Маргинальнгость и социальные риски как виктимогенные явления.
В социальной философии и социологии для определения пограничного положения личности по отношению к какой-либо социальной общности, накладывающей при этом определенный отпечаток на ее психику, образ жизни, социально-психологический статус, введено понятие «маргинальность» (лат. margo, marginalis – край, граница, находящийся на краю). В ситуации маргинальности оказываются большие группы людей, которые балансируют между официально признанным нормативом в обществе и непризнанным, не вписывающимся в официальный социальный статус положением людей в данном обществе.
Маргинальность бывает пространственной, временной, культурной.
Пространственная маргинальность связана с переменой места жительства: эмиграцией в другую страну, миграцией из села в город и т. д. В результате такого перемещения человек приобретает социальные, бытовые и экономические проблемы, теряет связь со своей культурной укорененностью (традиции, язык и т. д.), а культуру своего нового положения и новые социальные устои не осваивает на должном уровне сразу или «не вписывается» в них совсем, так как адаптация к новому месту требует немалого времени, иногда смены нескольких поколений. Так человек попадает в ситуацию «межкультурья». Возникает феномен маргинальности, порождающий синдром «никому не нужности», с одной стороны, и желание самоутверждения и «приобщения» – иногда весьма агрессивное – с другой. Так человек становится маргиналом.
Временнáя маргинальность связана с переменой эпохи, когда происходит ломка привычных ценностей и идеалов; старые нормы общения при этом перестают действовать или теряют свою ценность, а новые еще не сформировались или не могут сформироваться в силу убеждений, заблуждений людей. Так, например, человечество с трудом привыкало к новым правилам общения и сосуществования в период становления христианства. В России временная маргинальность проявлялась на протяжении всей истории и связана, например, с реформами Петра Великого, низложением монархизма и установлением власти большевиков, переходом от социализма к капитализму и рыночным отношениям и т. д. В этом случае одни люди обрекают себя на маргинальность по доброй воле – не желая принимать новых правил и норм отношений, другие же оказываются просто не в состоянии перестроить свою ментальность.
Культурная маргинальность – это недооценка или неприятие культуры общества вообще, пренебрежение к ней, непонимание ее роли и значения в жизни личности и общества, стремление стать «над ней». Такой тип маргинальности сегодня характерен для тех белорусов, которые проявляют пренебрежительное отношение к своему языку, культуре, национальным обычаям, а также для тех членов общества, которые не признают существующие культурные и социальные нормы. Единственный путь преодоления культурной маргинальности – образование и воспитание человека.
Соответственно маргиналы (понятие введено Р. Парком) – это индивиды, утратившие признаки принадлежности к стабильному социальному институту, слою, группе в рамках сложившихся социальных отношений, находящиеся в промежуточном, пограничном состоянии между ними. Для менталитета большинства маргиналов характерен ряд признаков:
– одномерность мышления (неумение совместить различные точки зрения и найти общий подход к проблеме);
– монополизм на истину (признание верности только своей позиции);
– неумение и нежелание слушать и слышать партнера (психологическая глухота);
– нетерпимость к инакомыслию (любой не соглашающийся с его мнением воспринимается враждебно).
Маргиналы подходят к другим людям сугубо с утилитарных позиций (практической выгоды). Маргинальность зачеркивает всякую возможность компромисса и взаимопонимания, выдвигая «борьбу» в качестве основной ценности и программы действий. Это противостояние может проявиться в общественной жизни, в профессиональной деятельности, в личных отношениях, при этом оно значительно усложняет систему межличностных коммуникаций.
Маргинальность и появление маргиналов рассматриваются как следствие конфликта людей с общепринятыми нормами, выражением специфических отношений с существующим общественным строем и общественным порядком.
С понятием маргинальности также тесным образом связаны понятия «маргинальный субъект» (то же, что и маргинал), «маргинальное пространство» (совокупность конкретных социальных условий, где определяется уровень взаимодействия общества и индивида, характер регулирования различных общественных процессов и явлений, мера самоактуализации и самоосуществление человека), «маргинальное существование».
При анализе проблемы маргинальности на первый план выходят ценности и нормы общества. Главный механизм здесь – это процесс социализации индивидов, в ходе которого усваиваются существующие в обществе нормы и ценности, а различные формы девиантного поведения регулируются при помощи социального контроля.
