Взаимосвязь типов воспитания и типов акцентуации характера 6 страница

В лишенном четких ориентиров «пространстве» консультирования, которое создает вокруг себя К. Витакер, семья вынуждена брать инициативу в свои руки. К. Витакер комментирует одну из своих консультаций, говорит об этом таким образом:

«Их жизнь —это их жизнь; что они о своей жизни думают — их дело, а не мое. Я буду полезен по мере сил, но изо всех сил буду сопротивляться их попытке превратить меня в некий символ, в мудреца, в человека, который знает, как им следует жить. Я борюсь за свое право быть беспомощным, за право сказать: «Я не знаю, что вам делать с вашей дочерью...».

Потому что если мне удалось обострить ситуацию своей иронией и поддразниванием, отец по дороге домой скажет: «Слушайте, хватит с нас — 75 долларов выкладывать за болтовню с этим чокнутым! Сью, ты к автомобилю месяц не подойдешь и чтобы никаких свиданий с этим твоим придурком. А будут еще сюрпризы в школе, нас с тобой ожидают большие неприятности». И вот семья организована, получила воздействие — в чем и состоит моя истинная цель. Даже если они больше не придут ко мне, я считаю, что добился успеха».

К. Витакер скептически относится к любому теоретизированию, подчеркивая, что консультирование — это искусство, а главное для консультанта — быть спонтанным, убедительным, аутентичным. Методы К. Витакера можно назвать провокационными и рискованными. Про него ходят легенды, что были такие времена, когда он вскармливал своих пациентов из бутылочки, боролся с ними врукопашную, запрещал пользоваться речью, даже засыпал в обнимку. Однако он не рекомендовал подражать себе, так как его приемы неотделимы от его личности. С точки зрения К. Витакера, задача консультанта состоит в том, чтобы обострить семейные проблемы, но не брать на себя ответственность за их решение. Подталкивая семью к изменениям, он может создавать у членов семьи ощущение абсурдности происходящего.

В качестве иллюстрации приведем в пример работу К. Витакера с семьей на первой встрече.

Муж: «Проблема в том, что мы с женой постоянно воюем».

Витакер: «И почему бы вам не победить?»

Муж: «Что вы имеете в виду? У нас равенство».

Витакер: «Да, но вашу жену поддерживает ее мать».

Муж: «Господи, только ее мать не вмешивайте в это».

Витакер: «А ее мать всегда вмешивается, когда жена воюет с вами?»

Муж: «Да, но я не собираюсь говорить об этом...»

Витакер: «Хорошо, а что ваша мать делает, когда жена с ее матерью нападают на вас?»

Муж: «Ну, моя мать живет в Полоно».

Витакер: «А почему бы вам не обратиться к ней за поддержкой? Взять и позвонить ей?»

Жена: «Этот трус всегда ей звонит».

К. Витакер: «Теперь вы видите, почему я хотел собрать всех. Думали, я поверю, что война только у мужа и жены. Это курам на смех. Война идет между двумя семьями. И у меня для вас новость: в этой войне никто не победит. Это как Соединенные штаты с Россией — вечное противостояние. Ваша жена никогда не перестанет быть ребенком своей матери, но повзрослеть может; сейчас она уже тридцатилетний ребенок своей матери, а не семилетний...»

Ученик К. Витакера А. Нейпир говорил о своем учителе следующее: «В начале работы с семьей Карл очень критичен. Он похож на сурового и жесткого отца подростка. Присмотритесь к тому, что он делает он заставляет семью выслать на битву с ним самого сильного из своих рядов. И обычно от Карла больше всего достается главному тирану семьи».

Завершая анализ основных теоретических моделей (школ) семейного консультирования, мы хотим подчеркнуть следующее: эффективность деятельности семейного консультанта во многом зависит от сформированности его профессиональной позиции. Наполнение профессиональной позиции определяется тремя базовыми составляющими. Рассмотрим содержание каждой составляющей профессиональной позиции отдельно.

