Город как конструкт цивилизации
1.2.1 Проблема дефиниции «город», основания определения города
Понятие «город» можно рассматривать в двояком аспекте: с точки зрения языка (лингвистики) и с точки зрения культуры. Рассмотрим сначала то, как данный концепт представлен в словарных статьях.
Город, согласно словарным определениям, «крупный населенный пункт, административный, промышленный, торговый и культурный центр», «населенное место, огороженное и укрепленное стеной» (Современный толковый словарь русского языка, с. 137). В значении - «ограда, крепостная стена, линия укреплений» - слово город было известно в русском языке с ХШ в. (Словарь русского языка XI-XVII вв., 1977, с.90).
В.И. Даль дает следующее определение: «Город м. городьба, ограда около жилья, населения // крепость, укрепленное место внутри селения. Кремль // населенное место, признанное за город, городом, которому правительство дало городское управление. Город употребляется также в значении всего общества или всех обывателей города» (Даль, 1994, с. 939).
Город - посад (торговый) - является четвертой формой города, помимо города - двора, города - села, города - заставы, в зародыше возникшей, возможно, несколько раньше других форм, но полностью развившейся позднее их и частично вместившей их в себя. В.О. Ключевский описывает этот тип города так: «Такой город вместил в себе несколько из прежних городских форм. Время возникновения его определить довольно трудно: нельзя решить, был ли он древнее заставы или возник в одно время с ней. По-видимому, уже первые князья застали такие города - острожки: такой именно характер имели древнейшие города, упоминаемые в летописи, - Киев, Новгород, и др. Но, может быть, и пограничные острожки начали возникать еще до князей. Такой торгово-промышленный город состоял из нескольких соединенных укреплений. Основанием города служило центральное внутреннее укрепление, состоявшее обыкновенно из замкнутой каменной стены; это укрепление носило название дънешняго града или детинца; дънешний - "внешний", дьно - "пол, основание". Такой детинец строился обыкновенно на углу, образуемом слиянием двух рек. Так, детинец Московский, или Кремль, выстроен был при слиянии Неглинной с Москвой - рекой. Каждый такой внутренний город назывался еще кромом. Иностранцы Московский Кремль называли крым - город = кром - город» (Терминология русской истории, т.9, с. 196).
«Вне детинца, - продолжал В.О. Ключевский, - заселенного правительственными или военными людьми, располагалось торгово-промышленное поселение. Это поселение, возникшее за стенами детинца, (в Южной Руси) в ХП- ХПІ вв. называлось местом - слово, родственное с украинским и польским словом, означающим город.
В Северной Руси это поселение получило название посада. Посад окружался оградой, которая состояла из деревянной стены или земляного вала. Как стена, так и вал опоясывался рвом с наружной стороны. Этот внешний город назывался окольным или острогом (от слова острый).
Древнерусское детинец, кром соответствует германскому burg и связаны с понятием бюргерство.
Около городов, извне, непосредственно примыкая к ним, возникали
слободы, от того же корня, что русское свобода.
Встарь говорили: срубить город - «построить, обнеся место, для защиты, рублеными бревенчатыми стенами, иногда с башнями, воротами». Слово город употребляется также в значении всего общества.
Слово «город» (греч. polis, лат. civitas, urbs) обозначало изначально сообщество свободных, равноправных людей, владевших землей, с подвластной им областью, а также сам городской центр, объединяющий горожан. В похвальных описаниях городов в античной литературе можно было прочесть об истории народа, его мифах, преданиях, воинских подвигах и становлении государственности. От слова «urbs» в латинском языке были образованы обозначения наиболее важных сторон культуры.
Проблема дефиниции города в культуре
«Городами» в разные эпохи и в разных странах называли явления с весьма различным содержанием и с несходными существенными признаками, вследствие чего современные урбанисты, либо вовсе отказываются от разрешения соответствующей «дефиниционной проблемы», либо дают городу самые разнообразные определения. Дефиниции города можно сгруппировать по следующим основаниям: территориально - демографическому, политико-административному, экономическому, социоструктурному и социокультурному.
Территориально-демографическое основание фиксирует количественные признаки: площадь поселения, число жителей, концентрация населения, специфические особенности организации территории проживания: особая архитектура, транспорт, благоустройство. Однако это определение не может удовлетворить по двум причинам. Во-первых, количественный, т.е. внешний, признак не дает реального понятия о сущности города, и, во-вторых, он сам по себе далеко не всегда может установить действительную грань между городом и деревней. Страновое отличие минимальной численности населения чрезвычайно велико. Во Франции еще с 1887 г. сохраняется критерий минимальной численности города в 2 тысячи человек. В Японии же города должны иметь численность населения не менее 30 тысяч человек. В Дании агломерация может начинаться и с 200 человек. В разных республиках бывшего СССР существуют различные нормативы численности для городов.
В некоторых странах численность сочетается с сопутствующим критерием. Во Франции к числу таких критериев относится расстояние между домами. Оно не должно в одном городе превышать 200 метров. В Израиле при 2000 человек — минимальной численности горожан не менее 1/3 из них должны заниматься несельскохозяйственным трудом.
