Лекция 4. Научные основы методики работы над литературными произведениями разных родов, видов, жанров
Дидактические единицы: Научные основы методики работы над художественными произведениями разных родов, видов, жанров. Работа над научно-познавательным текстом.
План лекции:
1. Учет родовой и видо-жанровой специфики литературных текстов при их чтении и анализе в начальной школе.
2. Методика чтения и анализа рассказов в начальной школе.
3. Методика чтения и анализа произведений фольклора.
4. Особенности работы над басней с младшими школьниками.
5. Методика работы над стихотворениями в начальной школе.
6. Особенности работы над драматическими произведениями.
7. Работа над научно-познавательным текстом в начальной школе.
1.При выборе конкретных методических приемов работы над произведением учитель должен руководствоваться родом, видо-жанровой природой текста, а также его композиционными особенностями и спецификой его формы.
В литературоведении выделяется три рода литературы, каждый из которых соответствует определенной функции слова (репрезетативной, эмотивной, коммуникативной) и разрабатывает ее эстетическую специфику:
Эпос – род художественной литературы, цель которого – воспроизведение событий, внешних по отношению к автору, объективного хода жизни, где автор является повествователем того, что совершается само собой. Организующим началом эпического произведения является «повествование о действующих лицах, их судьбах, поступках, умонастроениях, о событиях их жизни, составляющих сюжет». Особенностями этого рода литературы является сюжет, присутствие повествователя (рассказчика), который не просто описывает события, а дает им оценку; система образов. Двигателем сюжета является герой произведения, из поступков которого складывается сюжетная цепочка. Эпические произведения делятся на виды (жанры): сказка, былина, рассказ, басня и т.п. Лирика - запечатлевает внутренний мир человека, изображает его переживания, его душевное состояние, чувства. В лирическом произведении жизнь изображается не через события, а через восприятие этих событий поэтом. В основе лирического произведения лежит «образ-переживание» и характеризируется повышенной эмоциональностью. Чаще всего лирические произведения бывают в стихотворной форме. В лирике образ автора не совпадает с обликом самого поэта. Передача чувств, настроений в лирическом произведении строится с помощью особых средств художественной выразительности (ритм, экспрессивная лексика, стихотворный размер, повторы, паузы и т.п.).
Драма – это род литературных произведений, построенных в виде диалога без авторской речи и предназначенных для исполнения на сцене. Герой в таких произведениях изображается через «живое представление». Автор проявляет себя в ремарках, где уточняются детали места действия, обстановки, внешнего облика персонажей, их поведения, интонации, жестов. Главный способ раскрытие характера героя в драме через поступки и его речь. Главная особенность драмы – действие, в основе которого лежит конфликт. В драматургии различают следующие виды жанров: трагедия, комедия и собственно драма.
В общем виде особенности методики работы над произведениями различных родов представлены в таблице:
Эпос – авторский рассказ о событиях | Лирика – изображение чувств | Драма – изображение действием | |||
Особенности рода | Методика изучения | Особенности рода | Методика изучения | Особенности рода | Методика изучения |
Сюжет – последовательность событий. Композиция – последовательность изложения. | Путь анализа – по сюжету, вслед за автором. Приемы работы: деление на части, составление плана, словесное рисование, беседа и т.д. | Картина, которая представляется в произведении | Рисунок как способ воплощения внутреннего видения: его адекватность авторскому. Приемы: беседа с целью выделения системы образов, словесное и графическое рисование | Конфликт - столкновение | Анализ и оценка позиций конфликтующих сторон. Чтение по ролям – главный методический прием |
Герой – движущая сила событий | Составление системы образов, выяснение мотивов поступков, их последствий | Чувство, заложенное в произведении | Способы передачи чувств и настроений. Выразительное чтение. | Герой – через его действия и слова | «действенный» анализ, анализ речи героев |
Эпизод – звено в цепи сюжета | Анализ поведения героев, их взаимоотношений. | Слово – носитель эмоционально-образной информации. | Языковой (стилистический) построчный анализ | Подтекст | Внимание к тому, что срывается за словами, лежит в основе поступков |
Идея | Определение способов выражения авторской позиции. Работа над названием. | Стиль – совокупность языковых и других способов изображения | Сопоставительный анализ как способ его выявления | Авторская позиция – определение ее | Анализ названия, ремарок автора, пауз |
Автор | Дописывание сюжета |
2.Рассмотрим более подробно методику чтения и анализа художественных произведений в зависимости от видо-жанровой специфике:
Методика чтения и анализа рассказов.
