Л Е К Ц И Я № 3 . Философия как теоретическое ядро мировоззрения

Мировоззрение— система наиболее общих представлений о мире в целом и месте человека в нем. Данное определение при­нимается как исходное. В нем представлен основной, универ­сальный вопрос мировоззрения —вопрос об отношении человека к миру. Имеется множество других определений, соподчиненных данному. В понятие «мировоззрение» входят «мир» и «человек», две так называемые субстратные подсистемы и четыре подсисте­мы, выявляющие отношения между ними:

1) генетическая подсистема, раскрывающая природную и со­циальную обусловленность индивида и человечества в целом;

2) гносеологическая, теоретико-познавательная подсистема;

3) аксиологическая (ценностно-ориентационная) подсистема;

4) духовно-практическая подсистема (общие принципы поз­нания, нормы морали и т. п.). Во всех своих аспектах предмет мировоззрения концентрирует

лишь всеобщие моменты. Кроме аспектов, мировоззрение имеет уровни. На уровне живого, конкретно-образного созерцания имеются мироощущение, мировосприятие и миропредставление; рациональному уровню соответствуют миропонимание, мирораз-мышление и т. п. Существуют различные формы мировоззрения. Они выделяются по способам духовного освоения мира, по уров­ням субъекта мировоззрения, по характеру всеобщего метода, по общей ориентации в мире и т. п. В качестве наиболее распростра­ненных в истории человеческой культуры и наиболее значимых для ее развития выступают следующие формы мировоззрения: мифологическое, религиозное, обыденное, сциентизированное и философия как самостоятельная форма мировоззрения. Глав­ные истоки проблем мировоззрения:

1) индивидуально-экзистенциальные;

2) социально-классовые;

3) внутринаучные;

4) художественно-этические.

Проблемы философского мировоззренияявляются порождени­ем многообразных потребностей человека и детерминируются его


многообразной деятельностью. Все множество проблем фило­софского мировоззрения может быть сведено в пять больших групп: онтологическую, антропологическую, аксиологическую, гносеологическую, праксеологическую. Интегратором, ядром всех проблем выступает основной вопрос философии. Основной вопрос, или основная проблема, философии фиксирует онтоло­гическое и гносеологическое отношение материи и сознания и является центром философской проблематики, отражающим реальное ядро предмета философского исследования. Первым компонентом, инициирующим отношение субъекта к объекту, являются потребности. Потребности делятся на витальные и со­циальные. Формой выражения потребностей является интерес. Интерес как осознанная потребность задает определенную на­правленность субъекта к объекту, инициирует его активность. Следующим компонентом структуры мировоззрения являются знания. В системе субъектно-объектного отношения выделяются два уровня знания: знания объекта и знания субъекта. Своеобраз­ным «редактором» знаний человека о мире и о себе являются цен­ности. Знания, пропущенные через ценности, обеспечивают еще один компонент структуры мировоззрения. Это — идея как звено, связующее объект и субъект.









Дата добавления: 2016-01-29; просмотров: 544;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.004 сек.