Первое в России компьютерное ограбление банка
Все произошло по лучшим законам фантастического триллера – по крайней мере завязка вполне подходит. А вот окончание… Его, похоже, не будет вообще.
…Безработный Дима Кадкин был не то чтобы непутевым – скорее невезучим: до того не ладилось у него с поиском приложения своих сил, что не выдержал – дал объявление «Ищу работу» во все российские газеты, какие знал.
Ответ не заставил себя ждать – солидный мужской голос по телефону отрекомендовался: «Директор акционерного общества „Атлант“. Нам как раз менеджер нужен».
Наконец удача улыбнулась и девятнадцатилетнему Димке. Первое задание директора было простым: по заполненной доверенности он должен был заехать на арендованной фуре в фирму «БК‑Дон» и загрузить по накладной импортных сигарет на 150 миллионов рублей. Все прошло как по маслу.
Дима старался, радуясь новой работе, и даже попытался было внести в задание свои коррективы: зачем тут же, за углом, из этой фуры перегружать товар в другую? Тщетно пытался дозвониться до «Атланта», пока не понял: с работой опять пролетел. В тот момент, правда, он все еще не осознал, до какой степени, – не мог даже представить, какая паника началась в «БК‑Дон» через полчаса после его отъезда.
Понять, что случилось, многие долго не могли, и не случайно: подобному грабежу не подвергался до этого в нашей стране никто. Характерен такой метод для стран, скажем прямо, более развитых технически; там каждому известен специально придуманный для этого термин «хакер» – для тамошних финансистов это слово на букву «х» стало настоящим ругательством. И наши люди, «созревшие» для «кибербандитизма», именно туда, на цивилизованный Запад, направляют свои криминальные усилия…
Есть такое мнение‑анекдот: СПИД меньше всего поразил Россию и Японию потому, что это болезнь XX века. Япония же по своему развитию находится в XXI веке, а Россия – в XIX… Может быть, именно по такому принципу эти страны меньше всего поразило и хакерство – и это уже не шутка. Японцы успели разработать совершеннейшие системы защиты от компьютерных воров. Россия же только приступает к переходу на компьютерные взаиморасчеты и там, где это произошло, старательно дублирует идущие по электронным средствам связи платежки обычной курьерской почтой. Как говорится, тише едешь – кобыле легче.
Западные же банки уже повсеместно предлагают клиенту управлять счетом по телефонной линии – с помощью домашнего или офисного компьютера с модемом. Скорость, но и риск, с которым Запад привык бороться. Что же у нас?
В России банковскую безопасность понимали до сих пор лишь в традиционном смысле – бритые парни в камуфляже на входе, плюс милицейская сигнализация, плюс бандитская «крыша». Этот триединый блок не спас от того, что одного ростовского банкира вывозят для шантажа, другого попросту убивают, но в целом блок казался все же максимально крепкой защитой. Даже в нашей северной столице, Петербурге, согласно заявлениям специалистов, из 110 зарегистрированных там банков приступают к внедрению компьютерных средств защиты информации лишь три.
В последнее время банки вздохнули спокойно в плане графических подделок – если прежние дензнаки подделывались столь ловко, что только суперспециалисты могли их отличить, то купюры нынешние имеют великолепный ряд степеней защиты. И даже пресловутые фальшивые авизо, выкачавшие из финансово‑кредитной системы страны в целом с 1992 года 800 миллиардов рублей, почти не беспокоят: с одной стороны, воевавшей Чечне, куда поступала львиная доля этих ворованных денег, теперь не до того, а с другой – сильную подножку авизовым махинациям дали компьютерные безналичные расчеты с помощью модемной связи.
Но на каждый замок находится свой взломщик. Так и здесь…Для ТОО «БК‑Дон» все началось с того, что к ним обратился тот самый мужик – якобы директор «Атланта»: приобрету, мол, сигарет на 150 миллионов. Не отпугнуло его и требование 100‑процентной предоплаты – записал счет в «Акабанке» и уже через несколько дней позвонил: перевел денежки‑то! Главбух «Дона» созвонилась с бухгалтерией «Акабанка», там подтвердили: деньги поступили со счета банка «Солидарность». Тут же приезжает на фуре вышеупомянутый Дима Кадкин, грузит сигареты, лихо выезжает со двора… и вот тут‑то начинается самая настоящая фантастика. Запись о сумме в 150 миллионов, словно в знаменитом фильме о Фантомасе, исчезает с экранов банковских компьютеров и переходит Ростсоцбанку, которому на самом деле и предназначалась.
Мощные следственные структуры, подключенные к розыску, увы, не смогли найти злоумышленников – слишком беспечно действовали банки. Каков же механизм хищения? Для начала нужен компьютер с модемом. Два десятка ростовских банков осуществляют платежи по телефонным кабелям с помощью компьютерных модемов и автоматизированной системы межбанковских расчетов «Centrinf» через Региональный центр информатизации ЦБ. Файлы, конечно, шифруются специальной электронной подписью, да и механизм перекачки данных знают только банковские работники. Но они ведь тоже люди…
В итоге компьютерный вор со своим компьютером «стал на пути» пересылки файла из банка и выделил из 1,5 миллиарда пересылаемых рублей десятую часть (еще поскромничал, однако!) на нужный ему счет. Общую сумму он оставил нетронутой и переделанный файл направил адресату. А когда операция была проверена – сбросил банку‑получателю правильный файл и посмеялся над непутевыми коммерсантами.
Искать такого злоумышленника невероятно сложно: ведь если Владимир Левин мог потрошить американский банк по телефонным сетям, сидя в России, то ростовские банки теоретически можно было «тряхнуть» откуда угодно – хоть из Америки.
