Убийство матерью новорожденного ребенка (ст. 106 УК РФ).
Особенностью рассматриваемого вида убийства является то, что закон связывает его с наличием специфических объективных (время совершения преступления, условия психотравмирующей ситуации) и субъективных факторов (состояние психического расстройства виновной, не исключающее ее вменяемости). Именно установление любого из них и позволяет рассматривать умышленное причинение смерти матерью своему новорожденному ребенку в качестве относительно менее опасной разновидности убийства, т.е. фактически как убийство при смягчающих обстоятельствах.
В ст. 106 предусмотрены три самостоятельных обстоятельства, которые признаются смягчающими для данного вида убийства:
• убийство матерью новорожденного ребенка во время или сразу после родов;
• убийство матерью новорожденного ребенка в состоянии психического расстройства, не исключающего вменяемости;
• убийство новорожденного ребенка в условиях психотравмирующей ситуации.
Объективную сторону преступления образуют действия, которыми новорожденному причиняется смерть (например, нанесение смертельной раны в голову, удушение после отделения от тела матери, помещение родившегося ребенка в условия, исключающие жизнедеятельность), либо бездействие (отказ от кормления).
Убийство ребенка при этом должно быть совершено только в относительно непродолжительный промежуток времени - во время начавшихся физиологических родов или сразу же после них. Состояние женщины во время родов признается в данном случае смягчающим обстоятельством.
Самостоятельное значение закон придает наличию психотравмирующей ситуации, в которой оказывается роженица. Эта ситуация может возникнуть как в непосредственной связи с процессом родов, так и быть обусловленной иными причинами (отказ отца ребенка признать его своим, травля женщины родственниками и т.д.).
Наконец, третья особенность рассматриваемого вида убийства характеризует непосредственно субъекта преступления - женщину, мать новорожденного ребенка. У нее должно быть установлено психическое расстройство, которое не исключает вменяемости (ст. 22 УК РФ). При наличии такового виновная не может в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий либо руководить ими. Действия виновной должны квалифицироваться по ст. 106 УК РФ и в том случае, если было совершено убийство двух новорожденных (близнецов).
Если у виновной был умысел на убийство новорожденного во время родов и в этом направлении ею осуществлялись определенные действия, но появившийся на свет ребенок оказался по заключению судебно-медицинской экспертизы мертворожденным, то содеянное квалифицируется как покушение (негодное) на преступление, предусмотренное ст. 106 УК РФ.
Действия матери, причинившей смерть ребенку, хотя бы и объективно нежизнеспособному, должны квалифицироваться также по ст. 106 УК РФ. Убийство новорожденного ребенка матерью, которая находилась в нормальном состоянии в процессе родов и после них и которое не было обусловлено психотравмирующей ситуацией и психическим расстройством, влечет за собой ответственность на общих основаниях.
Убийство, совершенное в состоянии аффекта (ст. 107 УК РФ).
Рассматриваемый вид убийства относится к привилегированному в связи с тем, что, во-первых, причинение смерти потерпевшему спровоцировано самой жертвой и, во-вторых, сильное душевное волнение (физиологический аффект) значительно снижает возможности виновного контролировать свои действия и руководить ими. В отличие от патологического аффекта сильное душевное волнение не исключает, а лишь смягчает ответственность.
Объективная сторона убийства, совершенного в состоянии аффекта, может выражаться только в действии. При этом необходимо установить, что аффект был вызван:
а) насилием со стороны потерпевшего (физическим - побоями, причинением вреда здоровью, а также психическим - угрозой причинить вред здоровью и жизни);
б) издевательством или тяжким оскорблением со стороны потерпевшего (глумлением, циничным унижением чести и личного достоинства человека, обвинением его в совершении преступления или аморального поступка, оскорблением национального, религиозного
чувства и т.п.);
в) иными противоправными или аморальными действиями (бездействием) потерпевшего (грубое самоуправство, наезд на ребенка водителем автомобиля на глазах родителей, шантаж - угроза разгласить какие-либо компрометирующие лицо или его близких сведения, отказ выполнить служебный долг);
г) длительной психотравмирующей ситуацией, возникшей в связи с систематическим противоправным или аморальным поведением потерпевшего. Такая ситуация, в частности, может возникнуть под влиянием обнаружившейся супружеской неверности
Для применения ст. 107 УК РФ необходимо, чтобы душевное волнение было внезапно возникшим и сильным. Иными словами, посягательство на жизнь потерпевшего должно быть мгновенной реакцией на его предосудительное поведение.
Часть 2 ст. 107 УК РФ предусматривает квалифицированный состав данного преступления - убийство двух или более лиц, совершенное в состоянии аффекта. Это означает, что виновный одновременно, действуя с прямым или косвенным умыслом, посягает на жизнь нескольких лиц, непосредственно причастных к возникновению у него сильного душевного волнения, и убивает их.