1. Мировоззренческая составляющая. Ее содержание определяется общим представлением о природе и сущности человека, формах, способах и смыслах его сосуществования с другими людьми.

2. Теоретическая составляющая. Определяется выбором консультанта (психолога, педагога) той или иной теоретической модели консультирования в качестве ориентира в работе. Данный выбор позволяет принять определенную концепцию относительно понимания глубинных источников изменений взаимоотношений людей в семье и самой семьи в целом.

3. Эмпирическая (инструментальная) составляющая. Ее содержание определяется арсеналом средств (методов, методик, техник, технологий), освоенных консультантом, и собственным опытом их использования в качестве инструмента воздействия на семью.

Профессиональная позиция формируется в процессе всего обучения на базе усвоения основных методологических, философских, психологических и педагогических знаний.

Контрольные вопросы

1. Как разворачивается процесс психологического консультирования? Назовите основные этапы.

2. Какие теоретические принципы лежат в основе различных подходов к консультированию семьи?

3. В чем различия между психодинамической и бихевиористической моделью консультирования семьи?

4. Каковы основные цели структурной психологической помощи семье?

5. Назовите основные положения, характеризующие гештальт-подход к семейному консультированию Д. Зинкера.

6. Каковы основные идеи основанной на опыте модели оказания помощи семье?

Литература

1. Айви А.Е., Айви М.Б., Саймэн-Даунинг Л. Психологическое консультирование и психотерапия. Методы, теории и техники. — М., 1997.

2. Браун Дж., Кристенсен Д. Теория и практика семейной психотерапии. — СПб., 2001.

3. Варга А.Л. Системная семейная психотерапия. Курс лекций.

— СПб., 2001.

4. Витакер К. Полночные размышления семейного терапевта.

— М., 1998.

5. Зейгарник Б.В. Теория личности Курта Левина. — М., 1981.

6. Зинкер Д. В поисках хорошей формы. Гештальт-терапия с супружескими парами и семьями. — М., 2000.

7. Игровая семейная психотерапия. // Под ред. Шефера Ч. — СПб., 2001.

8. Коттлер Дж., Браун Р. Психотерапевтическое консультирование. — СПб., 2001.

9. Кочюнас Р. Основы психологического консультирования. — М., 1999.

 

10. Кратохвилл С. Психотерапия семейно-сексуальных дисгармоний. — М., 1991.

11. Лойшен Ш. Психологический тренинг умений школы Вирджинии Сатир. — СПб., 2001.

12. Мину хин С., Фишман Ч. Техники семейной терапии. — М., 1998.

13. Навайтис Г. Опыт психологического консультирования супружеских конфликтов. // Психологический журнал. —1983. — № 4.

14. Навайтис Г. Семья в психологическом консультировании.

— Калининград, 1999.

15. Перлз Ф. Гештальт-подход и Свидетель терапии. — М., 1996.

16. Саймон Р. Один к одному. Беседы с создателями семейной терапии. — М., 1996.

17. Сатир В. Как строить себя и свою семью. — М., 1992.

18. Холл К., Линдсей Г. Теории личности. — М., 1997.

19. Шерман Р., Фредман Н. Структурированные техники семейной и супружеской терапии. — М., 1997.

20. Щедровицкий Г.П. Избранные труды. — М., 1995.

21. Эйдемиллер Э., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. — СПб., 1999.

22. Эйдемиллер Э., Юстицкис В. Семейная психотерапия. — СПб., 1990.

23. Юдин Э.Г. Системный подход и принцип деятельности. — М., 1978.

