Государство Караханидов (942-1210)

Первые известия о карлуках (карлыках) связны с V в. В китайской летописи карлуки представлены под именем их главного рода булак как обитатели склонов Алтая (Актага). В династийной хронике Таншу отмечено, что карлуки гэлолу (гэлу) произошли от тюрок и составляли одну из их ветвей.

Карлуки, расселявшиеся на склонах Алтая, входили в состав Западно-Тюркского каганата и имели правителя с титулом эльтебер (упоминается в орхонских надписях). Китайский источник отмечает, что обычаю карлуков такие же, как у других западных тюрков, а язык мало отличается. Характерной чертой языка карлуков быдл «джекание»: они, например, произносили «джабгу», вместо обычного ябгу для соседних тюркских племен. С ослаблением власти кагана карлуки все более стремились к самостоятельности, периодически поднимая восстания и переходя в подданство восточных каганов. После падения Западно-Тюркского каганата карлуки попадают под влияние Китая, их вожди принимают китайские титулы, но относительная самостоятельность сохраняется.

С начала VIII в. начинается постепенное переселение карлуков на территорию Жетысу, которое завершается в 746 году. Под ударами карлуков пал Тюрегшский каганат в Семиречье (705-756). Именно вмешательство карлукских отрядов позволило арабам победить в Таласской битве в 751 году. Эта битва состоялась в июле 751 года. Войска Китая и арабы сошлись на реке Талас, несколько дней не решались вступить в битву. На пятый день противостояния в тыл китайцам внезапно ударили карлуки, и тогда атаку начали арабы. Танская армия, неся большие потери, обратилась в бегство. После ряда побед над тюргешами и восточными тюрками карлукский правитель - джабгу был признан «царем Алтая». В 758 г. карлуки начали наступление в Жетысу против тюргешей. В 766 году в руки карлукского джабгу перешло все Жетысу. Овладев Суябом, карлуки перенесли сюда свою столицу.

Тюргеши частью подчинились, частью откочевали на восток. Карлукские отряды быстро достигли западных отрогов Тянь-Шаня, очистили от арабов Фергану и среднее течение Сырдарьи. Однако череда побед, обусловленных слабостью противника, сменилась вскоре тяжелыми поражениями.

В 791 г. уйгуры разгромили карлуков и тибетцев у Бешбалыка, а в следующем году карлуки были разбиты арабами в Фергане. В 798 г. уйгурам покорились западные карлуки, а в 812 г. джабгу потерпел полное поражение, и войска уйгур дошли до Ферганы, захватив огромное количество скота и людей. Арабы воспользовались ситуацией и заставили бежать джабгу на Иртыш. Карлуки были вынуждены подчиниться уйгурам. Только после поражения Уйгурского каганата в 840 г. карлукам удалось освободиться. Правитель Испиджаба джабгу Билге-Кюль Кадыр хан принял новый титул каган и объявил о независимости карлуков. Во главе государства до 744 стоял эльтебер, в 744-840 – джабгу, в 840-940 – каган.

Карлукский каганат занимал территорию от Джунгарского Алатау до среднего течения Сырдарьи, между озерами Балхаш и Иссык-Куль, долины рек Или, Чу, Талас, Тянь-Шань.

Укрепление карлуков обеспокоило утвердившуюся в Средней Азии династию Саманидов, правитель Самарканда в 840 г. объявил «священную войну» против тюрков, овладел Испиджабом, который стал центром распространения ислама в Южном Казахстане.

В государстве существовала военно-административная система управления, во главе племени стояли удельные правители. Правящая знать кочевых племен владела пастбищами и городскими центрами. В карлукском каганате наблюдался рост городов на трассе Великого шелкового пути и усиление торговых связей с другими странами.

