Монофизитство появляется в результате борьбы с несторианством, как его противоположная крайность.
Несторианство после третьего Вселенского Собора.
После вселенского собора нестореани которые жили в основном в Сирии стали уходить за пределы империи, на Аравийский полуостров, а так же в Персию. Они жили сплочёнными общинами, их глава носил титул – католикос. И до сих пор их Церковь существует на территории Ирака, Ирана и Кувейта. Сейчас несториане именуются Халдейской Церковью.
Вселенский Собор.
Появление монофизитства.
На прошлой лекции мы закончили Эфесским Собором. На нем Церковь сравнительно легко победила несторианство: после ухода большинства несториан в Персию несторианство защищали лишь богословские верхи Антиохии. Но осуждение Нестория невольно послужило катализатором для другого процесса — возникновения монофизитства. На Востоке для массы верующих и сегодня Божество Христа ощущается сильнее, чем Его человечество, тайна воплощения переживается больше как пришествие и явление Бога, чем как свободное, целостное, совершенное, но и неслитное соединение с Ним человека.
В особенности же в монашеском опыте борьбы с «естеством», с человеческой слабостью, удобопревратностью, греховностью психологически так легко можно было перешагнуть черту, отделяющую борьбу за подлинного человека от борьбы против человека, т. е. перейти к отрицанию коренного добра человеческой природы. Обожение начинало казаться уничтожением в себе всего человеческого, как низкого и недостойного…
Но тогда непонятным становилось все это богословское ударение на человеке в Христе. Не в том ли вся радость христианства и все оправдание непомерных аскетических подвигов, что Он — не Человек и что каждому в Нем открыта возможность тоже перестать быть человеком, преодолеть «человечность»?
Таковы психологические предпосылки монофизитства. К 446 г. ушло из жизни старшее эфесское поколение. Скончались Кирилл Александрийский, Иоанн Антиохийский и Прокл Константинопольский.
Монофизитство появляется в результате борьбы с несторианством, как его противоположная крайность.
Если несториане учили, что во Христе полноценно присутствует и Бог и человек, но отдельно, то монофизиты говорили, что во Христе Бог воплотился, взял на себя нашу природу, что бы ее спасти, но основная полемика была о признании реального человека во Христе или признания абстрактного человека во Христе. О втором и учили монофизиты.
Кирилл Александрийский так и остался на православной позиции, однако его ученики взяли его учение за основу своей идеологии и развили ее до немыслимых размеров. Главным идеологом монофизитства стал племянник Кирилла Александрийского, звали его Диоскор.
Целью своей жизни он ставил не только окончательную победу над несторианством, но и также возврат Александрийской Церкви подобающего места в Церковном диптихе.
Разбойничий собор
В 444 г. в Александрии папой стал племянник Кирилла Александрийского —Диоскор.
В Константинополе архиепископом стал Флавиан — чрезвычайно достойный и порядочный иерарх, но без лидерских качеств.
В Антиохии патриархом стал Домн, слабый человек, способный на разумные решения лишь после советов блаж. Феодорита Киррского.
Блаж. Феодорит (393-466) был епископом Киррским с 423 г. Кирр был маленьким городком в окрестностях Антиохии. Он был выдающимся пастырем (он обратил к Церкви более 10 тыс. маркионитов) и блестящим богословом. Во время несторианской смуты Феодорит с самого начала стоял на стороне Нестория. Но, по всей видимости, Феодорит с годами начал понимать ошибочность личных позиций Нестория и правоту личных доводов Кирилла. После смерти Кирилла Феодорит остается единственным значительным богословом на всем Востоке.
В то время Феодосий II был под влиянием всесильного временщика — евнухаХрисафия.
После избрания нового Константинопольского патриарха Флавиана Хрисафий намекнул ему, что ожидает от него знак благодарности. Флавиан прислал ему просфору, которую Хрисафий вернул, заявив, что предпочитает золото, а Флавиан отвечал ему словами Спасителя: «Не собирайте сокровищ на земле…», нажив, таким образом, себе влиятельного врага.
Хрисафий был крестником знаменитого константинопольского архимандритаЕвтиха (или Евтихия) — к тому времени уже старика, известного своей аскетической жизнью.
И вот Диоскор, Хрисафий и Евтих составили триумвират с целью:
- еще раз поставить константинопольских выскочек-архиепископов на место (александрийцы очень не любили Константинополь за то, что на втором Вселенском Соборе Константинополь был поставлен на второе место в церковном диптихе (список церквей). Если раньше там были первыми Рим и Александрия, то в силу того, что Константинополь это был Новый Рим, его поставили на второе место, хотя по сути это ни на что не влияло, разве что это позволяло епископу ставать чуть ближе к Главе Престола на богослужении) и рази навсегда доказать, что Александрия является второй кафедрой христианского мира.