24. Baszsormenyi-Nagi I., Ulrich D. Contextual family therapy// Handbook of family therapy. — N.Y., 1981.

25. Bertalanffy L. von. General system theory// General system. — V.I.I. — 1956.

26. Bowen H. Family therapy in clinical practice. — N.Y., 1984.

27. Burks H.M., Stefflre B. Theories of Counseling. — N.Y., 1979.

28. Fairbarn W. An object-relations theory of personality. — N.Y., 1954.

29. Lewin K. A dynamic theory of personality. — N.Y.-London, 1935.

30. Napier A., WhitakerC. The family crucible. — N.Y., 1978.

31. Napier A.Y., Writa Ker C. The family crucible. — N.Y., 1978.

32. Nichols H.P. Family therapy. Concepts and methods. — N.Y., 1984.

33. Weiss R.L., Hopps H., Patterson G.R. Behavior change: methodology, concepts and practice. — 1973.

 

ГЛАВА 7
ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ ТЕХНИКИ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПРОБЛЕМНОГО ПОЛЯ СЕМЬИ

1. СХЕМА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА СЕМЬИ КАК СИСТЕМЫ

Как уже было сказано в предыдущих разделах учебника, в последнее десятилетие в психологическом сообществе доминирует представление о семье как открытой системе, которая находится в постоянном взаимодействии с окружающей средой. В качестве метафоры, определяющей сущность семьи как системы, используется термин «живой организм», либо семья сравнивается с пламенем в противопоставлении с образом кристалла. С точки зрения известного отечественного семейного психолога А. Варги,семья представляет собой самореализующуюся систему. Это означает, что поведение системы целесообразно, а источник преобразования семьи находится внутри нее самой. Это означает также, что события, которые происходят в семье, часто не зависят от желания ее членов, так как жизнь в семье определяется и регулируется правилами и законами функционирования семейной системы. Изменения в семейной системе могут происходить как на структурном (например разделение территории проживания), так и на функциональном уровне (изменение отношений между членами семьи).

А. Варга предлагает анализировать семью, используя шесть параметров, раскрывающих содержание семьи как системы. Схема анализа семьи как системы предполагает выделение следующих компонентов:

· стереотипы взаимодействия;

· семейные правила;

· семейные мифы;

· границы;

· стабилизаторы;

· семейные истории.

Под стереотипами взаимодействия понимаются часто повторяющиеся сообщения (или послания) одного члена семьи всей семье и способы взаимодействия друг с другом.

Сообщением может являться любое событие, происходящее внутри семейного пространства, как-то: хлопанье дверью, прикосновение, плач, приступ мигрени и т. п. Все члены семьи точно расшифровывают полученные сообщения (например, громкое хлопанье дверью старшей дочерью перед уходом на дискотеку демонстрирует родителям ее намерение вступить с ними в традиционный спор по поводу времени возвращения, а громыхание кастрюлями женой на кухне считывается мужем как наличие у нее чувства раздражения по поводу поездки к его родителям и т. п.). Выделяются и патогенные стереотипы поведения. К такому роду стереотипам, например, относится выделенный Г. Бейтсоном феномен двойной связи, или «двойной ловушки».

Семейные правила. Под семейными правилами понимаются «писаные» и «неписаные» (гласные и негласные) нормы, регулирующие поведение членов семьи как малой группы. Правила могут быть культурно заданными, соответствующими общепринятым в данной культуре нормам (например, запрещающими сексуальные отношения супругов в присутствии детей) и существующими лишь в данной конкретной семье.

Правила могут регулировать практически все сферы жизнедеятельности семьи (распределение функций, способы времяпрепровождения, приоритеты в распределении бюджета, частота общения с родственниками и т. д.). В каждой семье существуют запреты на проявление определенных эмоций (агрессии, страха, зависти), за нарушение норм члены семьи подвергаются санкциям. При этом степень тяжести и вид санкции со стороны семьи по отношению к нарушителю в разных семьях отличаются друг от друга. Виды санкций, например, могут быть таковы: лишение эмоциональной близости, высмеивание, изоляция, передача ответственности.

Нарушение функционирования семьи задается жесткостью и ригидностью правил. В семьях, где возможны изменения правил (например при взрослении детей), эмоциональные срывы и конфликты случаются реже. Семейные правила рассматриваются в качестве внешней основы семейных мифов.

Семейные мифы. Мифология семьи характеризует довольно глубокие пласты семейных систем. Миф определяется как сложное семейное знание о себе. Миф актуализируется в кризисные моменты (социальные перемены, приход нового человека в семью и т. п.). Формируется миф в течение 3—4 поколений.

