Концепция антропогенного воздействия как мощного геологического и геохимического фактора. Учение В.И.Вернадского о ноосфере. Ноосферные процессы и перспективы эволюции биосферы

Научное и практическое значение деятельности В. И. Вернадского как основателя учения о биосфере состоит в том, что он впервые во всеоружии знаний своего времени глубоко обосновал единство человека и биосферы. Сама живая материя как носитель разума, отмечал В. И. Вернадский, составляет небольшую часть биосферы по массе. Возникновение человеческого общества явилось результатом длительного развития живого вещества в пределах биосферы. Появление человека на Земле предопределило неизбежность возникновения нового состояния биосферы — переход ее в ноосферу, оболочку разума, охваченную целенаправленной деятельностью самого человека. При этом периоду сознательной деятельности человека предшествовал длительный период его дикого, полудикого и в целом стихийного существования. В пределах биосферы возникла первоначально сфера первобытной деятельности человеческого общества, которую нередко называют антропосферой. Начало ей положило расселение человека по всей поверхности суши в результате использования огня. Человек, овладев огнем, стал относительно независимым от климата и заселил все континенты, кроме Антарктиды. По свидетельству уникальных палеонтологических находок, человек, зародившись в дебрях Центральной Африки, освоил Европу, Азию, Австралию, а при дальнейшем совершенствовании своего организма достиг просторов Северной и Южной Америки. В ходе развития производительных сил антропосфера, охватывающая стихийную деятельность человеческого общества, объективно должна перейти в ноосферу — сферу сознательной деятельности. В современную эпоху становление ноосферы теснейшим образом связано с овладением различными формами движения материи — первоначально механической, потом тепловой, химической, атомно-ядерной. На очереди овладение биологическими формами движения — создание живых форм с помощью методов и средств биотехнологии и генной инженерии. С этим связано и возникновение новых по качеству круговоротов веществ в биосфере.

В. И. Вернадский, оценивая роль человеческого разума и научной мысли, делает следующие выводы.

1. Ход научного творчества является той силой, которой человек меняет биосферу, в которой он живет.

2. Это проявление изменения биосферы есть неизбежное явление, сопутствующее росту научной мысли.

3. Это изменение биосферы происходит независимо от че-ловеской воли, стихийно, как природный естественный процесс.

4. А так как среда жизни есть организованная оболочка планеты — биосфера, то вхождение в нее в ходе ее геологически длительного существования нового фактора ее изменения — научной работы человечества — есть природный процесс перехода биосферы в новую фазу, в новое состояние — ноосферу.

5. В переживаемый нами исторический момент мы видим это более ясно, чем могли видеть раньше. Здесь вскрываются перед нами «законы природы». Новые науки — геохимия и биогеохимия —дают возможность впервые выразить некоторые важные черты процесса математически.

Выводы о том, что биосфера неизбежно превратится в ноосферу, т. е. сферу, где разум человека будетиграть доминирующую роль в развитии системы «человек — природа», получили название закона ноосферы В. И. Вернадского.

Одним из успехов в современной науке можно считать осознанное стремление решить проблемы рационального использования природных ресурсов и обеспечение устойчивости среды жизни. Главное разработать такую систему мероприятий, которая обеспечила бы функционирование биосферы в новых условиях и неограниченно долгое существование человечества на планете. Рецепты ограничительного характера, природоохранные мероприятия в строгом смысле этого слова, не способны дать желаемого эффекта. Теперь речь идет не о том, чтобы несколько ослабить наш нажим на природу, в надежде, что после этого она сама восстановится. Во многих случаях необходима более действенная помощь. Природоохранительная стратегия должна подкрепляться природововсстановительными мероприятиями, поскольку без них (естественным) может эволюционный регресс.

На место привычного субъективно-объективного отношения человека к природе пришло некое "кентавроподобное" единство котором прежние наши объекты, природа, не может существовать без помощи " умного начала", человеческого разума. Поэтому на данный момент речь идет даже не о ноосфере в смысле В.И.Вернадского, а о некотором явно " искусственно", "синтетическом" единстве, которое можно было бы назвать
"гео-био-техно-ноосфера". Разрыв подобного единства привел бы к распаду его " элементов" как жизнеспособных объектов. Процесс становления новых взаимоотношений идет очень трудно, не никакой гарантии, что впереди нас ждет успех.