При работе над этим видом эпической литературы применяются все основные виды и приемы работы над художественным произведением.
Первичное восприятие может осуществляться путем чтения текста учителем, самостоятельно самими детьми, комбинированного чтения и т.п. Выбор приема зависит от содержания рассказа и степени подготовленности учащихся. Эмоционально насыщенные, содержащие большое количество диалогов лучше читать самому учителю.
При анализе внимание сосредотачивается на действующих лицах, главных героях произведения, дается их характеристика, прослеживается сюжетная линия. Ведущими приемами анализа рассказа является беседа, деление текста на части, разные виды пересказа, выборочное чтение и т.д. Если в тексте встречается много диалогов, то от пересказа лучше отказаться, а использовать в работе такие приемы как чтение по ролям или разные виды драматизации.
3. Методика чтения и анализа сказок. Особенностями сказок являются острый занимательный сюжет, необычность обстановки, напевность, красочность языка, прямолинейное изображение героев, победа добра над злом, своеобразие композиции. Текст сказок – прекрасный материал для развития речи. В начальной школе дети знакомятся с особенностями сказки как жанра фольклора. Выделяют сказки о животных, бытовые, волшебные. При работе над сказкой не принято обсуждать с детьми аллегорический смысл сказки, т.к. дети понимают это без помощи взрослых. Задача учителя при анализе сказки – помочь детям заметить формальные признаки данного жанра. Первичное восприятие народной сказки лучше проводить на основе ее рассказывания учителем, тогда как литературная сказка обязательно должна быть прочитана по книге. При анализе сказок о животных, бытовых используются те же приемы работы, что и при анализе рассказа. Кроме того можно использовать такие приемы работе как моделирование (н-р, начертить схему путешествия героя, схематично обозначить цепочку героев и связь событий и т.п.). при анализе волшебных сказок следует выяснить направленность действия волшебных сил. Очень важно научить детей отделять сюжет сказки от способа ее рассказывания, поэтому при анализе следует обращать внимание на своеобразие композиции, особенностях ее построения при помощи языковых выражений ( в некотором царстве, жили-были и т.п.).
Работая с малыми фольклорными жанрами (загадки, пословицы, поговорки, считалки) следует учитывать, что их содержание уже знакомо детям, поэтому они могут читать их самостоятельно. Особое внимание при работе над этими произведениями сосредотачивается на их форме (при работе над скороговоркой особенность сочетаний звуков при произнесении и их роль, в считалках следует обращать внимание на ритм, загадка построена на сравнении или метафоре и т.п.) и содержании. При работе над загадкой можно использовать и такой прием творческой работы как придумывание загадок самими детьми. Произведения малых фольклорных форм можно использовать и при чтении и анализе произведений других жанров.
4. Методика работы над басней. Басня - эпическое произведение в стихах или прозе с нравоучительным, сатирическим или ироническим содержанием. Особенности басни: положительная направленность, красочность, лаконизм, меткость языка, наличие морали и аллегории. Действующими лицами в басне могут быть как животные, так и люди. Перед чтением басни, героями которой являются животные, полезно с детьми вспомнить повадки этих животных, что поможет детям вникнуть в смысл иносказания. Первичное восприятие басни проводится путем чтения басни учителем (желательно наизусть). Иносказательный смысл басни, в отличие от сказки, обязательно раскрывается и обсуждается с детьми. В методике существуют два взгляда на порядок анализа басни: одни методисты считают, что мораль басни лучше раскрывать после анализа конкретного содержания, другие, предлагают анализ басни начинать с анализа морали. Выбор методики зависит от степени сформированности навыка чтения учащихся, уровня их обученности и читательской зрелостью. Компонентами работы над басней являются подготовка к восприятию басни, первичное восприятие, анализ конкретного содержания басни и выяснение главной мысли, раскрытие аллегории, анализ морали. При анализе басни используются те же приемы работы с текстом, что и при чтении рассказов. Однако особое место занимает работа над выразительными средствами языка, выполнение заданий творческого характера, чтение в лицах.