Варианты мифов: «Мы — семья героев», «Мы — дружная семья», «Мы — семья спасателей».

Члены семьи видят и интерпретируют реальность в категориях мифа. Содержание семейного мифа определяет логику поступков. Например, люди, живущие по правилам мифа «Мы — семья спасателей», могут выбирать себе в партнеры тех, кто демонстрирует специальное «инвалидное» поведение. Люди, существующие в логике мифа «Мы — герои», не могут жить без особого чувства переживания преодоления преграды, барьера.

Границы. Предполагается, что семья как любая система имеет свои границы, определяющие ее структуру. Границы — невидимые линии внутри семьи, которые формируют субсистемы. Границы могут быть ясными, ригидными и диффузными. Ясные границы существуют в здоровой, функциональной семье. При ригидных границах информация между субсистемами проходит с трудом. Наличие таких границ характеризует «разделенную семью», в которой члены семьи эмоционально отделены друг от друга. Диффузные границы допускают легкое проникновение информации между субсистемами, что ведет к спутанности во взаимоотношениях (например, мать с дочерью обсуждает подробность своей сексуальной жизни).

Границы могут быть внешними, очерчивающими контур семейного взаимодействия с внешним мифом. По степени проницаемости внешних границ (легкости вхождения в семью посторонних людей) они могут быть открытыми и закрытыми. Внутренние границы характеризуют наличие подсистем (коалиций) в семье. Коалиции называются вертикальными, если включают в себя одного из взрослых и ребенка (например, мама образует коалицию с сыном против папы), и горизонтальным, если в них включены члены семьи одного уровня, одного поколения. Вертикальные коалиции дисфункциональны. Наличие в семье такого рода коалиций нарушает функционирование семейной системы. При исследовании семьи должно описываться следующее: где, какие границы проходят, на какие подсистемы подразделяется семейная система. Особое внимание следует обращать на наличие коалиций и характеристику границ.

Стабилизаторы. Стабилизатором называется такой элемент семейной системы, функция которого состоит в том, чтобы поддерживать постоянство семейной системы.

Стабилизаторы удерживают семью от распада. В качестве стабилизатора семьи могут выступать любые элементы и феномены жизни; к функциональным стабилизаторам относят следующие:

· общее дело;

· общее место проживания;

· общие дети.

К дисфункциональным стабилизаторам можно отнести измены, алкоголизм, болезнь и т.п. Болезнь довольно часто может выступать в качестве стабилизатора, так как больного человека нельзя оставлять одного надолго. Некоторые семьи имеют такую структуру стабилизаторов, которая с точки зрения стороннего наблюдателя может восприниматься как структура, неизбежно разрушающая семью. Так, например, пьянство мужа позволяет жене управлять им, актуализируя при необходимости его чувство вины. Такого рода семья может существовать достаточно долго, так как супруги позволяют друг другу переживать и испытывать излюбленные (но социально не одобряемые) чувства.

Семейная история. Под семейной историей понимают стереотипы поведения и взаимодействия, которые воспроизводятся в нескольких поколениях. Метод исследования и описания семейной истории — генограмма, предложенная М. Боуэном в 1978 г. Цель генограммы — показать, как образцы поведения внутрисемейных взаимоотношений передаются из поколения в поколение и как события, подобные смертям, болезням, профессиональным успехам, переездам на новое место жительства, влияют на современные поведенческие образцы, а также на внутрисемейные отношения.

2. МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ

В рамках общего процесса консультирования семьи выделяется особый этап, когда консультант осуществляет диагностику семейных отношений. На практике проведение диагностики с использованием тех или иных методов и техник может осложняться определенными причинами. Ряд из них выделен Г. Навайтисом. Он отмечает следующие факторы, которые должны учитываться консультантом на данном этапе.

· Отсутствие единого подхода к диагностике семейных отношений. Каждая модель консультирования содержит собственное толкование как методов диагностики, так и тех фактов, на которые следует обращать внимание.

