на практике идеальных образов означает объективацию или опредмечивание, сознания. Благодаря сознанию, индивид может осуществлять осознаваемую, то есть чувственно воспроизводимую в сознании и понимаемую мыслительную и практическую деятельность, управлять собой, другими людьми, процессами, осуществлять иные действия. С помощью сознания осуществляется выбор вариантов по­ведения и общения, ценностных ориентации и видов деятельности, ставят­ся цели и определяются задачи, намечаются планы, выбираются средства и способы их осуществления. Обладание сознанием наделяет человека спо­собностью осуществлять созидательно-творческую деятельность, создавать «вторую природу» как главный элемент культуры.

Сознание социальных групп и общностей обобщенно обозначается тер­минами «общественное сознание» или «сознание общества». При всей ус­ловности данного обозначения, оно позволяет соотнести общественное со­знание с индивидуальным сознанием, выявить общие признаки и отличия. Общественное сознание проявляется как совокупно-духовное свойство ин­дивидов в социальных общностях. Оно не имеет материального носителя - общественного мозга. Сознание как свойство мозга человека всегда индиви­дуально. Но люди выявляют общие идеи, знания, идеалы, совместно разра­батывают различные планы, осуществляют на основе их конкретные типо­вые действия. Общее в сознании многих людей, выраженное с той или иной степенью полноты и глубины, и образует общественное сознание.

Бытие индивидуального и общественного сознания осуществляется так­же через функционирование его главного содержания - мировоззрения. Бы­тие мировоззрения связано с формированием и реализацией картины мира, а также позиций субъекта по отношению к себе, другим людям, к окружаю­щей действительности.

Картина мира как информационная основа мировоззрения исторически изменялась и постоянно пополняется. Примитивно-обыденное восприятие бытия, существовавшее на заре человечества, дополнялось религиозно-ми­фологическим и абстрактно-логическим элементами. Постепенно доминантность приобретали теоретические, а в них - научные знания. Совре­менная картина мира включает естественнонаучную, научно-техническую и социально-гуманитарную составляющие, а также соответствующие обыден­ные знания и верования. В ней сосуществуют религиозно-философский и светско-научный элементы. Она сопряжена с осмыслением глобальных, ре­гиональных и национально-государственных проблем.

Таким образом, бытие в философском понимании представляет все су­ществующее, известное или неизвестное человеку.

Сам человек - элемент бытия, обладающий важной особенностью - сознанием (душой). Структура бытия характеризуется соотношением материального и идеального бытия, бытия потенциального и актуального, бытия природы, человека и общества. Материальный мир может быть структурно представлен единством микро-, макро-, и мегамира. Проблема бытия - одна из важнейших мировоззренче­ских и методологических проблем теории всеобщего.

С помощью категории «бытие» интегрируются основные идеи, на базе которых выстраивается фундамент философской картины мира.

Бытие объективного и субъективного, материального и идеального
есть беспредельная и непреходящая целостность.

Природное и общественное, индивидуальное и социальное бытие существуют равнозначно, хотя в различных формах и разными способами.

Материальное бытие образует реальность, действительность, в которой человек - элемент бытия.

Идеальное бытие связано с сознанием и мировоззрением человека, с его субъективностью.

Опосредованно доказывае­мое идеальное бытие - это сознание человека, субъективное идеальное бытие.

Объективно-идеальное бытие основано главным образом на вере как
одной из форм сознания.МИР, КАК ФИЛОСОФСКАЯ ПРОБЛЕМА

Исследование основных форм бытия, выявление специфики и характера их соотношения расширяют наши представления о сущности и содержании мира, месте человека в нем.

 

3. Философия не утратила своего значения и представляет собой науку целостного восприятия бытия. И она объединила этот мир, в котором все движется, все меняется, одно переходит во второе, введя понятие материи.

В XVIII веке французский философ Поль Гольбах определил материю как то, из чего состоят все вещи и от чего зависит сущность вещей, то есть материя рассматривается как изначальное вещество, из которого остальная природа варит весь этот мир. От этого начала считал он, зависит, и сущность вещи и когда можно предположить, что исходных видов первовещества столько, сколько существует форм бытия.

2,5 тысячи лет назад еще в Античности философ Демокрит предположил, что первоосновой являются атомы, которые имеют разный вес, совершенно хаотично движутся, и в результате самых разных сочетаний атомов мы получаем окружающий мир.

Философы много усилий тратили, чтобы найти источник бытия, и в конце XIX века естествознание приходит к выводу, что такого первокирпичика нет и найти его не удастся.

В XX веке от физических тел перешли к квантовой механике, затем к ядерной физике, которая изучает микромир, а в нем открывается совершенно новый мир закономерностей.

Природа во всем многообразии существует объективно, то есть вне и независимо от нашего сознания. Виды и формы материального бытия бесконечны, но все это многообразие философия характеризует понятием «материя». Объективно материи нет. Материя – это всего лишь понятие нашего сознания, это результат мыслительной деятельности по приведению к общему знаменателю всех видов внешнего независимо от нашего сознания бытия. Оно выступает категорией философии.

