Возникновение поликультурного образования в России.
Термин «поликультурное образование» начал использоваться в отечественной педагогике в 1990-е гг., когда надо было адекватно вести термин multicultural education: в 1993 г. в разных изданиях на русском языке были опубликованы три материала, в которых проводился обзор идей американских авторов: 1) «Проблема поликультурного образования в американской педагогике (анализ концепции Д.Бэнкса) в журнале «Педагогика»; 2) «Поликультурное образование: программы и метoды» в сборнике материалов из зарубежного опыта «Общество и образование в современном мире»; 3) «Поликультурное образование: реформа учебных программ» в журнале «Перспективы. Вопросы образования».
В это время возникла потребность в поиске новых терминов, обозначающих многонациональный характер образования в социально-политической ситуации. Старые термины советского времени - «пролетарский интернационализм и социалистический патриотизм», «интернациональное воспитание», «многонациональное образование» - несли чрезвычайно сильную идеологическую нагрузку.
Пролетарский интернационализм обозначал укрепление сотрудничества с трудящимися разных стран в «борьбе за коммунистической партии» против буржуазии всех стран. Поощрялась работа школьных Интернациональных клубов по переписке со сверстниками из стран социалистического лагеря. Выделялись квоты для представителей отдельных государств при получении профессионального образования.
Суть интернационального воспитания заключалась в формировании у населения установок дружбы с «братскими» народами СССР: в воспитательной работе школ были распространены ежегодные массовые фестивали 15 братских республик (СССР состоял из 15 советских социалистических республик, в составе которых были области, автономные национальные республики и округа).
Многонациональное образование обозначало создание и функционирование разных «национальных учебных заведений» и «национальных классов» в отдельных школах, в которых часть образования осуществлялась на национальных языках - у родителей было право отдавать своего ребенка в национальный или обычный класс. Однако наблюдалась устойчивая тенденция уменьшения количества национальных школ и классов в СССР в 1950-1980-е гг. Дело в том, что реализовывалась идеология построения единого «Советского нapoдa» с постепенным «стиранием» национальных различий, и плохое знание русского языка являлось препятствием для участия в полноценной общественной жизни и построении профессиональной карьеры.
Новая социально-политическая ситуация постсоветской действительности потребовала новых терминов в педагогике, не несущих советского идеологического контекста. В конце 1980-х гг. появился и получил широкое распространение термин «воспитание культуры межнационального общения», позже «воспитание культуры межнациональных отношений». Однако эти термины касались преимущественно воспитательного процесса и подразумевали вынесение соответствующего педагогического процесса за рамки учебной деятельности. Понимание образования как взаимосвязанного процесса воспитания и обучения в интересах личности, общества и государства в Законе РФ от 10.07.1992 N~ 3266-1 «Об образовании» способствовало закреплению термина «поликультурное образование» в значении «образование посредством приобщения к многокультурности».
Для исследования причин актуализации поликультурного образования в России был проведен опрос участников международной конференции «Образование и межнациональные отношения» в городе Ижевске в мае 2009г., в котором приняли участие семь докторов наук, девять кандидатов наук и двое ученых без степени (всего 18 ученых). Участникам конференции задавали вопросы о том, когда и как появилось и развивалось поликультурное образование в России? Ученые были ознакомлены с мнением: «Поликультурное образование в России появилось по трем причинам:
1) в связи с потребностью нерусских народов России в саморазвитии и развитии всего российского сообщества (вхождения в него неотъемлемой частью) как путь обеспечения многослойной идентичности: этнической - страновой (советский человек и позже россиянин) - мировой (интернационалист и позже европеец, гражданин мира);
2) в связи со стремлением повысить качество профессиональной подготовки переводчиков и других языковых специалистов, а сейчас и специалистов сферы «человек – человек» (менеджеров, учителей и др.) выработалось понимание важности формирован межкультурной компетентности через сопоставительно-контрастивное преподавание иностранного языка и культурологические подходы;
3) по причине развития оригинальной отечественной теории культуры и диалога культур М. М. Бахтина - В. С. Библера, стремления теоретиков и практиков разработать и внедрить пути «полиличностно-культурного» (термин автора. - Э. Х.) развития ученика;
4) некоторые толчки к развитию теории поликультурного образования сегодня дает растерянность от роста числа детей-мигрантов и непроработанности путей работы с ними».