· На оценку семейных отношений может влиять проекция опыта самого психолога, а также уровень развития способности к их рефлексии самих консультируемых.

· Различное толкование динамики семейных отношений членами семьи, искаженное не полностью осознанными внутриличностными проблемами.

Автор подчеркивает необходимость профессиональной рефлексии собственной деятельности, в частности осознания того, почему он применяет тот или иной метод, как предвидит последствия его применения и учитывает специфические особенности клиентов. Однако можно выделить некоторые общие принципы, на которые обычно опираются семейные консультанты.

· Одной из первых задач, решаемых консультантом, является создание доверительных отношений с членами семьи. Для этих целей традиционно используются различные техники (от активного слушания до присоединения).

· Выбор времени и места для проведения диагностической процедуры в рамках консультативного процесса определяется в зависимости от предварительно сформулированной гипотезы и общей схемы работы с семьей.

· Семейную диагностику целесообразно начинать со сбора демографическо-биографической информации, используя для этого метод генограммы.

Работа по систематизации и описанию специальных методов и техник диагностики внутрисемейных отношений была проведена американскими специалистами в области семейного консультирования Р. Шерманом и Н. Фредманом. С их точки зрения, под методом понимается комплекс приемов и предложений, осуществляемых непосредственно консультантом. Метод является орудием психологической помощи семье. При его использовании большое значение имеет временной аспект, процедура применения и опыт консультанта в интерпретации результатов.

Для диагностики состояния семьи и ее психологического благополучия традиционно используются следующие методы:

· проективный тест «Скульптура семьи»;

· метод генограммы;

· метод «Семейное пространство»;

· проективный тест «Рисунок семьи».

Генограмма

Генограмма представляет собой структурированную диаграмму системы внутрисемейных отношений в трех—четырех поколениях. Она предложена М. Боуэном в 1978 г. в рамках подхода семейной терапии, изучающего несколько поколений семьи. Цель ее — показать, как образцы поведения и внутрисемейных взаимоотношений передаются из поколения в поколение и как события, подобные смертям, болезням, крупным профессиональным успехам, переездам на новое место жительства, влияют на современные поведенческие образцы, а также на внутрисемейные диады и треугольники. Генограмма позволяет психотерапевту и семье получить целостную картину, рассматривая все феномены и события семейной жизни в некой интегральной, вертикально направленной перспективе. Иногда она высвечивает то, что являлось тайной для некоторых членов семьи, вытаскивая «скелет из шкафа». Этот подход имеет много общего с традиционными подходами к сбору данных по истории семьи, но его главной отличительной особенностью является структурированность и составление карты данных семьи.

Генограмма использует для иллюстрации специфики внутрисемейных взаимоотношений символы, которые, наряду с другими данными, применяются для изображения взаимоотношений членов семьи и их позиций в семейной системе. Когда собрана информация об именах, возрасте каждого члена семьи, времени женитьбы, смертей, разводов, рождений, приступают к сбору других важных сведений о функционировании семейной системы, таких, как частота и качество контактов, эмоциональные разрывы, факторы, приводящие к конфликтам и тревожности, уровень открытости-закрытости семейных субсистем и семьи в целом. Семейные сценарии, ценности, правила, мужские и женские стандарты поведения также могут быть выявлены в ходе интервью на основе этой техники.

Процедура

Цель методики — получить диаграмму, отражающую историю расширенной семьи как минимум на протяжении трех поколений. Работа может быть проведена в любое время после начала регулярных встреч с семьей и представляет собой сбор информации о семье для лучшего понимания проблемы и поиска пути ее решения.

Она, как правило, выполняется в присутствии всех членов семьи, способных слушать и воспринимать информацию, в том числе и детей. Предполагается, что членам семьи данная информация интересна и им любопытно узнать подробности о своих близких родственниках.