Философия определяет материю как философскую категорию, как обозначение объективной реальности, которая существует независимо от сознания человека, которая копируется, фотографируется, отображается нашими органами чувств.

Весь окружающий мир мы будем воспринимать как разные формы материального бытия и построим пирамиду с тремя ярусами форм бытия.

Высшей формой материального бытия является человеческое общество. В итоге мы имеем целостную картину материального бытия, когда неживое выступает состоянием живого, а оно перерастает в социальное бытие.

Всеобщие свойства материи:

1) Объективность существования: объект – это окружающий мир, существующий независимо от сознания человека; субъект – это и человек, и мыслящий индивид, а все то, что есть вокруг мыслящего субъекта составляет объективно существующее материальное бытие, а вся материя существует независимо от сознания человека.

2) Движение: философы, не отрицают права называть любое перемещение движением, но движением в философском смысле слова называется изменение. В живой природе движение гораздо сложнее и выглядит оно загадочным, скрытым. Все живое проходит следующие стадии:

а) рост;

б) развитие;

в) размножение;

г) увядание;

д) гибель.

Нельзя остановить этот процесс. Движение нельзя преодолеть. Оно выступает атрибутом свойства материи. Преодолеть движение – значит, выпасть из бытия.

Так как общество выступает видом материального бытия, то атрибут движения присущ и ему. Движение социальной материи – это развитие общежития во времени, необратимость достигнутого обществом состояния.

Для философии движение – это внутреннее изменение состояния каждого вида материи и всего мира в целом, но который конкретно для каждой формы бытия.

3) Время. Чистого времени нет. Оно обременено материей. Время – это атрибут материи, скорость ее изменения. Каждая форма материи пропитана временем, вне материального бытия никакого времени нет.

Мир оказался многомерным не только по уровням материи, но и по ритмике времени.

Материя, время и движение неразрывны – постулат.

4) Пространство. В XV веке пространство имеет трехмерную протяженность: длина, ширина, высота. Чистого пространства не существует. Пространство сшито с материей. Пространство – это бытие разных форм и уровней материи друг возле друга.

5) Связи и взаимосвязи как всеобщие свойства бытия. Все в мире связано и взаимосвязано. Тезис: «Мир был, есть и будет». Взаимосвязь – это такой вид связи явлений, из которого одно обуславливает другое или одно не может существовать без другого. Связь – это как всеобщее свойство материи выражается в категории отражения.

4. Движение – это один из атрибутов материи, способ ее существования. В мире нет материи без движения и движения без материи. Движение – это любое бесконечное изменение, которое существует в бесконечно многообразных формах.

В метафизическом материализме движение понимается, как правило, в уз­ком смысле, как пространственное перемещение объекта, но при этом объ­ект качественно не изменяется; в диалектическом материализме движение понимается в широком смысле, как любое изменение объекта. Механиче­ское движение является одной из форм движения, а кроме него существуют физические (оптические, электрические и др.), химические, биологические, социальные изменения. В метафизическом материализме абсолютизирова­лись некоторые специально-научные концепции, главным образом механи­ка. Преимущественное развитие механики в XVII - XVIII вв. порождали преувеличенные надежды на возможность объяснения всех явлении природы с позиций механики. Эти надежды оказались неоправданными, а тем самым выявилась неправильность понимания движения только в смысле механиче­ских процессов.

В противоположность механической концепции, в которой движение про­тивопоставлялось покою, (объект может двигаться или покоиться), а тем са­мым движение понималось как частное свойство материи, диалектический материализм рассматривает движение (изменение) как способ существо­вания материи, атрибут. Материя не теряет и не приобретает способности к изменению.

Если в метафизическом материализме движение понималось в основном как «вынужденное», как результат внешнего воздействия, то в диалектиче­ском материализме утверждается двоякая обусловленность движения: как внешними воздействиями, так и внутренней активностью материальных объектов.

Понимание движения как изменения вообще предостерегает от сведения многообразия видов движения к какому-нибудь одному, как это было в ме­тафизическом, механическом материализме. Утверждение, что движение - атрибут материи, не означает, что существует какое-то движение «в чистом виде»; движение как атрибут материи - то универсальное, что присуще всем конкретным видам движения.

Движение противоречиво, прежде всего, как единство относительного и абсолютного. Движение относительно в том смысле, что изменение мес­та или состояния объекта всегда происходит относительно другого объекта. Движение абсолютно в том смысле, что движение универсально, несотворимо и неуничтожимо; нет абсолютно покоящегося.

Противоречивость движения заключается также в единстве моментов устойчивости и изменчивости. В метафизическом материализме движение и покой (устойчивость) были противопоставлены друг другу. На самом деле устойчивость и изменчивость – это стороны самого движения. Устойчивость и изменчивость – это необходимые черты любого процесса. Каждое изменение сопровождается сохраняющимися признаками, равно как и сохранение может быть лишь в процессе изменения.

Выделяются количественные и качественные изменения.