Первым увидел опасность блаж. Феодорит. Но к тому времени триумвират уже плотно держал под своим контролем императора. Весной 448 г.Феодориту было велено покинуть Антиохию и никуда не выезжать из своей епархии. Евтих продолжил атаку. Он написал в Рим папе Льву, что на Востоке возрождается несторианство. Воюя с «несторианством», он договорился до того, что начал отрицать единосущие человечества Христа нашей человеческой природе. Когда Флавиан вызвал его для объяснений, он заявил: «Я исповедую, что у Господа нашего было две природы до соединения. А после соединения я исповедую единую природу».Конечно, природу эту он считал божественной. Но божественное и человеческое несовместимы — человеческое исчезает в божественном, как капля в море. В общем, мы видим перед собой крайнюю форму монофизитства.
Флавиан созвал в ноябре 448 г. в Константинополе поместный собор для рассмотрения учения Евтиха. Евтих отказывался явиться туда, наконец, пришел под охраной полиции, с толпой монахов и представителем императора, который взял подписку с Флавиана, что Евтих будет отпущен, какое бы постановление о нем ни состоялось. Гордый архимандрит держался вызывающе, от ересей своих не отказался и был осужден и низложен. Сразу же после этого он написал апелляцию в Рим. Его письмо было доставлено туда имперским курьером, вместе с письмом самого императора, еще даже до послания Флавиана. Но тут Евтих просчитался: папа Лев был достаточно проницательным богословом, чтобы быстро понять опасность евтихианства. Прочитав стенограммы собора, он пришел в ужас от учения Евтиха и поддержал решение Флавианова собора.
Император опубликовал указ о созыве нового собора в Эфесе в августе 449 г. Цель его в указе была определена: «С корнем вырвать ересь Нестория». Это значило, что собор готовился для торжества Диоскора и Евтиха.Феодориту. Председателем заранее был назначен Диоскор. Папе Львубыло прислано приглашение, но он не смог приехать. Вместо себя он послал трех легатов (один из них по пути умер) и догматическое послание, адресованное Флавиану, — т. е. свой знаменитый томос. Достоинство томоса — изложение учения о боговоплощении в терминах очень простых и в то же время довольно точных: две полных природы, способных каждая в своей области к действию, но в единстве одного Лица.
Вот некоторые из положений Томоса:
«Неполезно для спасения и одинаково опасно признавать в Иисусе Христе или только Бога без человека, или только человека без Бога». «Для нашего искупления нужно было, чтобы один и тот же посредник между Богом и человеком, человек Иисус Христос, т. е. с одной стороны и мог бы умереть, а с другой не мог бы… …Ибо каждая природа в общении с другой производит то, что ей. А именно: Слово производит то, что свойственно Слову, и плоть следует тому, что свойственно плоти —Еще и еще повторяю: один и тот же есть истинно Сын Божий и истинно Сын Человеческий…»
Он также подчеркивал прописную, но важную истину, что две природы Христа непременно сохраняли свои характеристики после соединения — так как Христос не переставал быть и Богом, и человеком не в абстрактной, но в конкретной действительности.
Диоскор (как в свое время и Кирилл) прибыл на собор с большой свитой из епископов и толпой монахов. Но и сам император снабдил Диоскора военной охраной, окружившей кафедральный собор, тот самый, где проходил в 431 г. Эфесский Собор. Состав участников собора был подобранным, а кроме того, все участники ФлавиановаКонстантинопольского собора (42 епископа) были лишены права голоса. Под угрозой побоев, в криках и хаосе, под давлением полиции все нужные решения были приняты. Монахи, когда слышали о двух природах, кричали: «На костер Флавиана и Евсевия, сжечь их живьем! Рассечь надвое разделяющих Христа надвое!» Исповедание Евтиха — «две природы до соединения и одна после соединения» — было одобрено собором. «Так мы веруем», — заявил Диоскор. Евтихбыл объявлен православным и восстановлен, а Флавиан, Евсевий, Феодорит и Ива низложены. Легатам папы не дали слова, томос не был зачитан. И лишь когда участники собора принимали решение, римский делегат диакон Илар вскочил с места и прокричал: «Contradicitur!» В церковь ворвались стражники и монахи и начали форменное бесчинство. Низверженного Флавиана избили до полусмерти. Дверь была заперта, и от всех епископов стали требовать подписать решение собора. Его подписали все, кроме римских легатов. Тронуть их не посмели. Домн Антиохийский тоже подписал всё, а в заключение, как бы издеваясь над его трусостью и предательством своих собратьев, Диоскор соборно низложил и его. Так завершился Эфесский собор 449 г., получивший в истории название «Разбойничьего».
