Развитие эволюционных взглядов в XVIII в. и первой половине XIX в.

Благодаря успехам систематики, срав­нительной анатомии, биогеографии в XVII— XVIII вв. в естествознании происхо­дит дальнейшее накопление фактического материала. Всеобъемлющую для того вре­мени «Систему природы» (1735) предложил великий шведский натуралист К Линней (1707—1778). Одна из крупных заслуг его — введение биноминальной номенкла­туры, которая и поныне используется в био­логии. Как и Рей, Линней допускал естест­венное возникновение разновидностей, но был убежден в том, что «видов столько, сколько различных форм сотворила пред­вечная сущность». Он рассматривал вид как стабильный элемент в природе и верил в библейскую легенду о сотворении видов.

Идеи эволюции в XVIII в. Уже в XVII в. идеи эволюции начинают все отчетливее прослеживаться в трудах натуралистов и философов. Так, Г.В. Лейбниц (1646— 1716), развивая идеи Аристотеля, провоз­гласил принцип градации и предсказал су­ществование переходных форм между рас­тениями и животными. Принцип градации в дальнейшем был развит в представлении о «лестнице существ» от минералов до чело­века, которая для одних продолжала оста­ваться выражением аристотелевской иде­альной непрерывности, а для других — до­казательством естественного превращения (трансформизм) живой природы.

В 1749 г. начинает выходить многотом­ная «Естественная история» Ж. Бюффона (до 1788 г. вышло 36 томов), в которой он обосновывает гипотезу о развитии Земли. По его мнению, это развитие охватывает 80—90 тыс. лет (в неопубликованных за­писках он приводит цифру даже в 500 тыс. лет), но лишь в последние периоды на Зем­ле появляются из неорганических веществ живые организмы: сначала растения, потом животные и человек. Ж. Бгоффон ввдел до­казательство единства происхождения в плане строения животных и объяснял сход­ство близких форм их происхождением от общих предков. Он стоял на позициях трансформизма — учения об изменяемости видов.

Идея эволюции заложена и в трудах эн­циклопедиста Д. Двдро (1713—1784), ко­торый считал, что мелкие изменения всех существ и длительность времени существо­вания Земли могут вполне объяснить воз­никновение разнообразия органического мира. Французский ученый П. Мопертюи (1698— 1759) высказывает гениальные до­гадки о корпускулярной природе наследст­венности, эволюционной роли уничтожения форм, не приспособленных к существова­нию, значении изоляции в развитии новых форм. Дед Ч. Дарвина Эразм Дарвин (1731 —1802) в поэтической форме утвер­ждает принцип единства происхождения всех живых существ, указывает, что орга­нический мир развивался миллионы лет. И. Кант (1724—1804) в «Космогонии» (1755) говорит о сотнях миллионов лет раз­вития Земли. К Линней в последние годы жизни приходит к ограниченному призна­нию эволюции, считая, что близкие виды внутри рода могли развиваться естествен­ным путем, без участия божественной силы.

Указанные эволюционные концепции не были определяющими в развитии биологии в XVII—XVIII вв. Открытие сперматозои­дов и яйцеклеток у животных во второй по­ловине XVII в. приводит к возрождению идеи античных философов о «вложении» одного организма в другой: в каждом суще­стве вложено другое в миниатюрном виде, и при формировании особи истинного разви­тия не происходит, идет лишь рост (пре­формизм). Многие выдающиеся биологи того периода — Ш. Боннэ, А. Левенгук, Я. Сваммердам, М. Мальпиги, Р де Грааф и др.— были убежденными преформистами, хотя и расходились в признании главенст­вующей роли яйца («овисты») или сперма­тозоида («анималькулисты»). Преформизм в толковании идеи развития органического мира стоял на позициях креационизма.

Во второй половине XVIII в. отмечается пробуждение естественнонаучной мысли в России. В той или иной форме эволюцион­ные взгляды были характерны для таких ес­тествоиспытателей, как М.В. Ломоносов, К-Ф. Вольф, П.С. Паллас, А.Н. Радищев. М.В. Ломоносов (1711 —1765) в трактате «О слоях земных» (1763) писал: «...напрас­но многие думают, что все, как мы видим, сначала творцом создано...» М.В. Ломоно­сов закладывает основы современной науки в России. Изменения в неживой природе он рассматривал как непосредственную причи­ну изменений животного и растительного мира, по останкам вымерших форм (моллю­ски и насекомые) он судил об условиях их существования в прошлом. Петербургский академик Қ.Ф. Вольф (1734—1794) нано­сит первый серьезный удар по преформиз­му. Изучение хода развития эмбрионов у птиц и почек у растений приводит его к вы­воду о «постепенном развитии гетерогенно­го из гомогенного» путем новообразования структур (концепция эпигенеза).

Спор Ж. Кювье и Э. Жоффруа Сент-Илера. В конце XVIII в. обостряется борьба между сторонниками креационизма и трансформизма. Ж- Кювье (1769— 1832) — непревзойденный авторитет того времени в области палеонтологии и сравни­тельной анатомии — на богатой фактиче­ской основе отстаивает сходство ископае­мых и ныне существующих животных, нали­чие четырех изначально неизменных типов организации всех животных, идею постоян­ства видов. Он обосновывает принципы «условий существования организмов» и «корреляции частей тела», которые рас­сматривает как свидетельства предустанов­ленной гармонии в природе («конечных причин»). Изучая ископаемые остатки, Кю­вье приходит к выводу, что они расположе­ны не хаотично, а закономерно, и по нали­чию некоторых «руководящих форм» мож­но определить последовательность геологи­ческих слоев во времени. Благодаря иссле­дованиям Кювье и многих других натурали­стов между 1822 и 1841 г. возникает стра­тиграфия и составляется вся геохроноло­гическая таблица (подробнее см. раздел 5.3) от кембрия до четвертичного периода. Для объяснения факта смены фаун во вре­мени Ж- Кювье развил представления о ка­тастрофах на поверхности Земли в про­шлом, уничтожавших живые существа. Раз­витие этих представлений А. д’Орбиньи привело к формулировке теории катаст­роф, согласно которой после каждой из ка­тастроф происходило повторное сотворение животных.

Соотечественник и современник Ж- Кю­вье— Э. Жоффруа Сент-Илер (1772— 1844), те же факты, которые Кювье исполь­зовал для подтверждения креационистских воззрений, рассматривал как доказывающие трансформизм: единство организации жи­вотных как показатель общности происхож­дения, наличие отличающихся от ископае­мых современных форм как доказательство изменения организмов под влиянием внут­ренних и внешних естественных причин.

Разногласия между Кювье и Сент-Иле- ром по этим вопросам вылились в острую публичную дискуссию (1830), где победу одержал Кювье.

В целом можно сказать, что, несмотря на неоднократ­но высказывавшиеся гениальные догадки о развитии эволю­ции живой природы, до конца XVIII в. господствует «мысль о целесообразности установленных в природе порядков», о сотворении кошек для пожирания мышей, а мышей — что­бы быть пожираемыми кошками, а вся природа — чтобы доказать мудрость творца. Высказывавшиеся элементы эволюционизма еще не складывались в цельное эволюционное учение. Впервые такое учение было создано Ж.Б. Ламарком (1744—1829).








Дата добавления: 2016-02-04; просмотров: 1109;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.005 сек.