Гражданское судопроизводство как форма реализации права на защиту. Гражданско-процессуальные право-и дееспособность
Согласно ст. 46 Конституции каждому гражданину гарантируется судебная защита его прав и свобод. Это конституционное положение относится ко всем гражданам независимо от их возраста.
Под судебной зашитой прав и законных интересов следует понимать осуществляемую в определенном порядке деятельность судов, направленную на восстановление (признание) нарушенных (оспоренных) прав и законных интересов посредством применения предусмотренных законодательством способов защиты.
Судебная защита может проходить только в определенном порядке, который установлен законом. Конституция называет это конституционным, гражданским, административным и уголовным судопроизводством (ч. 2 ст. 118).
В порядке гражданского судопроизводства рассматриваются дела, возникающие из гражданских, административных, трудовых, семейных, налоговых и других правоотношений. В данном случае основными средствами судебной защиты прав и законных интересов как совокупности приемов для применения способов защиты выступают: иск (заявление, жалоба), судебное постановление (решение, заочное решение, судебный приказ, определение об утверждении мирового соглашения), кассационная и надзорная жалобы, заяатение о пересмотре дела по вновь открывшимся обстоятельствам и др.
Выбор вида средства судебной защиты определяется в зависимости от характера возникшего правоотношения, заявленного требования, правового положения субъекта и др. Так, исковое заявле-
ние подается при наличии спора о праве, в котором участвуют две стороны, и отношения между которыми характеризуются методом равенства (исковое производство); жалоба — при наличии спора о праве административного характера (производство по делам, вытекающим из административных правоотношений); заявление — по делам особого производства, целью которого является выявление и констатация тех или иных обстоятельств, с которыми норма права связывает возникновение, изменение или прекращение у заявителя определенных прав или обязанностей.
Реализация права на обращение за судебной защитой возможна лишь при наличии предусмотренных законом предпосылок, которые выступают в качестве непременных условий возбуждения гражданского дела в суде первой инстанции. Их отсутствие является основанием для отказа в рассмотрении дела.
Одной из важнейших предпосылок права на обращение за судебной защитой является наличие правосубъектности у субъектов гражданских процессуальных отношений (общественных отношений между судом и участниками процесса, которые возникают и развиваются при осуществлении правосудия по конкретному делу, урегулированных нормами гражданского процессуального права). В литературе в понятии правосубъектности объединены правоспособность и дееспособность.
Под гражданской процессуальной правоспособностью понимается предусмотренная нормами гражданского процессуального права способность того или иного субъекта приобретать (иметь) гражданские процессуальные права и гражданские процессуальные обязанности (ст. 36 ГПК РФ). Отсутствие такой способности исключает и возможность участия в рассмотрении и разрешении дела. Таким образом, гражданская процессуальная правоспособность — это установленная законом возможность быть участником судопроизводства. Прекращается правоспособность в момент смерти.
Для участия в процессе с целью защиты своих субъективных прав и законных интересов гражданин должен обладать материальной правоспособностью, т.е. способностью иметь соответствующие материальные права и нести соответствующие юридические обязанности.
Понятие гражданской процессуальной правоспособности имеет важное практическое значение, потому что неправоспособный субъект вообще не может быть участником гражданского процессуального правоотношения. Попытка такого субъекта принять участие в производстве по гражданскому делу в том или ином процессуальном качестве должна быть пресечена отказом в допуске его в процесс либо прекращением процессуальных отношений с ним.
Если гражданская процессуальная правоспособность представляет собой абстрактную возможность лица быть участником процесса по конкретному делу. т.е. носителем гражданских процессуальных прав и обязанностей, то способность такого участника своими собственными действиями осуществлять процессуальные права и обязанности или поручать ведение дела представителю называется гражданской процессуальной дееспособностью (ст. 37 ГПК РФ). Гражданская процессуальная дееспособность является юридическим свойством только физических лиц, участвующих в процессе в качестве стороны или третьего лица. Такая дееспособность не является юридической характеристикой коллективных образований, включая юридических лиц, потому что у таких субъектов процесса способность «иметь» и способность «осуществлять своими действиями» процессуальные права и обязанности возникают одновременно. По этой причине ст. 37 ГПК полностью посвящена регламентации гражданской процессуальной дееспособности граждан, защищающих свои права и законные интересы.
