Психоэмоциональная депривация
Психоэмоциональная депривация выражается, прежде всего, в разрушении физического и эмоционального контакта с матерью и впоследствии приводит к отсутствию благоприятного впечатления о мире, комплексу обиды и тревоги, разрушению чувства уверенности в себе, затрудненной социальной адаптации и антисоциальному поведению. К психоэмоциональной депривации приводят следующие ошибки.
Отсутствие чуткости матери к нуждам ребенка выражается в том, что мать нечувствительна к сигналам ребенка и приходит к нему на помощь слишком поздно. Результатом этой широко распространенной ошибки является нарушение психоэмоционального контакта младенца с матерью, антисоциальное поведение и отсутствие сочувствия и сопричастности. Воспитание сострадания и чуткости начинается с материнской способности не только быстро реагировать на возникшие нужды младенца, но и предугадывать их возникновение.
Неудовлетворительный холдинг, который выражается главным образом в ограничении пребывания ребенка на руках у матери или в неловком ношении ребенка. Отсутствие хорошего холдинга влияет также на формирование познавательного интереса ребенка. Стремление человека к исследовательской деятельности и пониманию взаимосвязи вещей и явлений пресекается именно тогда, когда мать решает «не приучать ребенка к рукам».
Раздельный сон матери и ребенка, и особенно те минуты одиночества, на которые обречен ребенок после пробуждения, пока мать не подошла к нему, приводят к постоянному переживанию тревоги и отсутствия защиты, утрате веры, что мама вернется. Раздельный сон является причиной нарушений сна и ночных кошмаров, переживаемых вплоть до взрослого возраста. Кроме того, раздельный сон является причиной внезапной детской смерти.
Искусственное вскармливание приводит к разрушению полноценного контакта с матерью даже в том случае, если во время кормления она держит ребенка на руках. Разрыв этой цепочки сотрудничества представляет собой глубочайшую драму для внутреннего мира ребенка не столько потому, что не могут быть адекватно удовлетворены его потребности в питании, а почти исключительно вследствие разрушения физического «убежища» любви и защиты, которое прочно связано в его сознании с актом кормления и радостью общения с матерью во время этого кормления. Знакомство и привыкание ребенка к бутылочке означает инверсию в его сознании, это первый этап на пути последовательного разобщения с близкими, с первым опытом еще неосознанного детского счастья, пути усугубления одиночества. Опыт, приобретаемый ребенком при «бутылочном» кормлении, всегда несет в себе риск превратиться в опыт взаимодействия с предметами, но не с людьми, и это не может не иметь значимых отдаленных последствий как для его личной судьбы, так и для общества в целом.
Кормление строго по часам является результатом ошибочного представления о грудном вскармливании как о средстве для удовлетворения только лишь пищевой потребности, когда не учитываются более глубокие психоэмоциональные и физиологические связи младенца с матерью.
Результатом строгого соблюдения режима кормлений является частый и продолжительный плач малыша, переживание телесного и душевного дискомфорта. Эти переживания, в свою очередь, приводят к разрушению благоприятного впечатления о мире, веры в надежность матери и чувства защищенности, являются причиной формирования комплекса обиды, тревоги и неполноценности. Кроме этого, соблюдение режима кормлений может стать причиной функциональных нарушений, поскольку пищеварительная система грудного ребенка приспособлена к частому поступлению материнского молока. Продолжительный плач, на который нет отклика со стороны матери. В этой ситуации у ребенка разрушается уверенность в надежности матери и благоприятное впечатление о мире, что формирует у него комплексы тревоги, обиды и неполноценности, а также может стать причиной соматических и психосоматических заболеваний.
Дата добавления: 2016-02-02; просмотров: 736;