Эпоха «великого переселения народов» на территории Донецкого региона. Формирование Великой Болгарии и Хазарского каганата. 1 страница

Однако в Ш-УII в. н.э. привычная жизнь этих народов была нарушена нашествием новых племен. Огромные полчища кочевников, различных по этническому составу, преодолевая тысячи километров, перемещались с плоскогорий Азии до государств Древнего Мира. Этот период получил название эпохи "великого переселения народов". Его итогом стало крушение могущест­венной Римской империи и образование ряда новых государств и народов древней и совре­менной Европы, Период античности сменил­ся периодом средневековья.

Перемещение племен проходило по тер­ритории Северного Причерноморья, лежав­шего на пути кочевников и являющегося ча­стью великого коридора между Европой и Азией.

Среди многочисленных народов, при­нявших участие в "великом переселении на­родов" наиболее важную роль сыграли германоязычные готы, тюркоязычные гунны, болгары и хазары.

В середине III в. в Северное Причерно­морье из скандинавского региона через тер­риторию современной Польши по границе лесостепи и степи проникают готы. Продви­гаясь на юг по берегам Донца, они разрушили многие античные центры (в том числе и Танаис) и захватили Крым. В результате их постепенного оседания на этой террито­рии возникает временное объединение разноэтнических групп под эгидой готов — го­сударство Германариха, территория которого простирается к западу от Дона до Днепра и современной Молдавии. В состав союза, ку­да входило и население донецких степей, входили германские, сарматские и раннеславянские племена.

В IV в. Аланский и Готский племенной союзы были разгромлены гуннами — тюркоязычным народом, сложившимся во IV-V вв. в Приуралье. О пребывании гуннов в Се­верном Причерноморье в 1У-Увв. свидетель­ствуют редкие, но очень богатые захороне­ния, где найдены украшения из драгоценных металлов, предметы конской сбруи, оружие, головные уборы, пряжки, фалары (с. Ново-Григорьевка и г. Мелитополь Запорожской области, устье р. Оскол, Кривая Коса Ново­азовского района Донецкой области, с. Пав­ловка Луганской области). Предмет послед­него захоронения — серебряный сосуд V в., украшенный растительным орнаментом и овальной медалью — своеобразным гербом иранских правителей, шахов эпохи динас­тии Сасанидов, хранится в музейных фондах Государственного Эрмитажа.

Немногочисленные археологические памятники этого времени не могут в полной мере воссоздать картину борьбы кочевых народов за обладание территорией Подонцовья И Приазовья. Известно лишь что в тече­ние 20-ти лет (374-395 гг.) тюркоязычные гунны не могли победить сарматские плена аланов, язык которых близок к древнеперсидскому, и лишь затем овладели побережьем Азовского моря и степными просторами Подонцовья и Нижнего Подонья.

Во время передвижения по Степи гунны поглотили местные племена сарматов, побежденным аланам пришлось уйти на Кавказ и в Крым, а в дальнейшем занять северные территории на юге лесостепной зоны. Остаткам сохранившихся германских племен пришлось уйти дальше на запад и частично занять Прибрежный Крым. Образовав мощный союз племен, гунны под предводительством Атиллы предприняли опустошительные походы во многие страны окончательно разгромили Римскую империю, изменили этнографическую карту 'Европы и положили конец рабовладельческому строю, открыв дорогу эпохе средневековья. Однако после смерти Атиллы в 454 году союз племен распался и гунны растворились среди многих других народов. Из тюркоязычных народов, оставшихся после распада державы гуннов, сложилось два государства Восточной Европе: Великая Болгария и Хазарский каганат.

В VI-VII вв. в Приазовские степи с востока стали проникать родственные гуннам болгарские племена. Об этом свидетельству раскопки женских погребений в г. Мариуполе, у с. Новогригорьевка на р. Кальмиус, возле городов Ясиноватая и Новоазовск Донецкой области.

В 30-40-х гг. VII в. болгары Приазовья и Причерноморья объединились в единое государство — Великая Болгария. Однако после смерти объединителя болгар Курбатса, распадом его державы часть болгар ушла на север и образовала Волжскую Болгарию, а вторая часть во главе с ханом Аспарухом I перешла за Дунай, образовав Дунайскую Болгарию, сохранившаяся часть поселилась по долинам рек бассейнов Кубани, Дона и Северского Донца, войдя затем в состав Хазарского каганата — одного из могущественных государственных объединений I тысяче н.э., власть которого простиралась от Волги до Днепра, а также на территории Северного Кавказа и Крыма.

