Л Е К Ц И Я № 24. Истина как процесс

Истина— знание, соответствующее своему предмету, совпа­дающее с ним. Иначе говоря, это верное, правильное отражение действительности в живом созерцании или в мышлении. Поэто­му первый и исходный признак (свойство) истины— объектив­ность: конечная обусловленность реальной действительностью, опытом, практикой и независимостью содержания истинного знания от отдельных людей. Истина это не свойство материаль­ных объектов, а характеристика знаний о них.

Будучи объективной по своему материальному содержанию, истина субъективна по своим внутренним идеальным содержа­нию и форме: истину познают люди, выражающие ее в определен­ных субъективных формах (понятиях, законах, теориях и т. п.).

Истина —это процесс, а не какой-то одноразовый акт изуче­ния объекта сразу, целиком и в полном объеме. К характеристи­ке объективной истины как процессу применяются категории абсолютного (выражающего устойчивое, неизменное в явлениях) и относительного (отражающего изменчивое, преходящее). Абсо­лютная и относительная истина— это два необходимых момента одной объективной истины. Они выражают разные ступени и стороны познания человеком объективного мира и различают­ся лишь по степени точности и полноты его отражения. Между ними нет границы. Это не отдельные знания, а одно, хотя каждое из них имеет свою специфику.

Абсолютная истина(точнее, абсолютное в объективной исти­не) понимается, во-первых, как полное, исчерпывающее знание о действительности в целом — гносеологический идеал, который никогда не будет достигнут, хотя познание все более приближает­ся к нему, во-вторых, как тот элемент знаний, который не может быть никогда опровергнут в будущем. Это так называемые вечные истины, знания об отдельных сторонах предметов.

Относительная истина(точнее, относительное в объективной истине) выражает изменчивость каждого истинного знания, его углубление, уточнение по мере развития практики и познания. При этом старые истины либо заменяются новыми, либо опро-


вергаются и становятся заблуждениями (например, истина о су­ществовании вечного двигателя). Относительность истины за­ключается в ее неполноте, условности, приблизительности, неза­вершенности. Абсолютная истина в виде целостного фрагмента знания складывается из суммы относительных, но не путем меха­нического соединения готовых истин, а в процессе историческо­го развития познания и синтеза его результатов.

Существуют две позиции в отношении абсолютного и относи­тельного моментов истины. Догматизмпреувеличивает значение устойчивого момента, релятивизм— изменчивой стороны каждой истины.

В свое время Гегель справедливо подчеркивал, что абстракт­ной истины нет, истина всегда конкретна. Это значит, что любое истинное знание всегда определяется в своем содержании и при­менении условиями места, времени и многими другими специ­фическими обстоятельствами, которые познание должно стре­миться учесть как можно точнее. Игнорирование определенности ситуации, распространение истинного знания за пределы объек­тивной действительности неминуемо превращает истину в анти­под — в заблуждение.









Дата добавления: 2016-01-29; просмотров: 479;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.004 сек.