5. Методика чтения и анализа стихотворений. Особенностями стихотворных текстов являются ритм, рифма, повышенная эмоциональность. Стихотворные произведения делятся на эпические, лирические, драматические. При работе над эпическими произведениями в стихотворной форме используются те же приемы, что и при анализе других эпических произведений. Однако, стихотворная форма произведения чаще всего исключает использование пересказа. Обычно при работе над такими произведениями используют его выразительное чтение или заучивание наизусть. При работе над лирикой очень важно не разрушить живописный образ произведения, поэтому перед первичным восприятием лирического стихотворения в первую очередь готовится эмоциональная сфера детей. С этой целью можно использовать прослушивание музыки, рассматривание репродукций картин, слайдов, фотографий и т.п., проводится экскурсии. При отборе биографического материала о писателе следует помнить, что главное – это помочь учащимся понять причины возникновения тех чувств и переживаний автора, которые изображены в лирическом произведении. Первичное восприятие проводится путем чтения учителем стихотворения наизусть. При анализе лирического стихотворения важно привлечь внимание детей к образам, картинам, созданным поэтом, поэтому текст не целесообразно делить на части. Основой анализа является выделение живописных картин, наблюдение за использованием изобразительных средств языка, целенаправленное обогащение лексики детей словами, обозначающими чувства и оттенки чувств. Особое место при работе над лирикой приобретает работа по формированию воссоздающего воображения. При анализе используются такие приемы работы как беседа, словесное и графическое рисование, выборочное чтение, стилистический эксперимент, языковой анализ, отработка выразительного чтения и т .п.
6. Методика работы над драматическими произведениями. Особенностями драмы является то, что автор показывает жизнь через действия героев, речь выражает внутренние переживания персонажей и одновременно является средством изображения внешних проявлений внутренних состояний героев, в речи выражаются их конфликтные отношения, т.е. речь – двигатель действия. Эти особенности предполагают необходимость сочетания речи с пантомимой, разыгрывание действия, соединения с декорациями и музыкой. Полноценное чтение драматического произведения предполагает наличие развитого воссоздающего и творческого воображения, что недоступно младшему школьнику в полном объеме. Поэтому в программах начальной школы драма представлена лишь отдельными произведениями. Работу над драматическим произведением целесообразно начинать с предварительного рассматривание иллюстраций к тексту, с беседы по ним, в которой следует обсудить позы героев и предположительное содержание изображенных сцен. В процессе чтения также можно обращаться к иллюстрациям, соотнося текст с картинами. Основные методические приемы при работе над драмой являются чтение по ролям и драматизация. При анализе драматического произведения авторская позиция с трудом открывается школьникам, поэтому следует привлекать внимание детей на детали, которые ее проявляют. В структуре драматического произведения есть такие элементы как афиша и ремарки. Если афиша отсутствует, то можно предложить детям самостоятельно ее составить и выполнить в рисунке.
Работа над ремарками проводится на двух уровнях: содержательном и исполнительском. На содержательном уровне ремарки разбираются в ходе анализа пьесы. При этом устанавливается, что предписано сделать герою и почему. Исполнительский уровень в работе над ремарками предполагает обсуждение интонации при их прочтении. Это имеет место на этапе перечитывания.
7. Кроме художественных произведений в начальной школе дети знакомятся с научно-познавательной литературой. Научно-познавательная литература подразделяется на научно-популярную и научно-художественную. В научно-популярной статье определенные знания сообщаются прямо, в ней сильнее логический элемент. Им свойственен свой языковой характер: простота и строгость синтаксических конструкций, точность и однозначность словоупотребления, использование специальных терминов. Научно-художественная литература основывается на образно-повествовательном элементе, ей свойственна увлекательность; произведения этого жанра имеют сюжетную линию, конкретных героев.