Хазары — тюркоязычный кочевой г род, создавший в У-У1 вв. племенное объединение на территории современного Дагестана, а в VII в. раннефеодальное государство во главе с Каганом, власть которого распрост­ранялась на вошедшие в состав каганата бол­гар, аланов, а также покоренные им славян­ские племена полян, северян и вятичей, плативших хазарам дань.

Образование сильной Хазарской дер­жавы привело к укреплению торгово-эконо­мических отношений в степях Восточной Ев­ропы, росту населения, поселков, торговых и ремесленных центров. Развитию каганата способствовала Византия, заинтересованная в международной торговле в Крыму и охра­не торговых караванов. Дело в том, что, кро­ме сугубо кочевнического хозяйства, хазары занимались земледелием, разнообразными ремеслами и посредничеством в междуна­родной торговле. На высоком уровне было у них и военное дело.

В бассейнах Дона, Северского Донца и его притоков вырастают крепости, поселе­ния, крупные торгово-экономические и по­литические центры с ремесленными посел­ками и торговыми площадями. Так, на территории современной Харьковской об­ласти, около Верхнего Салтова, находилось значительное по размерам городище, кото­рое было одним из главных центров Хазар­ского каганата на границе со славянами.

Изменение психологии степных кочев­ников, рост экономики, международной торговли, связь с мировыми религиозными центрами приводит к появлению в степи адептов религиозных конфессий, несущих "слово божье". Языческие культы сменяют­ся монорелигиями — христианством, иуда­измом и исламом, Вместо одиноких могил кочевников под насыпями небольших кур­ганов появляются огромные родовые мо­гильники.

Почти трехсотлетняя Хазарская циви­лизация (с VII по X вв.) сыграла важную роль в истории Дикого поля. Древние бол­гары и аланы создали в бескрайней степи богатую и своеобразную культуру на осно­ве земледелия и домашнего скотоводства. Они усовершенствовали архитектуру и тех­нику крепостного строительства, литья стекла, прядения и ткачества, овладели при­емами изготовления ювелирных украше­ний, освоили технологию плавки и обработ­ки черных и цветных металлов, камня, кости, дерева и глины. Рост ремесел, торго­вых и экономических связей привел в свою очередь к появлению и распространению искусства и письменности.

Во многом одинаковые судьбы кочевых народов, которые на протяжении десятков столетий определяли географию и идеоло­гию Степи, становятся толчком для прихода на историческую арену новых действующих лиц — славян с их государством Русь и мно­гочисленных тюрков-кочевников.

 

Тема 3: «Донецкий район в эпоху средневековья VI-начало XVI вв.)»

План

1. Земли Подонцовья, Приазовья и Киевская Русь.

2. Подонцовье и Приазовье в ордынский период (XIII - первая половина XVII вв.)

 

 

1. Земли Подонцовья, Приазовья и Киевская Русь.

 

История и судьба Великой степи и Дико­го поля как органической ее части, начиная с VI в., неразрывно связана с появлением древнерусского этноса и нового государства, получившего название Русь.

Богатая земля, способная обеспечить кормом большое количество скота, пре­красный климат, не подвергающийся опус­тошительным засухам, как, например, в сте­пях Азии, конечно, привлекали сюда кочевников в древние времена, и они чув­ствовали здесь себя хозяевами, пока их не сменяли новые племена таких же кочевни­ков. Об этом довольно образно писал пер­сидский историк Ал-Джузджани: "Во всем мире не может быть земли, приятнее этой, воздуха, лучше этого, воды, слаще этой, лу­гов и пастбищ, обширнее этих". Вот почему в V-IX вв. продолжается великое переселе­ние народов с востока на запад. Через тер­риторию Дикой степи в Карпатско-Дунай­ский регион в этот период прошли авары, болгары, хазары и угры (венгры).

Однако одновременно с этим процессом в VI-VIII вв. быстрыми темпами развиваются славянские племена, так называемые анты — оседлый народ, занимавшийся хлебопа­шеством и скотоводством. Это был период, когда окончательно оформляется древнерус­ский этнос, который в этот период небезус­пешно пытается противостоять нашествиям кочевников из Азии — аварам, болгарам и венграм.