В карлукскую конфедерацию входили различные кочевые тюркские племена: тухси, чигили, азкиши, халаджи, чаруки, аргу, барсханы. Кроме того, в их составе были часть уйгуров, согдийцев, огузских племен, оставшихся в Жетысу после переселения основной их массы в бассейн среднего и нижнего течения Сырдарьи. Часть тюркских племен по мере продвижения на юг и запад стала переходить к оседлому земледелию, среди них стал распространяться ислам. В оседлых районах выращивали просо, горох, бобы, ячмень. Город Испиджаб стал центром распространения ислама. Основная часть карлуков приняла ислам в 960 г.

Государство карлуков пало в 940 году, под натиском правителей Кашгарии. Столица государства Баласагун была захвачена тюрками Восточного Туркестана - чигилями и ягма и Карлукский каганат перестал существовать. В Жетысу власть переходит к новой династии - Караханидам, которые на долгое время смогли объединить карлукские и тюркешские племена Жетысу и долины Сырдарьи.

В Х веке карлуки разделились на две ветви. Западная растворилась среди местного населения, из числа принявших ислам, под общим именем «туркмены». В XII веке они кочевали уже около Бухары. Восточная ветвь карлуков, по-восточному, тоже растворилась в массе аргынов.

Наследником карлуков стало государствоКараханидов (942-1210).Около 940 г. племена Тянь-Шаня захватили Баласагун и, свергнув карлукского кагана в городе Баласагуне, положили начало новой династии. Один из первых правителей нового государства Сатук Богра хан Абдулкерим - принял ислам и титул Дослан Карахан (915-955), по которому вся династия получила название Караханидов. Правители ханства в 990 г. присоединили города Тараз и Испиджаб. В конце Х века караханиды завоевали владении Саманидов со столицей Бухарой. Таким образом, к концу Х в. сложилась территория ханства, которая простиралась от Амударьи и нижнего течения Сырдарьи (Мавернаннахра) на западе до Жетысу и Кашгарии на востоке. На севере государство Караханидов граничило с Кыпчакским ханством, на северо-востоке государство простиралось до озер Балхаш и Алаколь, на востоке они граничили с уйгурскими владениями. На западе продвижение Караханидов натолкнулось на сопротивление Сельджукидов (в Южной Туркмении) и Хорезмшахов (в низовьях Амударьи).

Власть в Караханидском государстве была поделена между знатью двух племенных группировок - чигилей и ягма. В 30-е годы XI века государство Караханидов распадается на две части. Верховным считался восточный каган. Восточное ханство включало территорию Тараза, Испиджаба, Шаша, Ферганы, Семиречья и Кашгара, его столицей стал город Баласагун. Восточный хан был из чигилей и носил титул Арслан кара-хан. Западное ханство включало Мавераннахр. Западный, младший каган, носил титул Богра Кара-каган. Он имел ставку в Таразе, а позднее в Самарканде (Узгенде).

Государство Караханидов стало новым, более развитым этапом консолидации тюркоязычных племен. Во главе государства стоял хан или хакан. Центром государственного и административного управления был дворец хана – орда. Хакан имел штат придворных чиновников – тапукчи. Везир – помощник, советчик хана. Капут-баши – начальник дворцовой стражи. Основная масса чиновников состояла из представителей придворной знати. Секретари назывались битикчи.

Важным социально-политическим институтом являлась военно-ленная система. Ленн, феод – наследственное, земельное владение, пожалованное сюзереном вассалу за несение им государственной, военной службы, участие в суде. Ханы жаловали своим родственникам или приближенным право на сбор налогов с населения района или города – это право называлось икта, а его обладатель – иктадар (мукта). Икта делилась на категории. Крупные пожалования – уделы – получали члены династии, сановники. Одной из категорий икты была военная икта (икта-ат и ханам) – военачальники делили ее между подчиненными им воинами. Размеры наделов зависели от должности, военного ранга и заслуг иктадара. Передача икты оформлялась специальной грамотой, в которой обычно указывались статус иктадара и стоимость надела в денежном выражении. Владельцы икты стремились закрепить за собой право получения не только податей, но и земель тех крестьян, которые облагались налогом. Иктадары хотели превратить условные земельные пожалования в пожизненные и даже наследственные владения.

