Л Е К Ц И Я № 20. Массовая культура

Отличительной чертой XX в. благодаря развивающимся сред­ствам массовой коммуникации было распространение массовой культуры. В таком обширном смысле массовой культуры в XIX в. и ранее не было: газеты, журналы, цирк, балаган, фольклор, уже вымирающий, — это все, чем располагали город и деревня.

Массовая культура— это семиотический (знаковый) образ ре­альности, а фундаментальная культура — это «вторичная модели­рующая система», которая, чтобы осуществиться, нуждается в языке реальности.

В этом смысле массовая культура XX в. была полной противо­положностью элитарной культуры в одном и ее копией — в другом.

Для массовой культуры характерны антимодернизм и антиаван­гардизм. Если модернизм и авангард стремятся к усложненной технике письма, то массовая культура оперирует предельно яс­ной, простой, отработанной предшествующей культурой техни­кой. Если в модернизме и авангарде преобладает установка на но­вое как основное условие их существования, то массовая культура традиционна и консервативна. Она ориентирована на среднюю языковую семиотическую норму, на простую прагматику, ибо об­ращена к огромной читательской, зрительской и слушательной аудитории. Можно даже сказать, что массовая культура возникла в XX в. не только благодаря развитию техники, приведшему к та­кому огромному количеству источников информации, но и бла­годаря развитию и укреплению политических демократий.

Наиболее развитой является массовая культура в наиболее ра­звитом демократическом обществе. Но важно и противопо­ложное — в тоталитарных обществах в культуре практически отсутствует деление на массовую и элитарную. Вся культура объявляется массовой, а на самом деле вся культура является эли­тарной. Необходимым свойством продукции массовой культуры должна быть занимательность, чтобы она имела коммерческий успех, чтобы ее покупали и деньги, затраченные на нее, давали прибыль. Сюжетная и стилистическая фактура продуктов массо­вой культуры может быть примитивной с точки зрения элитарной


фундаментальной культуры, но она не должна быть некачествен­но сделанной, а наоборот, в своей примитивности она должна быть совершенной — только в этом случае ей обеспечен читатель­ский и, без сомненья, коммерческий успех.

Используя семиотические термины, можно добавить, что жанры массовой культуры должны обладать жестким синтакси­сом— внутренней структурой, но при этом могут быть бедны се­мантически, в них может отсутствовать глубокий смысл. В XX в. массовая культура заменила фольклор, который тоже в синтакси­ческом плане построен чрезвычайно жестко.

Разновидностью текстов массовой культуры являются культо­вые тексты. Их главной особенностью является то, что они на­столько глубоко проникают в массовое сознание, что продуциру­ют интертексты, но не в самих себе, а в окружающей реальности.









Дата добавления: 2016-01-29; просмотров: 485;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.005 сек.