К этому времени у славян происходит восстановление "военной демократии", раз­ложение родового строя и складывается классовое общество, что создает предпосыл­ки для образования государственности. Ус­ловной датой объединения славянских пле­мен в единое древнерусское государство с центром в Киеве (Киевская Русь) следует считать 882 год, когда, судя по летописным материалам, князь Олег с новгородскими войсками и варяжской дружиной захватил Киев, убил княживших там Аскольда и Дира и стал обустраивать города и обкладывать данью близлежащие славянские племена

словен и кривичей, а позже древлян, полян, северян, тиверцев, вятичей и радимичей.

Таким образом, Олег объединил под своей властью два главных политических центра Руси — Киев и Новгород, т.е. земли, протянувшиеся вдоль великого речного тор­гового пути "из варяг в греки". Восточные племена превратились в крупнейшее госу­дарство средневековой Европы.

Его экономические интересы требовали выхода к границам Степи, где Киевская Русь столкнулась с интересами довольно сильного противника — Хазарского каганата. Центр этого государства находился в низовьях Вол­ги и был связующим звеном, обеспечиваю­щим безопасность караванов и посредниче­ство в торговле с Востоком, Кавказом, Крымом и Византией. Вот почему оно имело политическое превосходство, и без завоевы­вания народов и территорий (завоевывать было некого и не для чего!) хазарам платили естественную дань, в том числе и некоторые славянские племена (например, вятичи).

"Русь Днепровская, городовая, торго­вая", как называл ее выдающийся историк В.О. Ключевский, Русь, обладающая благо­даря успешной внешней торговле высоким международным авторитетом, не хотела ми­риться с отсутствием контроля на "Великом шелковом пути". Вот почему период княже­ния Святослава (964-972 гг.) ознаменовался постоянными войнами за обретение такого контроля и возможности стать во главе Вос­точной Европы.

Его походы в 965-968 гг. представляли собой как бы единый "сабельный удар", про­чертивший на карте Европы широкий полу­круг от Среднего Поволжья до Каспийского моря и далее по Северному Кавказу и При­черноморью. В результате этих походов бы­ла покоренаа Волжская Болгария и разгром­лен дряхлеющий Хазарский каганат (965 г.). Преграды, поставленные на пересечении торговых путей на восток, были устранены. "Великий шелковый путь" для Древней Руси был открыт, хотя она в этот период не суме­ла этим воспользоваться.

По-видимому, именно для контроля и охраны торгового пути, проходящего через территорию Дикого поля, на Таманском по­луострове позднее возникло новое русское княжество — Тмутараканское.

Между тем войны с кочевниками юж­ных степей не прекратились. Они то прини­мали ожесточенный характер с появлением в Диком поле новых кочевников, то ограни­чивались сторожевой службой и мелкими стычками на порубежье. Кратковременные периоды перемирия и затишья сменялись войнами.

Особенно обострилась ситуация в этом регионе с приходом в Северное Причерно­морье новых многочисленных и воинствен­ных кочевников — союза тюркских племен печенегов, сложившегося в VIII-IX веках. История их прихода в Степь напоминает все предыдущие походы и завоевания кочевни­ков.

До конца IX века печенеги кочевали между Аральским морем и Волгой, вели борьбу за пастбища с огузами, половцами и хазарами. Однако в конце концов под их дав­лением печенеги вынуждены были перейти Волгу и, вытеснив кочевавших между Доном и Днепром угров (венгров), занять Северное Причерноморье до Дуная. Кочевое ското­водство и набеги на соседние с ними страны — Русь, Византию и Венгрию — стали одним из средств существования и выживания го- сударства-гетеротрофа. И как всякое госу- дарство-гетеротроф оно было обречено уже на стадии его могущества, поскольку не мог­ло существовать без постоянного вливания людских и хозяйственных ресурсов извне.

Процесс постепенного разложения сою­за печенегов ускорила Киевская Русь в пери­од княжения князя Владимира Святославича (980-1015 гг.). В 80-х гг. X в. он сумел органи­зовать государственную систему обороны Древней Руси, построив мощные оборони­тельные линии вдоль пограничных рек Дес­на, Осетр, Трубеж, Сула, Рось. Крепости, рвы и валы, лесные засеки, укрепленные броды протянулись на многие сотни киломе­тров, подкрепляясь набранными из всех го­родов Руси постоянными гарнизонами, несу­щими службу в пограничных городках. Оборонительной системы такого масштаба не знала история средневековой фортифи­кации Западной Европы. В народе эти земля­ные валы называли "Змиевыми".