Еще одну категорию икты составляли фоиды – временные пожалования земли, конфискованной у врагов правящей династии. Земельные угодья религиозных учреждений назывались вакф, с них не взимались налоги в пользу государства. Земля, находящаяся в собственности государства, наследственные землевладения, вакфные земли сдавались крестьянам в аренду. Такая система называлась «музари» (барзигар). Это издольщина, когда крестьяне за аренду земли отдавали большую часть урожая в виде налога государству или собственнику земли. Получил развитие институт коммендации, когда мелкий собственник передавал земли под покровительство богатых и влиятельных землевладельцев либо чиновников, добиваясь при этом ограждения от поборов и насилия со стороны других феодалов и чиновников, за что выплачивали налог.

В конце Х века среди Караханидов начались раздоры между двумя ветвями - потомками Али и Хасана. Этими междоусобицами воспользовались кочевые племена киданей, владевшие Центральной Азией. В 1017 г. кидани вторглись в Жетысу и дошли почти до Баласагуна. Но правитель караханидов Туган хан заставил их отступить на восток и после трехмесячного преследования разбил их.

Во время правления слабого и безвольного Арслан хана авторитет центральной власти был окончательно подорван, и войны между правителями уделов стали обычным делом. В 1056 г. Арслан хан начал войну против своего брата Богра хана, но, попав в плен, потерял свои владения. Его сын Ибрагим погиб в войне с правителем Барсхана Янал-тегином, а сын Богра хана был отравлен своей женой. После этого правителем Жетысу и Кашгара стал Тогрул-Карахан Юсуф, который вместе со своим братом Богра ханом Харуном вел войну с Шемсул-мульком Насром, владетелем независимого Мавераннахра. Война закончилась миром, и границы между западными и восточными караханидами прошли по Сырдарье.

Вскоре Мавераннахр попал под власть сельджукских султанов во главе с Мелик-шахом, взявших в 1089 г. Бухару и Самарканд, но не упразднивших местную династию Караханидов. В 1102 году на Мавераннахр напал правитель Баласагуна и Тараза – Кадыр-хан Жабраил. Он захватил все земли до Амударьи, пытался отвоевать у Сельджукидов Термез, однако потерпел поражение, попал в плен и был казнен.

Жетысу же с 30-х годов XII в. стал подвергаться постоянным набегам киданей. В 1141 г. после разгрома объединенного сельджукско-караханидского войска политическая власть перешла в руки киданьских правителей. Однако еще некоторое время караханиды сохраняли вассальную зависимость от киданей. И только в начале XIII в. государство караханидов перестало существовать.

Период караханидского господства в Казахстане характеризуется сдвигами в экономической и культурной жизни тюркоязычных племен. На его территории заметным становится оседание тюрков-кочевников. Развивались поселения и города, соответственно и городская культура. В государстве Караханидов получила развитие и культура. Всемирно-известными памятниками архитектурного зодчества являются мавзолей Айша-Биби, Кара-хана и другие. Ислам был объявлен государственной религией. Начинается сложение новой тюркской письменности на основе арабской графики. Мусульманскую литературу на тюркском языке обогатили произведения Юсуфа Баласагуни, Махмуда Кашгари, Ходжа Ахмета Яссави.

Караханиды продолжили традиции карлуков в хозяйственной жизни. Основным занятием населения было кочевое и полукочевое скотоводство (лошади, овцы, верблюды, козы), охота на куланов, сайгаков, оленей, архаров, кабанов и др., рыболовство, земледелие (просо).

