Вопрос 25. Арабская (арабоязычная) философия средних веков
1.Под арабской (арабоязычной)подразумевается философия,созданная арабами, а также народами Ближнего и Среднего Востока, находившимися под культурным и часто политическим влиянием арабов.
Арабская средневековая философия в своем развитии прошла два основных этапа:
• VII — IX вв — период зарождения арабской философии;
• IX — XV вв. — период усвоения арабской философией древнегреческой философии, превращение арабской философии в арабо-греческую.
2. Основными направлениями арабской философии периода зарождения были:
• школа мутакаллимов;
• школа мутазилитов;
• суфизм.
Мутакаллимыбыли сторонниками радикального ислама. Представители школы мутакаллимов философски обосновывали религиозные догмы ислама и фактически играли роль арабо-исламских схоластов.
Мутазилиты("обособившиеся") также являлись исламскими философами, однако ряд положений их учения носил относительно материалистический характер. В частности, мутазилиты:
•отвергали многие догмы (недоказуемые "исходные" истины) ислама о происхождении мира, человека, предопределенности судьбы и пытались объяснить проблемы с позиций рационализма и материализма;
• отвергали антропоморфные представления о Боге (согласно
которым Бог имел человеческий облик);
• отождествляли Бога и Вселенную;
• верили в силу и разум человека;
• считали, что человек способен познать окружающий мир с
помощью разума.
Представители суфизма(суфисты, от суф - шерсть, власяница; по мнению Аль-Бируни, созвучно слову "софист") считали высшим благом для человека добровольное отрешение от окружающего мира, аскетизм, уход в себя, созерцание, мистику. 3. В IX в. начался новый этап арабской философии, для которого были характерны:
• усиление влияния материалистических идей (что стало результатом открытий вобласти медицины и естественных наук);
• заимствование идей европейской философии, особенно древнегреческой, превращение собственно арабской философии в арабо-европейскую (арабо-греческую). Наибольший вклад в становление новой (европеизированной) арабской философии внесли Аль-Кинди, Ибн-Сина, Аль-Фараби, Ибн-Рушд (Аверроэс).
Аль-Кинди(800 — 879) сделал первый шаг по европеизации арабской философии. Ему принадлежит заслуга открытия древнегреческой философии для арабов, в частности Аристотеля. Под влиянием идей Аристотеля в арабскую философию пришли многие материалистические идеи, понятие категорий, логика, учение о познании.
Взяв в качестве примера учение Аристотеля о 10 категориях (бытие и 9 характеристик бытия — время, место и т. д.), Аль-Кинди выдвинул собственное учение о прасубстанциях (арабский аналог категорий), к которым причислил:
• материю;
• форму;
• движение;
• пространство;
• время.
Также философ выдвинул революционную для своего времени идею о познаваемости мира человеческим разумом (что отвергали мутакаллимы — ортодоксальные "исламские схоласты") и выделил три ступени научного познания, через которые последовательно необходимо пройти, чтобы добиться истинного знания:
• логическо-математическую;
• естественно-научную;
• метафизическую (философскую).
Причем, по мнению Аль-Кинди, только разум может быть источником и эталоном познания.
Философия Аль-Кинди значительно опережала эпоху и была непонятна его современникам (философ подвергался преследованиям, а его произведения уничтожались), однако именно Аль-Кинди заложил традицию аристотелизма в арабской философии (восточная перипатетика) и создал предпосылки для ее превращения в одну из самых прогрессивных в Европе и Азии (по сравнению со средневековой схоластикой).
Аль-Фарби(870 — 950) систематизировал и пытался адаптировать философию Аристотеля к арабским условиям. Первым выдвинул идею об "эманации" и невсемогуществе Бога. Его идеи послужили фундаментом философии Ибн-Сины (Авиценны).
Ибн-Сина (Авиценна)(980 - 1037) вывел арабскую философию на новый уровень прогресса. Главные труды по философии: "Книга исцеления" ("Книга спасения"), "Книга знания".
Авиценна:
• высмеивал косность и догматизм исламских теологов;
• пытался отделить философию от религии (в то время как многие его современники считали их неразрывно связанными
и видели роль философии в обосновании положений и догм ислама);
• видел в философии отдельную науку, которая должна обобщать достижения человеческого разума;
• основывал многие философские идеи на достижениях естественных наук (например, собственных медицинских открытиях);
• не отрицал наличие Бога, но выступал против признания за ним всемогущей воли;
• считал, что многие явления в окружающем мире происходят помимо воли Бога, по естественным законам природы;
• причину возникновения мира видел в "эманации" — истекании мира из Божества, но не по воле Бога, а в силу естественной необходимости;
• выступал против идеи "первотолчка", которую заменял идеей о движении, которое является неотъемлемым свойством материи;
• считал, что все существующее материально (как Бог, так и окружающий мир);
• наделял душу особыми свойствами — идеальностью (существованием наряду с материей) и вечностью;
• также считал вечным Бога и окружающий мир. 4.Из арабских философов в средневековой Европе наибольшей известностью и популярностью пользовался Ибн-Рушд (Аверроэс)(1126- 1198).
Аверроэс жил и работал в Испании, находившейся под властью арабов, и был представителем западноарабско-европейской философии. Им была создана философия аверроизма,получившая широкое распространение в Европе и противостоящая католицизму и схоластике.
Философия Аверроэса была материалистична по своей сути и возникла как синтез передовой арабской философии (представители — Аль-Кинди, Авиценна) и систематизированного и творчески переработанного учения Аристотеля. Можно выделить ее следующие основные положения:
• отвергалась идея творения (мир вечен, он несотворим и неуничтожим);
• допускалось наличие Бога, но за ним не признавалась первичность по отношению к материи (Бог и окружающий материальный мир "совечны");
• за Богом признавались весьма ограниченные возможности, которые сводились к главной — придать материи форму;
• отвергалась идея о том, что Бог приводит все в движение;
• доказывалось, что движение — самостоятельное свойство материи, заключенное в ней самой;
• выдвигалась идея жесткого детерминизма (обусловленности и необходимости всего в природе);
• отвергалась возможность бессмертия души (смерть тела есть одновременно смерть души, но коллективный разум — разум всего человечества, частью которого является душа отдельного человека, — бессмертен);
• была выдвинута идея о "двойственной истине" — философские и религиозные истины раздельны; то, что истинно в религии, может быть ложно для философии и наоборот. Материалистическая, антирелигиозная философия Аверроэса
оказала большое влияние на европейскую философию. Аверроизм получил широкое распространение, преподавался в университетах, был духовным центром притяжения философских учений, противостоящих схоластике. Впоследствии убежденным и последовательным критиком аверроизма и борцом против философских идей Аверроэса был видный теоретик католицизма и схоластики Фома Аквинский: среди его трудов есть сочинение "О единстве разума против аверроистов".
Дата добавления: 2016-02-02; просмотров: 1252;