История создания В.И.Вернадского учения о биосфере.
История развития представлений о биосфере отражает изменение взглядов на природу Земли, непосредственно окружающую человека. Остановимся на ее некоторых ключевых моментах.
Истоки учения о биосфере, по всей видимости, следует искать в первых религиозно-философских воззрениях на природу и место человека в ней. Природа бытия, которая мыслилась в качестве единой духовной сущности, пронизывающей Вселенную, как философская проблема определилась еще в начале первого тысячелетия до нашей эры в среде индийских жрецов — брахманов. В основе брахманизма лежат представления о творце Вселенной, об одушевленности природы и воплощении всех живых существ.
Гармонию человека и Космоса проповедовало этико-политическое учение конфуцианство, возникшее в Древнем Китае в VI в. до н. э. Буддизм, сложившийся тогда в Древней Индии, связывая жизнедеятельность личности с внешним миром, считал бытие вечным страданием, а страдание — космической реальностью.
Большое внимание происхождению Вселенной и природе вещей уделила древнегреческая философия. Мир земной и Космос были объединены существованием человека, хотя и противопоставлены христианством, которое утверждает бренность земной жизни и бессмертие души с загробным воздаянием в раю.
Первый философ нового времени Н. Кузанекий (1401-1464), церковно-политический деятель и ученый средневековья, стремился охватить все вещи и события в единстве и цельности — в бесконечном «максимуме», который, представляя собой живую иерархию Космоса, не сводится ни к чему конкретному. Развивая его идеи, итальянский философ и поэт Дж. Бруно (1548—1600) отверг средневековые представления о противоположности между Землей и Небом, высказал идею о бесконечности природы и бесконечном множестве миров во Вселенной. Признавая единое начало и мировую душу движущейся силой Вселенной, он пришел к гилозоизму — философскому учению о всеобщей одушевленности материи.
Решающий шаг к признанию объективного существования мира вне и независимо от человеческого сознания сделал итальянский поэт, философ и астроном, один из основателей естествознания Г. Галилей (1564—1642). В соответствии с его воззрением мир бесконечен: во всех процессах, происходящих в природе, ничто не уничтожается и не порождается. Однако, Галилей не был последователен и допускал божественный первотолчок.
Как развивающиеся во времени, а не однажды созданные предстали Земля и вся Солнечная система у немецкого философа И. Канта (1724—1804) и французского астронома П. Лапласа (1749—1827). Идеи вечного движения и развития утвердились в теории диалектики немецкого философа Г. Гегеля (1770—1831).
В середине XVII в. нидерландский географ Б. Варениус (1622—1650), выделив «небесный и земные круги», провозгласил, что «земля», включающая наряду с грунтом и минералами растения и животных, вода и атмосфера находятся в состоянии взаимопроникновениям Спустя столетие французский анатом Ф. Вик д'Азир (1748-1794) высказал мысль о жизни, охватывающей внешние оболочки Земли, и о связи живого со всей окружающей средой. В биогеографических и экологических работах XIX в. уже четко просматривается идея не только взаимопроникновения, но и взаимодействия природных явлений, включая осознанную и неосознанную деятельность человека.
В конечном итоге философская мысль и естествознание привели к необходимости выделения оболочки Земли, в которой сосредоточена жизнь, и исследованию взаимодействий этой жизни со средой обитания. Сферу обитания живых организмов биосферой назвал в 1875 г. австрийский геолог Э. Зюсс (1831 — 1914). Однако учение о биосфере как научное направление сформировалось в первой четверти XX в. в России. Дело в том, что с XVIII в., с эпохи Петра I, наука в России ощутила на себе благотворное влияние Запада. Обмен идеями, работа русских ученых за рубежом, а иностранных в России способствовали развитию естественных наук. Огромную роль в становлении учения о биосфере сыграла также великая нравственная русская философия конца XIX — начала XX в., питавшая через литературу Л. Н. Толстого и Ф. М. Достоевского мировосприятие выдающихся ученых К. Э. Циолковского, А. Л. Чижевского, В. И. Вернадского, Д. И. Менделеева и др. В этой философии зародились идеи русского космизма, основные черты которого следующие: человек — составная часть природы; человека и природу следует не противопоставлять друг другу, а рассматривать в единстве; человек и все, что его окружает,— это частицы Вселенной.