Государство огузов

Первоначальным местом расселения огузов были юго-восточные области Средней Азии. В VII веке огузы, жившие в Западном Семиречье, входили в состав Западно-Тюркского каганата. После создания там государства карлуков, огузы стали покидать территорию Семиречья и переселились в Присырдарьинский регион, где встретили сопротивление кангаро-печенежских племен. По арабским источникам река Сырдарья называлась Кангар. Племена, проживающие между Аральским морем и средней Сырдарьёй назывались кангары, они сохранили свою кангюйскую этнонимическую традицию, а на рубеже VII-VIII вв. стали называться печенегами. В середине IХ века огузы совместно с кимаками и карлуками разгромили кангаро-печенежские племена, которые были вынуждены откочевать на запад.

В конце IХ – начале Х веков огузы основали свое государство в среднем и нижнем течение Сырдарьи, о чем упоминается в арабо-язычных историко-географических сочинениях, в том числе в работе ал-Якуби.

Столицей стал город Янгикент (Новая Гузия). По арабским источникам первая столица огузов – Старая Гузия – находилась на территории Семиречья.

Интересны версии о происхождении слова «огуз»:

1. от слова «уыз» - молочная основа, а в русских летописях есть упоминание племени «узов»;

2. от слова «ок» - стрела;

3. от слова «огиз» - вол, бык;

4. от имени легендарного основателя Огус-хана, о котором написано в средневековой рукописи «Огуз-Наме». По описанной там легенде, Огус-хан сыграл особую роль не только в формировании огузов, но также спас из высокого дуплистого племени мальчика по имени Кыпчак.

По сведениям среднеазиатского учёного XI века Махмуда Кашгари в состав огузов входило 24 племени, а по данным арабского историка XII века ал-Марвази – 12 племён. Расхождение, вероятно, можно объяснить делением огузов на две экзогамные фратрии: бузуков и учуков.

Государство у огузов называлось «иль», племя – «бой», родовые подразделения – «оба», «кок». Верховный правитель огузов, власть которого передавалась по наследству, носил титул «джабгу» или «ябгу». Наследники джабгу носили титул «инал», опекуны наследников в детские годы – «атабеки». Жены джабгу – «хатун» - могли принимать участие в управлении государством.

Огузское государство опиралось на военную демократию. Предводители огузского войска имели титул «сюбаши». Официальные советники джабгу назывались «коль-эркин». Народные собрания у огузов собирались раз в год. В связи с усилением влияния феодальной аристократии вместо народного собрания стали созывать совет знати – «канкаш». С расцветом огузского общества верховная власть управления страной стала принадлежать великому и малому курултаям, о чём имеются сведения в «Огуз-Наме». С Х века у огузов функционировала система регулярных налоговых сборов.

Огузы играли важную роль в политической жизни Евразии. В 965 году между ними и киевским князем Святославом (Саклапом по «Огуз-Наме») был заключен военный союз против хазар. Результатом совместных военных действий явился разгром Хазарского каганата. В 985 году огузы и русский князь Владимир опять совместно нанесли крупное поражение Волжской Булгарии.

На рубеже X-XI веков в период правления Али хана государство огузов приходит в упадок из-за многолетних войн и восстания народа против жестокой эксплуатации и высоких налогов. Недовольство народа было использовано сельджукскими вождями, которые хотели захватить власть в стране. Преемник Али хана Шахмелик укрепил свою власть, подавив народное восстание и в 1041 г. захватил Хорезм. Однако спустя два года, Шахмелик попал в руки сельджуков и был казнен. Это был последний правитель огузов.

В середине XI в. в силу внутренних и внешних противоречий огузское государство пало, а его население вошло в состав кыпчакской державы. Значительная часть огузов ушла в пределы Восточной Европы и Малой Азии, другая часть перешла под власть караханидов и сельджукских правителей Хорасана. Остатки разбитых кыпчаками огузов в дальнейшем растворились среди тюркоязычных племен Дешт-и-Кыпчака.

 








Дата добавления: 2016-02-09; просмотров: 2677;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.012 сек.