Политико-административное основание подходит к понятию города с правовой точки зрения и признает городом поселение с определенной территорией, которому государственной властью присвоены особые административные права. Это действительно отграничивает всякий официальный “город” от деревни ясным и бесспорным образом: конечно, правительства всех эпох имели в своем распоряжении списки как городов, так и деревень, и применяли к городам, в отличие от деревни, те или иные правила и особую административную и налоговую политику. Однако для нас важен не столько самый факт государственной классификации существующих поселений, сколько понимание тех существенных признаков населенного пункта, по коим она проводится. Между тем известно, что эти признаки были в разных случаях далеко не однородны: власть признавала поселение городом либо по принципу «людности», либо по стратегическим, политическим, финансовым, религиозным и даже чисто случайным мотивам, как, например, вследствие выбора резиденции каким-либо влиятельным администратором, а в дореволюционной России – подчас вследствие ходатайств, протекции и даже взятки.
Экономическое основание. Экономическими признаками города являются: 1) технико-технологическое разделение труда на сельское хозяйство и промышленность; 2) разделение труда на присваивающий и производящий; 3) степень профессиональной дифференциации труда; 4) финансово-экономический признак - по характеру доминирующего капитала: производственный, торговый, кредитный (ростовщический, банковский); 5) производственно-экономический – по типу производства: материальных ресурсов, услуг, информации и др. Основным фактором дифференциации труда является развитие техники и изменение на этой базе способов производства, с последующим изменением всех других сторон жизни. Необходимо обратить внимание на производственную (в отличие от сельскохозяйственной) функцию города. Ремесленное, а затем промышленное производство приводит к переходу от экстенсивного к интенсивному хозяйствованию, что в свою очередь приводит к появлению прибавочного продукта и рынка (на место сезонного обмена, который в сельской местности был всегда). Экономическим атрибутом города является производство, а не торговля.
Социокультурное основание. Продолжая линию поиска качественных отличий города от не-города, урбанисты уже давно обратили внимание на «притягательную силу городов». В художественной литературе город представляется в виде какой-то гипнотической силы, властно манящей обывателя “околдованной” деревни желанным, но невыполнимым призраком счастья. Париж гипнотизирует героев Золя. “В Москву, в Москву!” повторяют чеховские сестры. Город – это не только количественные параметры проживания и деятельности, но и особая социокультурная атмосфера и обстановка.
Постепенное изменение и усложнение социальной структуры (диффузия родо-племенных структур, распад патриархальной и появление нуклеарной семьи, плюрализация общинных форм хозяйствования, появление производственных коллективов и политических сообществ и др.), а также накопление культурных образцов и моделей поведения актуализируют выработку новых форм и механизмов социокультурной интеграции. Меняется также структура и средства коммуникации. Эти социокультурные изменения появляются в новом (в отличие от традиционного) пространстве взаимодействия – городском пространстве. Город являл собой предметно-территориальную форму интеграции новых социальных структур и коммуникативное пространство нового типа, характерными чертами которого были: 1) социокультурная гетерогенность, 2) интенция на разнообразие и инновацию, 3) появление личностного измерения пространства.
Социоструктурное основание. Урбанисты в поисках определения города давно столкнулись с ситуацией сложной, гетерогенной (состоящей из различных по своим свойствам элементов), изменчивой, индивидуальной социальной структурой городов. В этом плане город определяют как место концентрации социальных структур (групп и институтов) и ролевых функций. Особенности социальной структуры и социальных отношений являются качественным отличием города от деревни, которое трудно замерить количественно, но именно в этом плане различия особенно очевидны. На практике очень трудно провести грань между городом, посёлком, городком, пригородом, дачной местностью и другими поселениями только на основании социальной структуры проживающих. И тем не менее именно по доминированию «городских» видов деятельности до сих пор чаще всего различают город и «не-город».
Экономисты утверждают, что основным фактором урбомиграционных процессов и количественного роста городов является имеющиеся и создаваемые в городах рабочие места. Немалому числу урбанистов представляется, что: 1) производственный фактор является не единственной причиной появления и развития города; 2) взаимодействие урбанизационных и экономических процессов неоднозначно и исторически изменчиво: в своё время экономика была одним из факторов появления города, современный город сам порождает новые формы экономики; 3) развитие промышленности имеет свои «пределы роста» (А. Печчеи) и негативные последствия не только для экологического, но и социокультурного пространства.
Города привлекают людей не только возможностью трудиться и получать средства к существованию. Помимо витальных потребностей у человека есть потребность в личностном росте и самореализации, в индивидуально-личностной среде, в социально-психологическом комфорте, другие социально-личностные и метафизические потребности. Для их реализации города предоставляют больше возможностей. Привлекательность городского пространства для личности (особенно в современном обществе) обусловлена тем, что город является средой инновационной активности в силу высокого уровня социокультурной динамики и мобильности. Это социокультурные характеристики городского пространства.
Сегодня, все чаще, наряду с понятием «город» используются более широкие понятия, которые включают кроме собственно города еще и другие населенные пункты, тесно с ним связанные и от него зависимые. Такому городу присваивают название «агломерация» или урбанизированная зона (метрополитенская зона).
Дата добавления: 2016-02-02; просмотров: 781;