Печенеги были остановлены "в одном

дне пути от Киева, а затем вытеснены об­ратно в степь. Именно этот период борьбы с "погаными степняками" на "заставах бога­тырских" воспевается в многочисленных ге­роических русских былинах, в которых отда­ется дань глубокого уважения и богатырям, и дружинникам, и простым ратникам, и кня­зю Владимиру "Красно Солнышко".

Окончательно печенеги были разгром­лены князем Ярославом Мудрым в 1036 г. под Киевом. Множество печенегов погибло в битве и при их преследовании русскими дружинниками, другая часть откочевала к Дунаю, но были и такие, которые, ассимили­ровавшись, естественно вошли в военную структуру славян, а затем стали частью сла­вянского этноса.

Древнерусские летописи зафиксирова­ли двенадцать военных конфликтов между печенегами и Русью. Много это или мало? Если даже предположить, что их было боль­ше, но они не попали в поле зрения летопис­цев, то и тогда при всех тяготах печенежско- русского противостояния, нельзя не заметить, что война не была постоянной. Де­ло в том, что структура пече­нежского "союза" была такова, что орды, из которых состоял союз, не всегда были едины в своем стремлении к конфлик­там с Русью. Поэтому Древняя Русь могла одновременно нахо­диться с одной ордой в состоянии войны, а с другой в состоянии мира.

Известен даже факт, что в 979 г. печенеж­ский князь Илдея перешел на службу к киев­скому князю Ярополку Святославичу. Под­властных ему печенегов расселили в Поросье и на окраинах Киевской Руси, где они будут проживать и нести караульную службу, отби­вая вместе с русичами набеги кочевников вплоть до монгольского нашествия. Таких слу­жилых тюрков-кочев- ников русские называли "черными клобуками", хотя это наименование исчезало по мере того, как они ассимилирова­лись и превращались и по языку, и по вере, и по культуре в типичных славян.

Следующая после печенегов волна кочевников, которая захлестнула на несколько ве­ков (X1-X1II) развивающуюся культуру Древ­ней Руси, связана с приходом на территорию Степи кочевых племен торков и половцев. Ситуация на границе лесостепи с Диким по­лем стала стремительно меняться в пользу ко­чевников. В середине XI в. турки-сельджуки перекрыли древнерусским купеческим кара­ванам все пути в южном направлении, а кре­стоносцы в 1096 г. опустошили Византийскую империю, тем самым лишив Киевскую Русь главного торгового партнера. Именно в этот период и активизировали свои набеги на Русь.

Впервые половцы, которые обосновались в Северном Причерноморье, упоминаются в рус­ских летописях в 1055 году. Древнерусские летописцы весьма образно описывали поло­вецкое нашествие:

"...Да числа — счета нет!

А закрыло луну до солнышка красного,

А не видно ведь злата-светла месяца,

А от того же духу половецкого,

От того же от пару лошадиного".

Свидетельством длительного пребыва­ния половцев на территории Дикого поля яв­ляются и многочисленные каменные бабы, рассыпанные по степи и собранные археоло­гами Луганского государственного педагоги­ческого университета и Донецкого национального университета (более 60-ти). Камен­ные половецкие изваяния известны еще с эпохи «Слова о полку Игореве» упоминание о них мы находим в записках о Московии и у Боплана.

Археологи изучают их с конца XVlII-начала XIX В., и почти в каждом музее Украины, Подонья, Ставрополья и Прикубанья есть свои изваяния. Их свозили с насыпей курганов, где они стояли в специально обо­рудованных святилищах, куда приносили подношения и жертвенную пищу. Здесь ино­гда устанавливали в честь предкам лицом к востоку по 3-5 изваяний, изображающих мужчин или женщин.

Так кто же такие половцы?

Название "половцы" русского проис­хождения, хотя правильней было бы назы­вать эту средневековую народность тюрк­ской группы "кыпчаки", или "куманы", ведь сами половцы называли огромную террито­рию от западных отрогов Тянь-Шаня до Ду­ная, которую они занимали, Дешт-и-Кыпчак (у славян "Половецкая земля", или "Половец­кое поле").