Источником порождения маргинальности является социальная сфера. Социальная сфера – это общности людей. Ее основными элементами являются индивиды с их статусом и социальными ролями, то есть функциями, а также объединения этих индивидов в социальные группы, социально-территориальные, этнические и другие общности, складывающиеся в конкретно-исторических и культурных условиях определенного этапа развития общества (нация, народность, этнос; мужчины, женщины, молодежь, пожилые люди и др.). Социальные общности различаются между собой по ряду черт, среди которых наиболее значимыми будут потребности и интересы, ценности и нормы, связанные с ними социальные роли. Каждая из социальных общностей является дифференцированным целенаправленным объектом социальной виктимологии, так как территориальные общности и социальные группы взаимообуславливают жизнедеятельность индивида в его маргинальном состоянии.
Появление маргинальных групп в расслоившемся обществе актуализирует проблему социальных рисков. Понятие риска традиционно используется в теории социальной работы и рассматривается как группа социальных факторов, негативно влияющих на человека и на социальные группы.
В динамичных условиях развития современного общества особую важность приобретает осознание рисков, их причин и последствий воздействия на социум и человека. Социальная виктимология фиксирует факт, что социум и каждый индивид либо находятся в зоне «риска», либо его производят. В книге австрийского ученого К. Лоренца «Регресс человечества» излагается тезис о постоянно возрастающем расхождении между сформированным культурой и цивилизацией общественным порядком и естественными склонностями человека. Данное противоречие порождает систему социальных рисков. Филогенетическое развитие человека не может адаптироваться к быстрым изменениям среды, что ведет к зажиму и социальным деформациям естественной природы человека и влияет на его жизнедеятельность.
Углубляющиеся противоречия между личностью и обществом – одна из коренных причин разбалансированности социального пространства, что создает систему социальных рисков, а также создает возможность нарастающих сегодня социальных взрывов и катастроф. Одно из противоречий заключается в разрыве между уровнем растущих притязаний человека и ограниченными возможностями их реализации в пределах того социального пространства, где реализуется жизнедеятельность индивида. Углубление этого противоречия ведет к маргинализации в обществе, к виктимизации групп и индивидов, к усилению явлений девиации и аддиктивности как во взрослой, так и в детско-юношеской среде.
Каждый ребенок, несмотря на возраст, обладает определенным социальным статусом (позиция ребенка в обществе, характеризующаяся его правами и обязанностями), который обуславливает его социальные роли (ожидаемые в определенных ситуациях поведение и поступки).
При этом социальные роли могут быть позитивными (член семьи, ученик, гражданин, спортсмен и др.) и негативными (наркоман, бродяга и др.). Освоение ребенком социальных ролей дает ему возможность приспосабливаться к новым для него жизненным ситуациям. Процесс приспособления ребенка к условиям социальной среды называется социальной адаптацией, в ходе которой проявляется его потребность быть «как все». Однако в процессе социализации у ребенка проявляется и другая потребность – проявить свою индивидуальность. Ребенок начинает искать способы самовыражения. Так происходит его индивидуализация.
Если при вхождении ребенка в социум устанавливается равновесие между процессами социализации и индивидуализации, когда, с одной стороны, он усваивает нормы и правила поведения, принятые в данном социуме, а с другой – вносит свой значимый «вклад» в него, свою индивидуальность, происходит интеграция ребенка в социум. При этом происходит трансформация личности и среды. Эти процессы проявляются на всех уровнях социума, в том числе и при вхождении ребенка в какую-либо конкретную общность людей, и оказывают влияние на формирование его личностных качеств.
Если ребенок преодолел фазу адаптации и начинает предъявлять окружающим свои индивидуальные отличия, которые они отвергают как не соответствующие их представлениям и потребностям, это может привести к развитию у ребенка негативных личностных качеств (агрессивность, завышенная самооценка и др.) и маргинальности его жизнедеятельности.
Если процесс адаптации ребенка к социальной группе не происходит, то у него проявляются такие качества, как неуверенность, робость, безынициативность, страх и т. д., что является основой формирования виктимности личности, так как низкий уровень социальной адаптации, низкая самооценка, состояние тревожности, инфантилизма в поведении человека могут выступать в качестве прогностических признаков и предпосылок его виктимизации.
Дата добавления: 2016-01-30; просмотров: 1353;