Конечно, нужен был еще программист банка и работник ГТС в Ростове, – эту версию и стало отрабатывать следствие. Тем временем банковские структуры старательно спихивают вину друг на друга. Начальство РЦИ напоминает, что именно они пресекли одну из атак «компьютерных медвежатников», и утверждает, что сообщником был бывший банковский работник. Банкиры же заявляют, что именно РЦИ должен был поставить заслон компьютерным ворам.
Сам же РЦИ предложил «оригинальный» путь спасения: дублировать электронные платежи старыми, бумажными платежками‑авизо. Так во времена, когда создавались первые автомобили, пессимисты предлагали на всякий случай все‑таки привязывать к автомобилю лошадь.
Левин жил, Левин жив, Левин будет жить…
Вирус Морриса некоторые специалисты сравнивают с технологией вскрытия электронных кодов, применявшейся петербургским программистом Владимиром Левиным, который таким образом похитил 2,78 млн. долларов из крупнейшего и наиболее защищенного американского банка Citibank N. А. Об этом на весь мир сообщили многие информационные агентства и телеканалы, а с их легкой руки эту информацию распространили и российские СМИ.
Как ни парадоксально, но Владимир Левин взломал банковскую сеть Citibank’a, находясь в маленьком офисе АОЗТ «Сатурн» в Петербурге. В июле 1994 года он вместе со своим напарником – одним из совладельцев фирмы «Сатурн» – впервые проник в компьютерный центр Citibank’a и перевел из него деньги в калифорнийское отделение Bank of Amerika на счета своих друзей.
Забавно то, что «русский компьютерный эксперт», «глава российской фирмы – разработчика программного обеспечения», как уважительно отозвалось о Левине агентство Associated Press, никогда не был специалистом по компьютерным взломам, а уж тем более – профессиональным хакером. В последний год учебы на матмехе низкорослый, неказистый Левин стал появляться в окружении высоких и широкоплечих парней с бритыми затылками. По некоторой информации, уже в то время он был одним из приближенных главы крупной питерской преступной группировки.
От людей, лично знакомых с Владимиром Левиным, редакции «Интербизнеса» стало известно, что в начале 1994 года тот приобрел за смехотворную сумму в 100 долларов у профессионального хакера информацию, как проникнуть в одно из подразделений Internet, получив при этом определенные права и привилегии. Хакер, продавший Левину информацию, не ставил своей целью грабить банки – благодаря незаконно приобретенным привилегиям он пользовался коммерческими службами сети Internet таким образом, что счет за услуги выставлялся другому абоненту.
Левин пошел дальше своего «учителя» – он проник в компьютерную систему Citibank и начал преспокойно воровать деньги.
В августе 1994 года Владимир Левин в очередной раз обошел сложнейшую систему защиты банковской сети Citibank’a и перевел 2,78 млн. долларов на счета нескольких компаний в Израиле и Калифорнии. Как утверждают руководители Citibank’a, ему удалось похитить лишь 400 тыс. долларов, поскольку сработала защита и счета оказались заблокированными. Дело в том, что трансакции свыше 1 млн. долларов отслеживаются спецслужбами, а так как Левин хакером не был и стирать следы за собой не умел, то «вычислить» его оказалось не так уж сложно.
До сих пор держится в секрете, как лосанджелесские банкиры обнаружили компьютер, с которого была предпринята попытка проникновения в сеть Citibank’a. Достоверно известно только то, что помощь в розыске Левина оказал хакер из Сан‑Франциско, который около полутора лет тому назад был арестован по обвинению во взломе компьютерной банковской системы того же самого Citibank’a.
Сразу после инцидента служба безопасности Citibank’a совместно с правоохранительными органами начала работу по выявлению нарушителя. Однако в течение полугода американские спецслужбы (в том числе ФБР) не могли его достать – арестовать Левина было возможно только за пределами России. Специалисты американских спецслужб дурачили Левина, позволяя ему перекидывать несуществующие деньги со счетов Citibank’a (на жаргоне хакеров такая операция называется «дамми» – пустышка).
В своем интервью San Francisco Chronicle агент ФБР Стивен Гарфинк заявил, что Владимир Левин осуществил более 40 трансакций на общую сумму 10 млн. долларов. Надо отметить, что 2,78 млн. долларов – это средства, которые реально были переведены из Citibank’a, причем 400 тыс. долларов бесследно исчезли.
Воспользоваться украденными деньгами компьютерный мошенник мог только за границей, куда он и отбыл, рассчитывая получить 10 млн. долларов. В марте 1995 года Левина арестовали при пересечении английской границы. Агенты ФБР были неприятно удивлены первым заявлением Левина после ареста: «Во время совершения преступления я находился в Петербурге и никакого отношения к краже в Citibank не имею». Для них это означало, что пропавшие 400 тыс. долларов оказались в руках русского мошенника и тот готов за 1/4 украденной суммы нанять лучшую адвокатскую контору в Лондоне. Что, впрочем, и было сделано.
Официальная версия Citibank’a была изложена в одном из августовских номеров Financial Times. Однако в ней не прозвучало, с какой целью и за чей счет 24‑летний выпускник университета отправился в Англию, на какие деньги нанял лондонских адвокатов и откуда у русского математика столько знакомых в США и Израиле, на счета которых можно перекидывать миллионы долларов.
Весьма вероятно, что Левин подключился к компьютерной сети Citibank’a через SPRINT – одного из подразделений глобальной телекоммуникационной сети Internet. По экспертной оценке Financial Times, эта кража по своим масштабам и искусству, с которым была взломана многоступенчатая охранная система, не имеет аналогов.
Дата добавления: 2016-01-29; просмотров: 657;