Каждый из опрошенных при этом высказал свою точку зрения. По мнению большинства ученых, поликультурное образование в России как «признающее культуры учащихся» возникло в период распада СССР. Лишь двое ученых (М. В. Филатова и Н. Н. Дубинина) считают, что поликультурное образование появилось в более ранний период. В частности, М. В. Филатова высказалась, что поликультурное образование возникло в 1940-е гг. под названием «воспитание доброжелательного отношения к людям дpyгих национальностей» - оно было интегрировано в общий образовательный процесс, так как СССР состоял из 15 союзных республик; были и методики, и образовательные программы по поликультурности, которые Запад взял за основу своих программ. По мнению Н. Н. Дубининой, генезис идей поликультурного образования находится в философско-педагогическом наследии России XIX - ХХ вв. (Н. А. Добролюбов, В. С. Соловьев, Н. И. Пирогов, Л. Н. Толстой, С. И. Гессен, В. И. Вернадский, С. Б. Потахин и др.).
Ответы ученых при ознакомлении с изложенным выше мнением, можно сгруппировать следующим образом:
1) основной причиной появления поликультурного образования в России стало изменение государственной идеологи утверждавшей в доперестроечное время приоритет формирования новой общности «советский нapoд», а в послеперестроечный – «парад суверенитетов»; в противовес монокультурному давлению советского государства на культуры малых народов появление поликультурного образования в конце 1980-х гг. связано с актуализацией потребности нерусских народов России в саморазвитии и вхождения в российское сообщество в качестве неотъемлемой его части как пути обеспечения многослойной идентичности - этнокультурной, страновой (россиянин), мировой (гражданин мира); 2) межкультурное образование развивалось в связи со стремлением повысить качество обучения иностранным языкам: «Лишь в том случае, когда изучающий иностранный язык человек ознакомился с культурой, традициями, нормами поведения людей в стране изучаемого языка, лишь тогда он сможет их понять. Поэтому педагогическая наука в 80-е гг. ХХ в. основной целью и ведущим принципом обучения для учебных предметов определила «поликультурное обучение»;
3) усиление глобализации и рост миграции квалифицированных специалистов - объективные процессы, которые потребовали вносить в содержание профессионального образования знания о культурах всех мировых цивилизаций и элементы межкультурного образования;
4) потребность в поликультурном образовании вызвала растерянность педагогических работников в 2000-х гг. от роста числа детей-мигрантов и непроработанности путей работы с ними. Нужно ли уважать их культурную самобытность или же ассимилировать их? «Самый первый вопрос, который задают мне студенты: где повести границу между уважением к иной культуре и следованием своей?»;
5) развитие теории культуры и диалога культур М. М. Бахтина (1895-1975) и В. С. Библера (1918-2000) привело к стремлению теоретиков и практиков разработать и внедрить пути личностного поликультурного образования.
Большинство ученых (10 человек) критиковали интернациональное воспитание, в частности за организацию «поверхностного изучения-знакомства с культурой и обычаями разных народов», в то время как «интеркультурное обучение основано... на усвоении молодыми людьми различий в поведенческих реакциях на одно и то же событие/действие выходцев - представителей из разных культурных сред, в пропускании "через себя" разной культуры, а также за ограниченность лишь межэтническими проблемами с табуированием изучать и учитывать в образовательном процессе этнопсихологические различия людей и игнорирование проблем дискриминации в религии, политике и других субкультурах.
Таким образом, основным фактором актуализации поликультурного образования в постсоветской России стало изменение государственной идеологии, утверждавшей признание этнокультурных особенностей коренных граждан России. Дополнительными факторами стали рост иммиграции, стремление повысить качество обучения иностранным языкам, развитие личностно-ориентированной культурологической педагогики.
Дата добавления: 2016-02-04; просмотров: 3438;