Етавный вопрос, который возникает при анализе гражданской процессуальной дееспособности: момент ее возникновения и последствия ее отсутствия. Статья 37 выделяет четыре категории граждан в зависимости от их возраста и состояния здоровья.
Первая категория — это граждане, достигшие 18 лет и в силу этого обладающие полной процессуальной дееспособностью, которые могут своими собственными действиями осуществлять процессуальные права и обязанности, а также поручать ведение дела представителю (ч. 1 ст. 37). К данной категории относятся также граждане, не достигшие возраста 18 лет, но признанные полностью дееспособными в силу вступления в брак до достижения брачного возраста либо в порядке эмансипации (ч. 2 ст. 37).
Вторая категория — граждане в возрасте от 14 до 18 лет, которые в силу прямого указания закона обладают полной гражданской процессуальной дееспособностью. Данная категория граждан, а также условия возникновения у них полной гражданской процессуальной дееспособности предусмотрены в ч. 4 ст. 37 ГПК РФ, ст. 13 и 62 СК РФ; ст. 63, 92 ТК РФ, п. 2 ч. 2 ст. 26 ГК РФ.
Однако реализация несовершеннолетними гражданами в возрасте от 14 до 18 лет своей полной процессуальной дееспособности имеет следующие особенности:
а) они вправе лично осуществлять процессуальные права и обязанности и поручать ведение дела представителю только тогда, когда это прямо предусмотрено законом, и только по делам, возникающим из трудовых, кооперативных, семейных правоотношений, из правоотношений, связанных с предпринимательской деятельностью, а также из сделок, связанных с распоряжением полученным заработком или иным доходом;
б) по усмотрению суда для оказания помощи несовершеннолет-. ним участникам процесса к участию в деле могут быть привлечены
их законные представители в лице родителей, усыновителей, попечителей. Так, например, в постановлении Пленума ВС РСФСР от 20 июня 1973 г. № 7 «О некоторых вопросах, возникших при применении судами РСФСР законодательства о труде молодежи» содержится указание о необходимости судам при рассмотрении трудовых споров лиц, не достигших 18-летнего возраста, извещать комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав, а также обсуждать вопрос о привлечении к делу родителей, усыновителей и попечителей несовершеннолетних.
Третью категорию граждан образуют несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет, а также совершеннолетние граждане, ограниченные в дееспособности в устаноаченном законом порядке. В соответствии с ч. 3 ст. 37 ГПК права и законные интересы этой категории граждан защищают в суде их законные представители в лице родителей, усыновителей, попечителей. Однако участие в процессе самих несовершеннолетних или граждан, признанных ограниченно дееспособными, обязательно.
Из общего правила о судебной защите прав и интересов граждан в возрасте от 14 до 18 лет их законными представителями Се-
мейный кодекс предусматривает три исключения. Согласно п. 2 ст. 56, ст. 62 и 142 СК РФ граждане, достигшие 14-летнего возраста, имеют право на самостоятельную судебную защиту прав и законных интересов.
Так, семейное и гражданское законодательство содержит указание на возможность обращения в суд с иском (заявлением, жалобой) самостоятельно по достижении несовершеннолетним возраста 14 лет при нарушении его прав и законных интересов, в том числе при невыполнении либо ненадлежащем выполнении родителями (одним из них) обязанностей по воспитанию, образованию либо при злоупотреблении родительскими правами (ст. 56 СК РФ), а также с иском об отмене усыновления (ст. 142) и с требованием об объявлении эмансипированным (ст. 27 ГКРФ).
К четвертой категории граждан относятся несовершеннолетние, не достигшие возраста 14 лет, а также граждане, признанные в установленном порядке недееспособными вследствие психического расстройства. Данная категория лиц не обладает гражданской процессуальной дееспособностью, т.е. правом на самостоятельную защиту своих прав и интересов. В соответствии с ч. 5 ст. 37 ГПК РФ права и законные интересы указанных лиц защищают в суде их законные представители.
Дата добавления: 2016-01-29; просмотров: 1365;