География их расселения и хронология упоминания о них в истории Дикого поля занимает около двух столетий (с 1050 по 1240 гг.) и заканчивается союзом с русича­ми перед лицом еще более опасного кочев­ника — монголо-татар.

К середине XI в. половцы вышли к Днеп­ру, а к началу 70-х гг. этого же столетия за­крепились на степных просторах между Днепром и Дунаем. Прежние кочевые обита­тели степей печенеги и торки были либо под­чинены их воле и растворились в массе поло­вецкого населения, либо перешли на службу в другие государства, в частности, Русь и Ви­зантию.

Северная граница "Поля Половецкого" проходила по территории Левобережья в междуречье Ворсклы и Орели, а на Правобе­режье в междуречье Роси и Тясмина. На юге она включала северокавказские, приазов­ские, крымские и причерноморские степи. На этой огромной территории помимо по­ловцев проживало большое количество дру­гих народов (аланы, хазары, болгары и сме­шанное население).

Все это накладывало определенный от­печаток на историю взаимоотношений по­ловцев с этими этносами и их поведенческие стереотипы с более мощным Киевским госу­дарством. Условно выделяют четыре периода развития половецких отношений с Русью и другими кочевниками:

· агрессивность этноса по отношению ко всем другим народам, населяющим до этого Степь;

· появление устойчивых границ каж­дой половецкой орды и постоянных зимов­ников;

· усиление давления на южные грани­цы Древней Руси и консолидация русских сил;

· стабилизация русско-половецких от­ношений.

Все эти стадии постепенного перехода от состояния воинствующей агрессивности к осознанию необходимости мирного сосуще­ствования с Русью были обусловлены самой природой кочевников.

Основой хозяйства половцев было коче­вое скотоводство. При этом мужчины зани­мались выпасом коней и верблюдов, а жен­щины выкармливали коров, овец и коз. Разделение функций между мужчинами и женщинами существовало и с точки зрения мирной и военной профессий: ремесла, свя­занные с домашним хозяйством, контроли­ровали женщины, а ремесла, связанные с во­енным делом, были в руках мужчин.

Торговля, которая осуществлялась в торговых половецких центрах Корсуне (Херсонесе), Суроже (Судаке) и Тмутарака­ни, была отчасти специфической, поскольку одним из видов товара, поставляемого на та­манские и крымские рынки, были невольни­ки, которых половцы обменивали на шелко­вые и парчевые ткани, вина, ювелирные изделия и посуду из Азии и Византии.

Постоянные нашествия половцев на русскую землю вызывали естественную от­ветную реакцию. Только в годы княжения Владимира Мономаха (1113-1125 гг.) объеди­ненные силы русских князей совершали

многочисленные походы (в 1103, 1105, 1107, 1111, 1116 гг.) в Половецкую степь, в резуль­тате которых они овладели половецкими го­родами Шарукань, Сугров и Балин. Постоян­ство военных действий как с одной, так и с другой стороны, ослабляющее и отвлекаю­щее людские и материальные ресурсы обеих сторон, приводит к поиску не перемирия, а постоянного мира. Для этих целей использо­вали, в частности, династические браки.

Так, Владимир Мономах женил на по­ловчанке не только Юрия Долгорукого, но и своего сына Андрея Доброго. Когда Андрею исполнилось 15 лет (в 1117 г.), отец женил его на внучке знаменитого Тугоркана. По мне­нию С.В. Гуркина, "Андрей Боголюбский был сыном половчанки, Глеб Юрьевич, веро­ятно, сын половчанки, Мстислав Андреевич и Мстислав Ростиславович — сын и племян­ник Андрея Боголюбского — внуки полов­чанки. Рюрик Ростиславович женат на по­ловчанке. В 1163 г. киевский князь Ростислав Мстиславович женил своего сына Рюрика на дочери половецкого хана Белука" (С.В. Гур­кин, с. 85).

Половецкая степь в свою очередь имела прочные личные и династические контакты с Русью. Значительная часть половецких ха­нов вошла в древнерусский христианский культурный арсенал. Об этом свидетельствуют имена половецких ханов того времени, таких как Юрий Кончакович, Данила Кобя- кович, Глеб Туриевич, Ярополк Толуакович, а также появление в XIV в. единственной ук­раинской княжеской династии после Рюри­ковичей — князей Ружинских-Половцев (они происходили от половецкого хана Ту- горкана (умер в 1096 г.) — тестя великого ки­евского князя Святослава Изяславовича (1093-1113 гг.).

