И последствия ее форсирования
К концу 20-х годов объем промышленного производства более чем на 30% превысил уровень 1913 г., но страна продолжала оставаться в основном аграрной. Недовольство рабочего класса усилением в годы нэпа социального расслоения, стремление партийного и государственного руководства СССР скорее преодолеть технико-экономическую отсталость и построить обещанный народу социализм, необходимость создать современную техническую базу для военной промышленности — все это подталкивало к проведению ускоренной индустриализации страны.
Весной 1929 г. в СССР был утвержден первый пятилетний план развития народного хозяйства, который означал большой шаг на пути укрепления плановой системы и административно-командных методов управления экономикой. Хотя в плане ставилась задача осуществить пропорциональное развитие всех отраслей хозяйства, главное внимание в нем уделялось развитию тяжелой промышленности, производству средств производства.
Темпы развития промышленности предусматривались высокие — 18-22% ежегодного прироста — но они были реальными, так как подобные темпы были уже достигнуты в конце 20-х гг.
План был рассчитан на 1929—1933 годы. Первый год пятилетки дал неплохие результаты, но уже в следующем, 1930 г., основные установки плана стали по существу меняться. На XVI съезде ВКП (б) Сталин и его ближайшее окружение взяли курс на «подхлестывание» темпов индустриализации. Мотивировалось это тем, что СССР по-прежнему отставал по уровню индустриального развития от передовых капиталистических государств, занимая 4-е — 5-е место по выпуску основных видов продукции. Еще в конце 1929 г. в своей статье «Год коренного перелома» Сталин выступил за то, чтобы довести темпы ежегодного прироста продукции до 32%. На 1931 г. глава правительства Молотов дал задание добиваться прироста уже в 45%.
Выражением установки на форсирование индустриализации стал выдвинутый руководством лозунг «Выполнить пятилетку в 4 года!». Фактически это означало отход от разработанных на научной основе заданий пятилетнего плана, нарушение принципа пропорционального развития. Поскольку теперь уже ставились нереальные задачи, распространение стали получать «силовые методы», административный нажим. Эксплуатировался и трудовой энтузиазм масс. Резко возросла потребность в дополнительных капиталовложениях. Потребность в средствах удовлетворялась за счет экспорта зерна, леса, пушнины, а также сокращения фонда потребления, изъятия прибылей из легкой промышленности и перевод их на развитие тяжелой. После начала коллективизации осуществлялась фактически перекачка средств из деревни в город. Увеличилась эмиссия денег, что привело к росту цен и снижению реальной зарплаты, хотя номинально она росла.
В результате нарушений пятилетнего плана возникли диспропорции в развитии отдельных отраслей.
В январе 1933 г. на пленуме ЦК и ЦКК ВКП (б) были подведены итоги первой пятилетки. Сталин в докладе объявил о досрочном выполнении плана за четыре года и три месяца. Такой вывод был сделан лишь на том основании, что выполнение плана по росту тяжелой промышленности (в стоимостном выражении) составило 108%, хотя по общему объему промышленной продукции выполнение равнялось лишь 93,7%.
Нарушения плана и дезорганизация производства привели к падению темпов роста — в 1933 г. прирост составил всего 5%.
В 1934 г. XVII съезд партии принял второй пятилетний план на 1933—1937 гг. С учетом недостатков, выявившихся в первой пятилетке, была сделана попытка скорректировать индустриальное развитие. Темпы были запланированы более низкие — 16,5% ежегодного прироста. Намечалось ликвидировать разрыв в развитии тяжелой и легкой промышленности: по группе «А» (производство средств производства) за 5 лет предполагалось добиться роста на 97%, а по группе «Б» (предметы потребления) — на 133%. Сразу надо сказать, что выполнить это намерение не удалось, так как обострение международной обстановки потребовало нового усиления внимания к оборонной, а следовательно и тяжелой промышленности. Во 2-й пятилетке основной упор делался не столько на создание новых предприятий, сколько на освоение уже построенных, многие из которых работали далеко не на полную мощность. В связи с этим руководство ВКП(6) в дополнение к лозунгу «Техника в период реконструкции решает все!» выдвинуло новый лозунг — «Кадры решают все!». Поощрялось достижение высоких показателей в производительности труда, особенно за счет овладения новой техникой. С 1935 г. была развернута кампания по пропаганде движения последователей А. Стаханова, сумевших значительно повысить производительность своего личного труда.
В целом по стране за годы второй пятилетки производительность труда повысилась примерно в два раза. Хотя во 2-й пятилетке развитие промышленности носило более планомерный характер по сравнению с первой, основные недостатки сохранились: продолжалось «подхлестывание», снова появился лозунг «Пятилетку — в 4 года!», сохранялись командные методы. Вновь было объявлено о досрочном выполнении плана, хотя это не соответствовало действительности, а особенно по легкой промышленности.
Несмотря на то, что задачи, поставленные в первых двух пятилетних планах были далеко не решены, страна за эти годы сделала крупный шаг в экономическом развитии. В 1928-1941 гг. вступило в строй 13 тыс. крупных промышленных предприятий, среди которых такие как Магнитогорский и Кузнецкий металлургические комбинаты, Московский и Горьковский автомобильные заводы, Харьковский, Сталинградский и Челябинский тракторные заводы, с 1933 г. началась добыча железной руды в районе Курской магнитной аномалии. Появились новые отрасли промышленности, которых страна раньше не имела — станкостроительная, авиационная, химическая, автомобильная и др. Темпы роста тяжелой промышленности были в 2-3 раза выше, чем за первые 13 лет XX в. в России. Валовая продукция промышленности только за 2-ю пятилетку увеличилась в 2,2 раза. Страна добилась экономической независимости, отпала необходимость в импорте многих видов промышленной продукции. По объему промышленного производства СССР вышел на первое место в Европе и второе в мире.
Дата добавления: 2015-11-26; просмотров: 593;