Сферы действия локальных и глобальных переменных для модулей
В среде Турбо Паскаля имеются средства, управляющие способом компиляции модулей и облегчающие разработку крупных программных проектов. В частности, определены три режима компиляции: COMPILE, MAKE и BUILD. Режимы отличаются только способом связи компилируемого модуля или основной программы с другими модулями, объявленными в предложении USES. При компиляции модуля или основной программы в режиме COMPILE все упоминающиеся в предложении USES модули должны быть предварительно откомпилированы и результаты компиляции помещены в одноименные файлы с расширением TPU. Например, если в программе (модуле) имеется предложение
Uses Global;
то на диске в каталоге, объявленном опцией UNIT DIRECTORIES, уже должен находиться файл GLOBAL.TPU. Файл с расширением TPU (от англ. Turbo Pascal Unit) создается автоматически в результате компиляции модуля (если основная программа может компилироваться без создания исполняемого ЕХЕ-файла, то компиляция модуля всегда приводит к созданию TPU-файла).
В режиме МАКЕ компилятор проверяет наличие TPU-файлов для каждого объявленного модуля. Если какой-либо из файлов не обнаружен, система пытается отыскать одноименный файл с расширением PAS, т.е. файл с исходным текстом модуля, и, если искомый файл найден, приступает к его компиляции. Кроме того, в этом режиме система следит за возможными изменениями исходного текста любого используемого модуля. Если в PAS-файл (исходный текст модуля) внесены какие-либо изменения, то независимо от того, есть ли уже в каталоге соответствующий TPU-файл или нет, система осуществляет его компиляцию перед компиляцией основной программы. Более того, если изменения внесены в интерфейсную часть модуля, то будут перекомпилированы также и все другие модули, обращающиеся к нему. Режим МАКЕ, таким образом, существенно облегчает процесс разработки крупных программ с множеством модулей: программист избавляется от необходимости следить за соответствием существующих TPU-файлов их исходному тексту, так как система делает это автоматически.
В режиме BUILD существующие TPU-файлы игнорируются, и система пытается отыскать (и компилировать) соответствующий РAS-файл для каждого объявленного в предложении USES модуля. После компиляции в режиме BUILD программист может быть уверен в том, что учтены все сделанные им изменения в любом из модулей.
Подключение модулей к основной программе и их возможная компиляция осуществляются в порядке их объявления в предложении USES. При переходе к очередному модулю система предварительно отыскивает все модули, на которые он ссылается. Ссылки модулей друг на друга могут образовывать древовидную структуру любой сложности, однако запрещается явное или косвенное обращение модуля к самому себе. Например, недопустимы следующие объявления:
Unit A; Unit В;
Interface Interface
Uses В; Uses А;
....... .......
Implementation Implementation
....... .......
end. end.
Это ограничение можно обойти, если «спрятать» предложение USES в исполняемые части зависимых модулей:
Unit A; Unit В;
Interface Interface
....... .......
Implementation Implementation
Uses B; Uses A;
...... .......
end. end.
Дело в том, что Турбо Паскаль разрешает ссылки на частично откомпилированные модули, что приблизительно соответствует опережающему описанию подпрограммы. Если интерфейсные части любых двух модулей независимы (это непременное условие!), Турбо Паскаль сможет идентифицировать все глобальные идентификаторы в каждом из модулей, после чего откомпилирует тела модулей обычным способом.
В процессе отладки модулей целесообразно использовать режим Build, а при отладке программы - режим Compile.
Программа, которая использует ресурсы нескольких модулей, должна в области описаний содержать спецификацию используемых модулей:
Uses <имя модуля1>, <имя модуля2>, ...;
В спецификации uses необходимо указывать только те модули, ресурсы которых данная программная единица (программа или модуль) использует непосредственно. Если подключаемый модуль использует другие модули, то их подключение уже описано в нем. Секции инициализации подсоединяемых модулей выполняются в порядке их подключения.
Пример. Разработать модуль, содержащий подпрограмму суммирования элементов массива.
Разбиваем текст программы на две части: подпрограмму размещаем в модуле, а тестирующую программу оставляем в качестве основной программы. Так как все структурные типы параметров должны быть предварительно объявлены, описываем тип массива в модуле.
{Модуль должен размещаться в файле Summa.pas}
Unit Summa;
Interface {объявление внешних ресурсов}
Type mas=array[l..10] of integer;
Function sum(b:mas;n: integer):integer;
Implementation
Function sum; {описание функции}
Var s: integer ;
i: integer;
begin
s:=0;
for i:=l to n do s:=s+b[i];
sum: = s;
end;
End.
Программа использует из модуля два ресурса: описание типа mas для объявления массива a и функцию Sum.
Program ex;
Uses Summa; {указание используемого модуля}
Var a:mas; {используем ресурс mas}
i,n: integer;
Begin
readln(n);
for i:=l to n do read(a[i]);
ReadLn;
WriteLn('Cyммa=',sum(a,n)); {используем ресурс sum}
End.
Все ресурсы, объявленные в интерфейсной части модуля, доступны в основной программе. В случаях перекрытия имен, когда основная программа и подключенный модуль содержат ресурсы с одинаковыми именами, при обращении к ресурсам модуля используют составные имена
<имя модуля>.<имя ресурсах>
Например, в модуле описана переменная X:
Unit А;
Interface
Var X:real; ...
End.
а в основной программе, которая использует этот модуль, объявлена собственная переменная X:
Program ex;
Uses А;
Var X: integer;
Begin
X:=10; (переменная программы}
A.X:=0.45; ... {переменная модуля А}
Лекция 21. Динамическое распределение памяти (2 часа)
Дата добавления: 2015-12-01; просмотров: 557;