Тема 3: Лепка, её приёмы и способы.
План.
1. Понятие лепка.
2. Материалы и инструменты для лепки.
3. Этапы работы скульптора.
4. Способы лепки.
5. Приёмы декоративного оформления изделий.
Вопрос
Лепка – создание скульптуры из мягких материалов (глина, воск, пластилин) путём наращивания или удаления пластической массы.
Лепка – один из первичных, основных процессов работы скульптора.
Методом лепки выполняются эскизы, а также модели, предназначенные для последующего перевода в другой материал.
Под лепкой (моделировкой) понимается также выявление объёма, пластической формы как в скульптуре, живописи и графике.
Вспомним понятия
ПЛАСТИЧНОСТЬ (от греч. plastikos - годный для лепки, податливый, пластичный), качество, присущее скульптуре. В самом широком значении Пластичность -скульптурность, выпуклость, отчётливость объёмной формы во всех искусствах пластических - архитектуре, живописи, графике, декоративно-прикладном искусстве.
ПЛАСТИКА (от греч. plastike - ваяние, скульптура). 1) то же, что скульптура. 2) Техника скульптуры из мягких материалов. 3) То же, что пластичность.
Вопрос.
Технически самый доступный способ создания скульптуры — это лепка, а самый подходящий материал для этого — глина.
В зависимости от химического состава примесей она бывает самых разных цветов: красная, коричневая, серая, серо-зеленая и даже голубая.
Главное качество глины — ее пластичность определяется содержанием в ней песка. Чем меньше в ней содержится песка, тем она считается более «жирной», чем больше в ней песка, тем она считается более «тощей». Для лепки пригодна любая жирная, пластическая глина в зависимости от ее цвета. Но лучшей скульпторы считают медленно сохнущую серо-зеленую пулковскую глину.
Сухую глину разбивают на куски и замачивают в бочке или каком-либо непромокаемом ящике. Затем её промешивают руками, освобождая от камешков. В разных местах она размокает по-разному, и рука скульптора отыскивает глину наиболее подходящей плотности и пластичности в зависимости от потребности в каждый отдельный момент работы. Так глина становится как бы палитрой скульптора.
Для лепки мелких скульптур и работы над эскизами кроме глины применяют еще пластилин — несохнущую искусственную массу различного состава.
Существуют разные виды пластилинов.
Лепить из пластилина несколько труднее, чем из глины: он менее податлив, от холода твердеет, хотя и быстро размягчается, согреваясь, когда его мнут в руках. Можно работать и подогретыми инструментами.
Бывает в продаже еще один материал для лепки — эглин — смесь глины и некоторых жирных нефтяных продуктов. Он напоминает пластилин, но дешевле его и уступает ему по качествам. Для миниатюрных работ употребляют и чистый воск, работая подогретыми металлическими инструментами. Воск позволяет добиваться особо точкой проработки деталей.
Самый главный инструмент для лепки — это наши руки. К ним добавляются лопаточки самых разнообразных форм — так называемые стеки (илл. 93,1), затем — петли (илл. 93,2), циркуль (илл. 93,4) и иногда деревянный молоток — киянка (илл. 93,3).
Дата добавления: 2016-02-09; просмотров: 4347;