Последовательные необратимые качественные изменения называются развитием.

Метафизическая абсолютизация момента устойчивости в движении приво­дила к отрицанию развития. В XVIII в. господствовала идея неизменности природы. Но с конца этого века в естествознании формируется идея разви­тия (кантовская космогоническая гипотеза, эволюционная палеонтология, теория Дарвина и т. д.).

В настоящее время вряд ли встретишь человека, отрицающего развитие вообще. Но понимание его различно. В частности, остается дискуссионным вопрос о соотношении категорий движения и развития: какая из них более широкая, а может быть, они тождественны?

Анализ фактического материала показывает, что развитие не тождествен­но движению. Так, не всякое качественное изменение является развитием; вряд ли можно считать развитием такое качественное изменение, как таяние или замерзание воды, уничтожение леса пожаром и т. п. Развитие – некото­рое особое движение, особое изменение.

Используем предлагаемую в нашей философской литературе модель раз­вивающегося объекта (системы). В ходе его развития выделяются четыре стадии: возникновение (становление), восходящая ветвь (достижение зрело­го состояния), нисходящая ветвь и исчезновение. На нервом этапе – формирование системы из элементов. Естественно, что материальный объект не возникает «из ничего». Процесс возникновения обычно идет как «самоконструирование», спонтанное соединение элементов в систему. Способ соединения определяется свойствами элементов. С воз­никновением системы появляется нечто новое, то, чего нет в ее элементах и что может быть представлено как неаддитивная сумма свойств элементов. После становления системы она вступает в восходящую стадию. Для этой стадии характерно усложнение организации, возрастание множества воз­можностей.

Материальная система проходит через некоторую высшую точку разви­тия и вступает в нисходящую ветвь. На этой стадии происходит относитель­ное упрощение структуры, сокращение множества возможностей, возраста­ние степени неупорядоченности

Конкретная отдельная материальная система не может существовать и раз­виваться вечно. Рано или поздно она исчерпывает свои возможности, идет процесс дезорганизации внутренних связей, система становится неустойчи­вой и под влиянием внутренних и внешних факторов она прекращает свое существование, переходя в нечто иное.

5. Философские категории пространство и время являются абстракцией высокого уровня. В истории философии можно выделить две постановки проблемы пространства и времени:

1) субъективный подход: пространство и время - это внутренние способности человека (Авг. Блаженный, И.Кант).

2) объективный подход: пространство и время – это объективные формы бытия, которые не зависят от сознания человека, который включает в себя еще два подхода:

а) субстанциональная концепция (Ньютон).

Пространство в механике И. Ньютона есть пустое вместилище для вещества – материи. Оно однородно, неподвижно и трехмерно. Время есть совокупность равномерных моментов, следующих один за другим в направлении от прошлого к будущему. В субстанциональной концепции пространство и время рассматриваются как объективные самостоятельные сущности, не зависящие друг от друга, а также от характера протекающих в них материальных процессов.

б) реляционная концепция (Эйнштейн).

Специальная теория относительности распространяет принципы относительности на законы электродинамики. В результате свойства пространства и времени, которые прежде считались абсолютными, оказываются относительными; длина, временной интервал между явлениями, понятие одновременности ставятся в зависимость от характера материальных процессов. Как говорил А.Эйнштейн, «вместе с вещами исчезает пространство и время». Признанные классическими субстанциональные представления о пространстве и времени не являются окончательными и единственно верными. Реляционная парадигма предполагает рассмотрение пространства и времени как систем отношений между взаимодействующими объектами.

Современная философия различает формы пространства и времени в зависимости от того в связи, с какой формой движения материи они существуют:

1) физическое пространство и время. Общие свойства: объективность, всеобщность – эти формы присущи всем формам материи.

Пространство характеризуется:

а) протяженностью ­– это наличие у каждого объекта определенного местоположения;

б) изотропностью – это равномерность всех возможных направлений;

в) однородностью – это отсутствие каких-либо точек;

г) трехмерностью – это положение любого объекта может быть определено с помощью трех основных величин.

Свойства физического времени:

а) длительность – это продолжительность существования какого-либо объекта;

б) одномерность – положение объекта во времени описывается одной величиной;

в) однородность – это отсутствие каких-либо точек;

г) необратимость – время движется только в одном направлении.

2) Биологическое пространство и время – это пространство и время в живой природе.

Биологическое пространство характеризуется: ассиметрией правого и левого.

Биологическое время характеризуется: цикличностью и ритмичностью. Биологическое время по отношению к человеку - психологическое.

3) Социальное пространство и время:

а) социального пространства не существует вне деятельности человека. Социальное пространство – это пространство специфических смыслов, которые определяют мировоззрение человека.

б) социальное время зависит от эпохи и культуры и характеризуется темпоральностью и направленностью. Скорость социального времени измеряется плотностью, насыщенностью событий. В последнее время социальное время характеризуется уплотнением событий и увеличением скорости.

 

Лекция: Философские проблемы сознания

План:








Дата добавления: 2015-12-08; просмотров: 1045;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.079 сек.