Флавиан успел написать апелляцию в Рим, а через несколько дней, по пути в ссылку, от перенесенных побоев и душевного потрясения скончался. Апелляции написали и Евсевий Дорилейский и Феодорит.
Халкидонский Собор
Триумф Диоскора казался полным: даже на Константинопольскую кафедру был назначен его ставленник пресвитер Анатолий.
Однако Диоскор не учел трех факторов, сыгравших против него.
· - Во-первых, на своем месте оставался папа Лев, решительно выступивший против Разбойничьего собора.
· - Во-вторых, влияние временщика Хрисафия стало сходить на нет и, соответственно, начала возрастать роль сестры императора Пульхерии.
· - В-третьих, Анатолий, ставленник Диоскора, показал, что совсем не желает отказываться от статуса второй кафедры мира и возвращать его Александрии.
В 450 г. Феодосии II упал с лошади на охоте и скончался. Детей у него не было, и власть перешла к Пульхерии. Хрисафий был низвергнут и казнен. Пульхерия не считала возможным одной удерживать власть в своих руках и предложила формально вступить с ней в брак сенатору Маркиану, при условии, что она по-прежнему останется девицей. Она провозгласила его императором и сама облекла властью. (Кстати, их коронование, впервые в истории, проводилось в церкви.)
Останки Флавиана были торжественно перенесены в Константинополь и похоронены в церкви 12 апостолов. Все, сосланные Диоскором, были возвращены. Евтих удален под надзор. Малодушные епископы сами начали приносить покаяние в том, что в Эфесе они подчинились насилию. Анатолий любезно принял папских легатов и подписал томос Льва. Многие другие епископы сразу же последовали его примеру.
Пульхерия и Маркиан объявили о созыве нового собора в октябре 451 г. в Никее. Папа Лев, еще ранее, после Разбойничьего собора, при поддержке западного императора Валентиниана III, заявлял о необходимости проведения нового собора на Западе. Теперь он не видел необходимости в соборе, раз все и так подписали его Томос. Однако, поглощенный противостоянием нашествию гуннов, он не имел сил протестовать, покорился факту и назначил своими легатами трех епископов и двух пресвитеров.
К назначенному сроку свыше 500 епископов были свезены в Никею. Ни на один собор до сих пор не собиралось такое количество участников. Однако и этот Собор был по преимуществу восточным — кроме 5 папских легатов, с Запада прибыли только 2 африканских епископа. Маркиан был занят военными заботами — отражением нашествия новой волны гуннов, поэтому он приказал подтянуть собор поближе к столице. Таким образом, решено было проводить собор в Халкидоне— городе на азиатском берегу Босфора, напротив Константинополя.
Собор собрался в Халкидоне в большой базилике местночтимой мученицы Евфимии. Он продолжался более трех недель: от 8 до 31 октября 451 г. Всего прошло 7 пленарных заседаний. Это был первый Собор, протоколы заседаний которого полностью сохранились. Необходимо отметить отличную организацию Собора. Он стал прототипом всех соборов (а возможно, и парламентов).
То, что представители имперского двора (где гораздо большую роль игралаПульхерия, чем Маркиан) принимали такое активное участие в работе Собора, означало, что она была организована по формальным принципам римского права. Такая четкость и формализованность работы была в некотором роде нововведением в истории Вселенских Соборов. Ее не было ни в Никее (325 г.), ни в Константинополе (381 г.) — на заседаниях этих Соборов не велось даже официальной стенограммы. В отличие от предыдущих соборов, в Халкидоне были выслушаны различные точки зрения, зачитывались протоколы Разбойничьего собора, собирались комиссии для рассмотрения и разбора спорных вопросов, разрабатывались и предлагались на всеобщее рассмотрение проекты резолюций, причем некоторые из них отвергались Собором.
На Соборе Диоскор ясно выразил собственную догматическую позицию, которая и останется вероучительной позицией большинства противников Халкидона на Востоке: Христос был совершенным Богом и совершенным человеком и, следовательно, «из двух природ». Однако после их соединения более невозможно говорить об этих «двух природах», отличимых друг от друга, потому что их соединение в единое существо было совершенным союзом.
Имперские уполномоченные в заключительном слове подтвердили свое ранее высказанное убеждение, что осуждение Флавиана было незаконным, и, следовательно, все ответственные за его вынесение — т. е. Диоскор, Ювеналий (его красивый жест пока не помог ему!), ФалласийКесарийский и другие — должны быть извержены из сана. Однако уполномоченные также заявили, что подобное решение должно быть принято лишь после дополнительных консультаций, когда все страсти немного утихомирятся, и предложили отложить его до следующей сессии.
Дата добавления: 2016-02-09; просмотров: 1504;