Все это привело к тому, что монголо-та­тарское нашествие русичи и половцы встре­тили вместе, причем именно по просьбе по­ловецкого хана Котяна русские князья, объединившись с ним, 31 мая 1223 г. приняли участие в битве с монголо-татарами на реке Калке (ныне р. Кальчик — приток Кальмиуса), закончившейся поражением союзников.

 

 

2. Подонцовье и Приазовье в ордпинкий период (XIII - первая половина XVII вв.)

 

Древнерусское раннефеодальное государство выполнило свою историческую мис­сию и уступило место новым государствен­ным формам. С 30-х годов XII в. наступил период феодальной раздробленности. Вот как об этом пишет академик Б.А.Рыбаков: "Для молодого русского феодализма IX-XI вв. единая Киевская Русь была как бы нянькой, воспитавшей и охранявшей от всяческих бед и напастей целую семью русских княжеств. Они пережили в ее составе и двухвековой натиск печенегов, и вторжение варяжских от­рядов, и неуря­дицу княжеских распрей, и не­сколько войн с половецкими ханами, и к XII в. выросли на­столько, что смогли начать самостоятель­ную жизнь." Однако эта воз­можность само­стоятельной жизни была не реализована из- за монголо-татарского нашествия.

На просторах Степи и Дикого поля про­изошла смена господствующего этноса. На смену Половецкой степи пришла степь мон­голо-татарская, золотоордынская, основан­ная в начале 40-х гг. XIII в. ханом Батыем и просуществовавшая вплоть до XV века.

Первоначально Золотая Орда находи­лась в зависимости от великого монгольско­го хана, однако со времени правления бра­та Батыя хана Берке стала проводить само­стоятельную политику.

Этнический состав Золотой Орды был довольно пестрым и непостоянным. В осед­лых областях, например, проживали волж­ские болгары, мордва, греки, хорезмийцы, русские, а среда кочевников состояла из тюркских племен кыпчаков (половцев), та­тар, канглыев, туркменов, киргизов и др. на­родов.

Вот почему ханы Золотой Орды не пре­пятствовали восстановлению торговых свя­зей. Так, при движении русских торговых караванов из Киева в Крым, не нужно было опасаться набегов, мало того, не нужно было заботиться о пище. На всем продолжении пути все необходимое можно было получить в степных гостиницах — караван-сараях, на почтовых станциях и в ямщицких.

Золотоордынцы, впитывая в себя эле­менты разных культур, за сравнительно короткий срок создали уникальное искусстве более 15-ти тысяч памятников материально культуры этой эпохи хранятся сегодня лишь в Государственном Эрмитаже (г. Санкт-Петербург, Россия). Они позволяют говорить самобытности, оригинальности и общемировой значимости искусства Золотой Орды.

При этом территория Дикого поля прежнему была своеобразным мостом, который соединял Азию с Европой. Несмотря на элементы насилия, присущие политике золо­тоордынских ханов (потом они будут в не ме­нее жесткой форме повторяться в практике правления Московской Руси, а позднее и в России), здесь в полной мере осуществлялся межкультурный и межнациональный диалог Леса со Степью, кочевников с земледельца­ми, Азии и Востока — с Европой и Западом.

Степь от этого диалога только выиграла, укрепив свою идеологию и культуру, а Золо­тая Орда, как и многие государственные и полугосударственные образования кочевни­ков, распалась. В начале 20-х гт. XV в. из Зо­лотой Орды вычленялось Сибирское ханст­во, в 40-е гг. возникла Ногайскебя орда, а затем Казанское (1438 г.), Крымское (1443 г.) и Астраханское (60-е гг. XV в.) ханства.

Судьба Дикого поля и Руси в целом по­сле этого так или иначе была связана преж­де всего с Крымским ханством (с 1443 по 1783 гг.). Психологически после распада Зо­лотой орды крымские татары, растратив силы в междуусобной борьбе, уже не были нацелены на войну и определенный период не представляли опасности ни для террито­рии Степи, ни тем более для укрепляюще­гося Московского государства. Они были заняты мирной жизнью; занимались ското­водством, торговлей и даже, как подчерки­вал академик Д. Яворницкий, сблизились со славянским населением. Во время правле­ния крымского хана Хаджи-Девлет-Гирея (а он правил Крымским ханством в течение 39 лет) между славянским и татарским населе­нием установились дружеские отношения, окрепла торговля, хан даже жертвовал не­малые средства на христианские монасты­ри.

