Светохимичесная регистрация
Большую роль в изучении движений сыграло открытие фотографии. Вначале успешно делали только моментальные одиночныеснимки движений. Затем Э. Майбридж (1877 г.) получил последовательные автоматические снимки (всадник, скакавший на лошади вдоль ряда фотоаппаратов). Позднее стали применять многократную экспозицию на одну пластинку. Ж- Марей и Ж. Демепн разработали метод хронофотографии: вращающийся с постоянной скоростью перед объективом аппарата затвор-обтюратор (непрозрачный диск с равномерно расположенными прорезями позволял запечатлеть на неподвижной пластинке ряд последовательных поз через равные промежутки времени.
Метод хромофотографии далее развивался в двух направлениях. Первое преследовало цели более точного измерениядвижений. Марей сначала снимал на фоне черного бархата движущегося человека в черном бархатном костюме, на котором были нашиты блестящие полосы, обозначавшие оси и точки частей тела (см. рис. 1, б, в), Позднее в школе Марея заменили полосы светящимися точечными лампочками накаливания, расположенными соответственно осям суставов. В подобном же направлении работали В. Брауне и О. Фишер, только вместо блестящих полос и точечных лампочек они применяли газосветные лампы (гейслеровы трубки). Все эти усовершенствования позволяли повышать точность измерения движений. В дальнейшем хронофотография
была значительно усовершенствована Н. А. Бернштейном, разработавшим метод циклограмметрии. При помощи обтюратора на пластинке получают точечные траектории лампочек — циклограмму (см. рис. 1г). По координатам точек на циклограмме вычисляют их перемещения, скорости и ускорения, а по массам и ускорениям звеньев рассчитывают приложенные силы. Одновременная съемка несколькими аппаратами (предложенная еще В. Брауне и О. Фишером), точечные лампочки, высокая частота съемки (100 и более снимков в 1 сек.), рациональная обработка ее материалов позволили Н. А. Бернштейну накопить обширнейший по тем временам материал (свыше 700 опытов циклосъемки ходьбы).
Рис. I. Светохимическая регистрация движений:
а)обтюратор; б— хронограммя бега (по Марею); в — костюм для хронофотографии (по Марею);
г— циклограмма лыжного хода (ориг.)
Еще В. Брауне и О. Фишер изучали массы и моменты инерции частей тела человека, кинематику его сочленений, условия работы мышц. Они использовали пространственные координаты, полученные при съемке, для решения уравнений движений человека. Но низкая частота съемки (несмотря на огромную точность измерения координат) и недостаточность математических методов не позволили тогда решить эту задачу.
Н. А. Бернштейн, значительно упростив подход к определению усилий (пренебрегая точным определением моментов инерции), впервые получил важные данные о чрезвычайной расчлененности, дробности характеристик движений и их сложнейшей взаимосвязи. С этих исследований, по сути дела, и началась разработка теории биомеханики.
Второе направление развития хронографии преследовало цели воспроизведения движенийна экране. Оно привело к возникновению кинематографии, предшественницы современного кино. Марей сначала применял «фоторужье», в котором быстро сменялись одна за другой 12 пластинок. Более удобным оказалось использование негативной бумажной, а потом и целлулоидной ленты с применением обтюратора:в моменты, когда объектив закрыт сплошной частью диска обтюратора, лента продвигается на один кадр. Киносъемка с большой частотой (рапидная съемка) посредством проекции на экран с нормальной частотой давала замедленное изображение («лупа времени»). Как и нормальная съемка, рапидная позволяла только рассмотреть, но не измерить движение.
Своего рода шагом назад в методике было постепенное распространение киноциклографии. Используя точки, отмеченные на теле испытуемого, по кинопленке изготовляли промер — проекцию на один лист бумаги положений точек с ряда последовательных кадров. При киносъемке в условиях соревнований опознавательные точки наносились приближенно, позднее, уже на промер. Естественно, точность определения координат по сравнению с циклографией резко снизилась. Однако возможность снимать в условиях соревнований и обходиться без сложного оснащения испытуемого, простота съемочной аппаратуры давали большие преимущества по сравнению с циклографией. С помощью метода киноциклографии в течение 2—3 десятилетий в нашей стране была изучена в основном техника почти всех видов спорта.
Дальнейшее повышение частоты съемки (рапидная и ультрарапидная киносъемка — сотни кадров в 1 сек.) при низкой точности определения координат точек позволяло получать очень ценный материал для наблюдений при относительно замедленной проекции, но не для измерений. Своеобразным вариантом хронофотографии явилась стробофотография: при съемке на одну пластинку (или пленку) многократная экспозиция достигается перерывом лучей на пути не от объектива к фотоаппарату, а от источника света (осветителя) к объекту съемки. Этот метод, очень эффективный при съемке быстротекущих процессов в технике, пока еще не принес существенной пользы в изучении движений.
В целом метод светохимической регистрации, даже такой нестрогий, как киноциклография, еще долго может быть ведущим в широкой практике. В научных исследованиях он свою положительную роль сыграл, позволив собрать данные для ряда теоретических обобщений. Однако современный уровень развития науки и техники выдвигает ряд более точных методов, основанных на использовании электротехники.
Дата добавления: 2016-02-09; просмотров: 960;