Убийство одного человека и покушение на жизнь другого в состоянии аффекта не может рассматриваться как оконченное преступление по ч. 2 ст. 107 УК РФ. Содеянное в этом случае должно квалифицироваться по ч. 1 ст. 107 (в отношении причинения смерти) и по ст. 30, ч. 2 ст. 107 УК РФ.
Убийство, совершенное при превышении пределов необходимой обороны либо при превышении мер, необходимых для задержания лица, совершившего преступление (ст. 108 УК РФ).
В ст. 108 УК РФпредусмотрена ответственность за два самостоятельных, хотя и очень близких вида убийства. В силу того, что противоправное лишение жизни человека происходит в особой обстановке, вызванной: а) состоянием необходимой обороны от преступного посягательства (ч. 1); б) задержанием лица, совершившего преступление (ч. 2), закон признает его убийством при смягчающих обстоятельствах.
Лишение жизни посягающего в состоянии необходимой обороны не является преступлением и потому исключает уголовную ответственность (ст. 37 УК РФ). Иное дело - умышленное причинение смерти посягающему при превышении пределов необходимой обороны. Такое деяние общественно опасно, а потому влечет уголовную ответственность, хотя наказание за него установлено менее суровое по сравнению со всеми остальными видами убийств, предусмотренными УК РФ.
Превышением пределов необходимой обороны признаются умышленные действия, явно не соответствующие характеру и степени общественной опасности посягательства (ч. 2 ст. 37 УК РФ). Подразумевается, что лицо, защищая собственные права и интересы, охраняемые законом права других лиц, интересы общества и государства, без необходимости лишает потерпевшего (посягающего) жизни.
Убийство, совершенное при превышении пределов необходимой обороны, следует отграничивать от убийства, совершенного в состоянии аффекта. Для последнего характерно причинение вреда потерпевшему не с целью защиты и, следовательно, не в состоянии необходимой обороны. Кроме того, обязательным признаком убийства в состоянии аффекта является причинение вреда именно под влиянием сильного душевного волнения, тогда как для убийства, совершенного при превышении пределов необходимой обороны, указанный признак необязателен.
Если обороняющийся превысил пределы необходимой обороны в состоянии сильного душевного волнения, вызванного фактом нападения, применяется ч. 1 ст. 108 УК РФ, а не ст. 107 УК РФ.
Убийство двух или более лиц, совершенное при превышении пределов необходимой обороны, квалифицируется только по ч. 1 ст. 108 УК РФ.
Часть 2 ст. 108 УК РФ предусматривает ответственность за убийство, совершенное при превышении мер, необходимых для задержания лица, совершившего преступление. Следовательно, состав этого убийства тесно связан с таким обстоятельством, исключающим преступность деяния, как причинение вреда при задержании лица, совершившего преступление (ст. 38 УК РФ).
Объективная сторона преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 108 УК РФ, заключается в действиях, которыми лицу, совершившему преступление (задерживаемому), без необходимости причиняется смерть в процессе его задержания. Превышением мер, необходимых для задержания лица, совершившего преступление, закон (ч. 2 ст. 38 УК РФ) признает их явное несоответствие характеру и степени общественной опасности совершенного преступления и обстоятельствам задержания, когда задерживаемому без необходимости причиняется явно чрезмерный, не вызываемый обстановкой вред.
При оказании задерживаемым сопротивления вопрос о том, является ли лишение его жизни превышением мер, необходимых для задержания, либо составляет правомерное причинение вреда, должен решаться с учетом требований ч. 2 ст. 38 УК РФ, а в некоторых случаях - и ст. 37 УК РФ. Это обусловлено тем, что сопротивление задерживаемого может перерасти в посягательство на жизнь или здоровье задерживающего.
Умышленное причинение смерти лицу, которое после совершения преступления не пытается скрыться и не оказывает сопротивления, может образовать состав «простого» убийства (ч. 1 ст. 105 УК РФ) либо (при наличии достаточных оснований) убийства, совершенного в состоянии аффекта (ст. 107 УК РФ).
Субъективную сторону данного преступления образует вина в форме умысла. Виновный осознает, что, задерживая лицо, совершившее преступление, действует с превышением допустимых мер, предвидит возможность или неизбежность причинения ему смерти и желает (прямой умысел) либо сознательно допускает наступление указанных последствий или безразлично относится к ним (косвенный умысел).
Причинение по неосторожности смерти лицу, совершившему преступление, при его задержании либо в результате случайного стечения обстоятельств (непроизвольный выстрел, рикошет пули и т.п.) состава данного преступления не содержит.
Дата добавления: 2016-02-04; просмотров: 1119;