Идеи русского космизма были воплощены в учении о биосфере. Замечательный биофизик, много лет посвятивший изучению солнечно-земных связей, А. Л. Чижевский (1897—1964) подчеркивал еще в 1915 г., что космический мир и мир земной биосферы связаны воедино. «...Живая клетка представляет собой результат космического, солярного и теллурического воздействий и является тем объектом, который был создан напряжением творческих способностей всей Вселенной. И кто знает, быть может, мы, «дети Солнца», представляем собой лишь слабый отзвук тех вибраций стихийных сил космоса, которые, проходя окрест Земли, слегка коснулись ее, настроив в унисон дотоле дремавшие в ней возможности... Жизнь... в значительно большей степени есть явление космическое, чем земное. Она создана воздействием творческой динамики космоса на инертный материал Земли. Она живет динамикой этих сил, и каждое биение органического пульса согласовано с биением космического сердца — этой грандиозной совокупности туманностей, звезд, Солнца и планет»
Таким образом, представление о биосфере, выросшее из понимания огромного значения живых организмов на Земле, вырабатывалось трудами многих поколений естествоиспытателей, в нем отражено философское осмысление бытия человека. С течением времени становилось все более ясно, что природные явления, наблюдающиеся у поверхности Земли, в непосредственном окружении человека, имеют качественное своеобразие и их взаимодействие обусловливает образование единого планетарного целого — оболочки, в которой только и возможны жизнь, существование живого вещества.
В 1902 г. географ Д. Н. Анучин высказал мысль о том, что атмо-, гидро-, лито- и педиосфера (почвенная сфера), а также био- и антропосфера есть результат деятельности различных космических и теллурических (земных) сил. В свою очередь, как писал П. И. Броунов в «Курсе физической географии» (1917), результат взаимодействия четырех сфер (атмо-, гидро-, лито- и биосферы) — самостоятельная оболочка на планете. Выяснилось также, что в этой оболочке существуют сложные образования или тела, которые не могут быть отнесены ни к одной из сфер Земли, ни к совокупности живых организмов, а представляют собой совершенно отличные от них явления и выступают как следствие их совместного влияния (например, почва у В. В. Докучаева, эпигенема у Р. И. Аболина).
Возникла необходимость уточнить содержание понятия «биосфера», определить ее строение и исследовать взаимодействие биосферы с окружающей планетнокосмической средой. В первой половине XX в. В. И. Вернадский в своих трудах («История минералов земной коры», «Биосфера», «Химическое строение биосферы Земли и ее окружения») разрешил эти проблемы, разработав учение о биосфере.
Следует отметить важнейшие научные положения учения В. И. Вернадского.
Живое вещество есть прежде всего планетное явление и не может быть оторвано от биосферы, геологической функцией которого является. В пределах биосферы везде встречаются либо живое вещество, либо следы его биохимической деятельности. Горные осадочные породы (известняки, глины, торф и др.) и их метаморфические производные (мрамор, сланцы, угли и др.), природные воды и газы атмосферы (кислород, азот, углекислый газ) в своей основе созданы живым веществом планеты. Слои земной коры, лишенные в настоящее время живого вещества, но переработанные им в геологическом прошлом, В. И. Вернадский относил к «былым биосферам».
Космические излучения, идущие от всех небесных тел, охватывают биосферу, проникают всю ее и все в ней, и биосфера должна рассматриваться как область превращения космической энергии.
Биосфера есть планетное явление космического характера.
Выход человека в космос, за пределы земной биосферы стимулирует разработку новых сторон учения о биосфере.
К настоящему времени первичная биосфера значительно изменена деятельностью человека. Качественно новый этап ее развития — биотехносфера. Состояние же биосферы, при котором преобразующая человеческая деятельность начинает играть в ней определяющую роль, В. И. Вернадский назвал ноосферой или сферой разума.
Дата добавления: 2016-02-04; просмотров: 1588;