Перелом в отношениях со славянской Украиной наступил после 1478 года, когда крымский хан Менгли-Гирей, один из вось­ми сыновей Девлет-Гирея, признал себя вас­салом турецкого султана. Резкое изменение отношения к христианам было продиктова­но не столько жестоким характером нового крымского хана, сколько религиозным фа­натизмом турок.

Кроме того, существовала и экономиче­ская причина татарских вторжений на тер­риторию Украины, Польши и Руси. С появ­лением турок на Балканах и в Крыму большим спросом стали пользоваться хрис­тианские невольники. Торговля традицион­ными для Крыма товарами была резко сокра­щена, поскольку Черное море стало закрыто для европейских торговцев османами. Тор­говые города Кафа и Гезлеви постепенно стали переквалифицироваться на торговлю невольниками. Именно она стала занимать первое место в хозяйственно-экономичес­кой жизни полуострова после торговли соле­ной рыбой, икрой, солью, пшеницей, ячме­нем, вином и маслом.

Торговля рабами, приносящая огром­ные богатства, заставляла крымских татар практически ежегодно делать набеги на Ук­раину или соседние страны. Особенно со­крушительными и страшными для славян были набеги в 1516, 1537, 1559, 1579, 1589, 1593, 1640, 1666, 1667, 1671 и 1688 годах. Во время таких опустошительных походов тата­ры уводили в плен от 5-ти до 60-ти тысяч че­ловек. Славянская Степь все более нужда­лась в собственной защите своих рубежей...

Тема 4 «Донецкий регион в преддверии нового времени (середина XVI-XVII вв.)»

План

1. Формирований русской сторожевой службы на территории Донецкого региона.

2. Совместная борьба запорожских и донских казаков с турецко-татарской агрессией.

 

1. Формирований русской сторожевой службы на территории Донецкого региона.

В XVI веке в непрерывной борьбе с кочевниками шло заселение Донецкого поля. Первоначально северная часть современного Донбасса являлась границей между Крымским ханством и Московским государством. Поэтому правительство Московской Руси уделяло серьезное внимание укреплению южных рубежей. Боярин, князь М.И. Воротынский составил уложение сторожевой, станичной и полевой службы. 16 февраля1571 года, после утверждения царя, издал устав. В этом уставе идет речь и о донецких сторожах. «5-я сторожа Святогорская (в районе нынешнего Славяногорска)…беречи…направо вверх по Донцу по усть Тору верст с тридцать. 6-я сторожа Бахмутская усть Черного Жеребца…беречи…направо вверх по Донцу по усть Боровой… 7-я сторожа… Айдарская».

Устав определял и методы несения службы. « А на Донецкие сторожи,- отмечалось в нем,- посылать сторожей из Путивля или из Рыльска с весны на шесть недель и с проездом Апреля с 1-го числа, а ездить им на сторожах шесть недель и с проездом. А после того другую статью ( очередь -авт.) отпускать. А как обойдутся все три статьи сторожей, тогда посылать сторожей на месяц и с проездом, и на сторожах стояти доколе снеги не укинут».

Из приведенного документа видно, что сторожевую службу несли казаки-севрюки из Путивля и Рыльска служили люди – дети боярские. Первые получали жалование по книгам, а вторые нанимались в количестве 21 человека на два месяца и получали 93 р. , каждая очередь.

Главная задача сторож состояла с наблюдении за кочевниками. Крымцы прокладывали новые дороги, сторожи отыскивали их и доносили в Москву, а там правительство принимало соответствующие меры. В 1579 году Донецкие сторожи открыли новою дорогу крымцев через Кальмиус, на Донец и дальше на север. Кроме того, российская пограничная стража под постоянным надзором держала три важнейших татарских шляха (сакмы) Муравский, Изюмский, Кальмиусский. Благодаря пограничной охране и системе сторож, создавались условия для продвижения в глубь степей русских и украинцев, заселению северных районов Донецкого края.








Дата добавления: 2016-02-09; просмотров: 4439;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.031 сек.