Концепция символического интеракционизма
Символический интеракционизм - это теоретико-методологическое направление, анализирующее социальные взаимодействия преимущественно в их символическом содержании.
Последователи этого подхода утверждают: любые действия людей есть проявления социального поведения, основанного на коммуникации; коммуникация же становится возможной благодаря тому, что люди придают одинаковые значения данному символу.
При этом особое внимание уделяется анализу языка как главного символического посредника взаимодействия. Взаимодействие, таким образом, рассматривается как непрерывный диалог между людьми, в процессе которого они наблюдают, осмысливают намерения друг друга и реагируют на них. Само понятие символического интеракционизма было введено еще в 1937 г. американским социологом Г. Блумером, который резюмировал основные принципы этого подхода с позиций трех предположений:
1) человеческие существа совершают свои поступки в отношении тех или иных объектов на основе тех значений, которые они этим объектам придают;
2) эти значения возникают из социального взаимодействия;
3) любое социальное действие проистекает из приспособления друг к другу индивидуальных линий поведения.
Одним из социологов, которых считают основоположниками концепции символического интеракционизма, был Джордж Герберт Мид. Ключевым понятием в социальной философии Дж. Мида выступает роль, и работы Мида по этому предмету стали основанием для того, что позднее было названо в американской социологии «ролевой теорией». Аргументация Дж. Мида состояла в том, что разница между человеком и любым деятельным существом иной породы включает два следующих различия.
1. Все виды деятельных существ, включая и человека, оснащены мозгом, но только человек обладает разумом.
2. Все другие виды, включая и человека, имеют тела, однако лишь человек обладает ощущением своей собственной исключительной и неповторимой личности.
Человеческие формы познания характеризуются процессом, в ходе которого социальный разум наделяет биологический мозг возможностями познания окружающего мира в совершенно особых формах. Разум может пополнять мозг информацией в той (и до той) степени, в какой индивид инкорпорирует в свои действия точки зрения других людей.
Социальная жизнь зависит от нашей способности воображать самих себя в других социальных ролях, и это принятие роли другого зависит от нашей способности к внутреннему разговору с самим собой. Дж. Мид представлял себе общество как обмен жестами, который включает в себя использование символов. Следовательно, символический интеракционизм - это по сути дела изучение отношения общества к самому себе как к процессу символических коммуникаций между социальными деятелями. Этот взгляд внес важный вклад в анализ таких социологических понятий, как роль, социализация, коммуникация и действие. Он оказался довольно эффективен при разработке социологии девиации для понимания карьеры, а также при изучении криминального поведения. Интеракционистский подход дал также теоретическую базу для других, более поздних социологических концепций, в частности, таких как теории навешивания ярлыков, а также социальных стереотипов.
Дата добавления: 2016-02-02; просмотров: 495;