Беседа обычно начинается с оценки предъявляемого семьей симптома: у кого он наблюдается, когда впервые возник, каково было его клиническое течение. Причем физические, эмоциональные и социальные симптомы рассматриваются как проявление дисфункциональности эмоциональных взаимоотношений, а поведение симптомоносителя отражает то, как тревожность проявляется и преодолевается в данной семье. Временные рамки первичного проявления и последующих усилений симптомов могут быть связаны с другими событиями жизни семьи, такими, как, например, смерть ближайшего родственника.

Затем начинается описание семейной истории с того времени, когда встретились родители, и вплоть до настоящего момента. Особое внимание необходимо уделять следующим фактам: возрасту супругов, точной дате их первой встречи; тому, чем они занимались, когда были женихом и невестой; влиянию порядка рождения детей на их физические и психологические особенности. Важно выяснить то, где семья жила и когда именно переезжала на другое место (особенно важно, если переезды были на очень близкое или очень далекое расстояние от родительской семьи). На данном этапе беседы выясняются также данные о здоровье, образовании и профессиональной карьере каждого из родителей.

Далее обсуждается история расширенной семьи как со стороны матери, так и со стороны отца. Здесь как минимум необходимо узнать о братьях и сестрах матери и отца, об эмоциональной атмосфере в их родительских семьях, о том, чем занимаются все члены семьи в настоящее время. Точные даты событий, произошедших в родительской семье, важны потому, что они могут коррелировать с событиями в нуклеарной семье.

Консультант использует структуру генограммы для того, чтобы рассмотреть вопросы о физических и эмоциональных границах в данной семье, о закрытости и открытости субсистем, о многообразии или ограниченности образцов взаимоотношений между членами семьи и средств общения между ними.

Такие содержательные факторы, как культурная, этническая и религиозная принадлежность, социально-экономический уровень, способы взаимодействия семьи со своим социальным сообществом, тоже принимаются во внимание.

По мере поступления информации в процессе беседы с семьей она фиксируется специальными символами. Каждый консультант может использовать удобную для него символику, однако общепринятыми обозначениями являются следующие символы:

«Скульптура семьи»

Суть данной техники, предложенной В. Сатир, состоит в том, что расположение людей и объектов должно физически символизировать внутрисемейные взаимоотношения в данное время, определяя то, как видится место каждого индивида в семейной системе. Каждый член семьи создает свой живой портрет семьи, расставляя ближайших родственников согласно собственному взгляду на дистанцию между ними, рассматривая каждого в роли, которую они играют по отношению к друг другу, и те чувства, которые при этом испытывают. Таким образом, опыт каждого воплощается в живой картинке и проецируется на нее. Одним из многих преимуществ метода «скульптура семьи» является его способность преодолеть чрезмерную «завербализованность» и «заинтеллектуализированность» (разнообразные защиты, проекции и обвинения), часто существующие в семейной системе. Членам семьи не дают взаимодействовать друг с другом обычными для них словесными намеками, а принуждают общаться на качественно ином, более спонтанном уровне. Когда треугольники, альянсы и конфликты наглядно и символически изображены, появляются различные возможности для взаимодействия на основе чувств в их тончайших оттенках. В этом отношении «скульптура семьи» — довольно хорошее диагностическое средство.

Другим преимуществом «скульптуры семьи» является тот эффект, который она производит на членов семьи, заставляя их думать о себе как о неком единстве в разнообразии, где важны и целое, и каждый его элемент. Невозможно изолировать любую систему внутрисемейного взаимодействия без учета последствий, которые они будут иметь для всей семьи. Скульптура не только объединяет семью, она еще и подчеркивает индивидуальность каждого. Кроме того, она требует от члена семьи обобщить свой личный опыт, осмыслить его, а затем проинтерпретировать. Скульптура также дает терапевту возможность прямой интервенции в семейную систему. Структурный терапевт при этом помогает членам семьи перераспределить их позиции в семье, способствуя, таким образом, созданию более приемлемых границ внутрисемейных субсистем. В этом контексте можно утверждать, что скульптура используется для внесения позитивных изменений в семью для ее полноценного функционирования.


[1] В данной главе использованы материалы, подготовленные О.Н. Калининой.








Дата добавления: 2016-01-29; просмотров: 792;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.031 сек.