Это потребует целенаправленного действия
коллективного интеллекта человечества - его самооргнизации. Работа над стратегией существования в новых условиях требует объединение усилий многих ученых , интеграция науки с культурой, философией, религией, общественным движением; но самое вожное-преодолеть диктат политики и экономики в общественном устройстве над духовно нравственными началами, которые заложены в качестве механизма самосохранения в любом человеческом существе.
Влиять на общественное сознание можно стимулируя потребности человека. Как известно, существуют две сферы потребления- производственная и личная.
В производственной сфере в последнее время наметились определенные сдвиги. Это энергосберегающая политика ряда стран, экологические требования к транспорту и т.д. Кроме того, наблюдается определенный сдвиг сознания- осознание обществом, в том числе и предпринимателями , необходимости управления потреблением: неизучение спроса, а управление им, процесс формирования культуры производства.
Сфера личного потребления замыкается потреблением предметов и услуг человеком. Примерная группировка фактов, влияющая на эти потребности, такова:
1.группа - Общественно исторические факторы(это географическое положение, климат, традиции и обычаи, состояние природной Среды);
2 группа - Технико-экономические факторы(они характеризуют степень экономического развития данного региона, технический и научный потенциал, квалификацию рабочих);
3 группа - Социально-политические факторы (они определяются господствующей формой собственности, политическим устройством государства. Их влияние зависит от распределения национального дохода, социальных гарантий и т.д.)

 

  На сегодняшний день анализ всех этих факторов говорит о сиюминутности потребностей современного человека; его мировоззрение замкнуто на цепи Человек-Земля-производство, а единая картина мира и осознание себя как частицу вселенной включенной, в неразрывносввязанной с ее механизмом отсутствует. По сути, актуальным становиться вопрос культуры производства и потребления, т.е. поиск критериев " разумных потребностей", становление экологической этики. Известный американский экономист Гарингтон Эмерсон писал, что человеческая деятельность должна иметь тот же тип организации "оборони тельно-созидательный; какой существует в мире земных растений, а не военно-разрушительный; который активно культивируется сейчас. Разумная хозяйственная деятельность должна соответствовать тому, что в мире растений соответствует фотосинтезу, и должна быть такой же экологически безвредной, энергетически сбалансированной, какой является продуктивная деятельность зеленых растений. Наградой же служит долговечное существование всего сообщества.

Критерием разумных потребностей в сфере производства все более четко вырисовываются, при наличии желания и воли, совершенствуя систему управления, можно решить многие проблемы ( Оптимизм вызывает Декларация предпринимателей, принятой конференцией в Рои де Жанейро в 1992 году, экологическая политика Голландии, США, Японии, Китая.)

Намного сложнее определить критерии разумности в сфере личного потребления. Большинство населения весьма инертно относится к призывам экологов позаботится о будущем своих детей и внуков. Подобной узости мышления можно найти несколько объяснений:

1. Вся система воспитания и образования ориентирована на материальные ценности;

2. Утеряны экологические нормы культуры, национальные жизнеутверждающие традиции;

3. Нигилизм и полное пренебрежение духовными ценностями, утрата цели и смысла жизни, неверие в Вечность мира;

4. Галопирующая материализация жизни, следовательно, и дегуманизация.

Формировании разумных потребностей - это процесс формирования человека как личности, шаг в новую цивилизацию. До сих пор нередко утверждалось мнение, что любой нравственный критерий ограничивает якобы сам принцип свободы в любом поиске, сдерживает прогресс.

Ноосферным идеалом является жизнь; она почитается как высшее благо, духовная цель любой деятельности. Именно такое благо, такая цель и такой предмет касаются всех без исключения. Посему регулирования взаимоотношений с природой, забота и восстановление ее - дело без преувеличения каждого живущего. на нашей планете.
Культура, искусство, религия, как носители нравственного императива должны занять приличествующее им место в решении экологических вопросов человечества. Мало добиться того, чтобы человек знал, как правильно поступить в тех или иных обстоятельствах, надо, чтобы он не смог, в силу воспитания убеждений, поступить иначе. И если люди хотят сохранить себе, свою природу, свой род, все накопление культуры, т.е. собственно весь человеческий мир, им не только необходимо знать все современные научные теории, но и научиться воспринимать те символы красоты, которые есть в окружающем нас мире или созданы человеком. Только при таком синтезе у человечества есть шанс сохранить жизнь.

 








Дата добавления: 2016-02-04; просмотров: 2508;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.006 сек.