Научно-познавательное чтение требует произвольного внимания, сопровождается аналитико-синтетической деятельностью. В этих произведениях обычно излагается новый для учащихся материал, поэтому перед чтением обязательна подготовка учащихся к их восприятию. На этапе подготовки решаются параллельно две задачи: - возбудить интерес к предмету чтения, облегчить первичное восприятие статьи; - дать детям значительную часть знаний о предмете чтения до первичного восприятия. Основными приемами подготовительной работы являются рассказ учителя, беседа, просмотр кино- или видео- фильма, экскурсия. Первичное чтение таких произведений проводится обычно самими учащимися с несложным заданием для сознательного чтения. Возможно чтение по частям, с анализом каждой части. При анализе научно-познавательной литературы используются такие приемы работы: деление текста на части; чтение по частям; выделение основной мысли каждой части; рассматривание доказательства; сравнение излагаемого материала с тем, что было известно ранее; установление вывода в ответ на проблему. Уроки чтения научно-познавательной литературы строятся сообразно познавательной цели, определенным содержанием статьи и с учетом особенностей построения и языка.
Вопросы и задания для самостоятельной работы студентов по разделу:
1. Покажите, из каких действий складывается чтение как вид речевой деятельности.
2. Дайте определение навыка чтения и его компонентов; объясните, что предполагает сознательное прочтение художественного произведения; перечислите условия работы над выразительным чтением.
3. Назовите этапы формирования навыка чтения и охарактеризуйте их.
4. Выделите условия, которые должны быть приняты во внимание при отборе методических приемов на каждый этап работы с текстом.
5. Назовите проблемы современного урока чтения. От чего зависит структура урока? Перечислите основные задачи уроков чтения в современной школе;
6. Дайте определение понятию «партитура чтения»; когда и зачем она составляется на уроке?
7. Назовите отличия художественного произведения от научно-художественного, научно-познавательного, публицистического; что следует понимать под формой художественного произведения?
8. Какие пути работы над крупнооъемным произведением предлагает современная методика?
9. Дайте литературоведческий анализ художественных произведений разных жанров; основываясь на нем, определите воспитательные возможности урока чтения и анализа таких произведений.
10. Из программ по чтению для начальной школы выделите круг литературоведческих понятий, формируемых у учащихся начальной школы по данной программе.
11. Проанализируйте видо-жанровое разнообразие текстов, включенных в учебники по чтению и литературе для начальной школы разных УМК; проследите, как меняется от класса к классу учебный материал с т.зр. объема тексов, их принадлежности к разным стилям и жанрам.
12. Сделайте сравнительный анализ учебников по чтению для начальной школы по следующим критериям: разделы, темы, жанровое разнообразие, методический аппарат и иллюстративный материал;
13. Проанализируйте авторские программы по чтению и литературе для начальной школы, определите специфику предъявления литературоведческих знаний в каждой системе.
Литература к разделу
- Горбушина, Л.А. Обучение выразительному чтению младших школьников. – М., 1981.
- Граник, Г.Г., Бондаренко С.М., Концевая Л.А. Когда книга учит. – М., 1988.
- Егоров, Т.Г. Очерки психологии обучения детей чтению. – М., 1953.
- Левин, В.А. Когда маленький школьник становится большим читателем. – М., 1994.
- Львов, М.Р. и др. Методика преподавания русского языка в начальных классах: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб заведений/ М.Р. Львов, В.Г.Горецкий, О.В. Сосновская.. – М., 2002.
- Никифорова, О.И. Психология восприятия художественной литературы. – М., 1972.
- Оморокова, М.И. Совершенствование чтения младших школьников. – М., 1997.
- Светловская, Н.Н., Пиче-оол, Т.С. Обучение детей чтению: Детская книга и детское чтение. – М., 1999.
- Якобсон, П.С. Психология художественного восприятия. – М., 1964.
Дата добавления: 2016-02-02; просмотров: 10687;