Одновременный (цветовой) контраст
Цвет в природе всегда находится в соседстве или в окружении других цветов. В результате цвета взаимно влияют друг на друга, изменяются по цветовому оттенку, светлоте и насыщенности. Это явление называется одновременным (цветовым) контрастом.
Рисунок 15 – Серое пятно на цветном фоне
Если цвет находится в окружении хроматических цветов, то к нему как бы примешивается (по закону оптического смешения) цвет, близкий к дополнительному цвету окружения. Замечено, что если ахроматическое (серое) пятно окружить хроматическим фоном (например, зеленым), то на сером возникнет заметный оттенок красного цвета. В самом деле, проселочная дорога, бегущая по зеленому лугу, всегда воспринимается как сиренево-розоватая.
Такие пары цветов (цвет фона и цвет возникающего хроматического оттенка на сером называются контрастными. В цветовом круге они помещаются почти друг против друга, немного не совпадая с дополнительными. Их отличие от дополнительных мало ощутимо, и практически им можно пренебречь.
Например, в окружении красного серый цвет кажется несколько позеленевшим, в окружении желтого – синеватым и т. д. Создается впечатление, будто к серому тону каждый раз подмешиваются соответствующие краски, т.е. у ахроматических цветов возникает цветовой оттенок. В приведенных примерах серые тона приобрели противоположные (дополнительные) оттенки тех фонов, на которых они находились. Это свойство контрастов служит для объемной моделировки формы. Например, в живописной постановке на поверхности белого чайника рядом с отраженным цветом от соседних предметов или драпировок возникает по закону контрастов противоположный по тону цвет.
Рисунок 16 – Значение контрастов для объемной моделировки формы
Аналогичные явления можно наблюдать и у хроматических цветов. Если желтый цвет находится, например, в окружении красного, то он воспринимается несколько позеленевшим, лимонно-желтым, на зеленом фоне он смотрится красноватым или имеющим оранжевый оттенок, на синем – более насыщенным, так как синий является противоположным цветом желтому.
Если цвет находится в соседстве или на фоне своего дополнительного цвета или близкого к нему, то он воспринимается более насыщенным.
Свойство контрастных цветов вызывать свою противоположность, взаимно усиливая насыщенность цвета, имеет большое значение для понимания влияния одного цвета на другой и используется в композиционных решениях произведений живописи и прикладного искусства.
Если на цветовую плоскость положить небольшое пятно того же цвета, но меньшей насыщенности, то последний еще более теряет насыщенность.
Чем больше насыщен по цвету окружающий фон, тем большее влияние оказывает он на расположенный в его окружении цвет.
Краевой контраст
Более сложной разновидностью иллюзии является краевой контраст (или его называют пограничный эффект), возникающий местах, где светлое поле соприкасается с более темным.
Светлое поле у границы с темным кажется еще светлее, а темное – темнее. Создается впечатление неравномерной окрашенности того и другого поля.
Рисунок 17 – Явление краевого контраста
С явлением краевого светлотного контраста студенты сталкиваются практически в каждой работе: в рисунке и живописи предметов многогранной формы (куба, шара), а также головы человека.
В местах соприкосновения с фоном теневая сторона головы кажется излишне темной, а фон, напротив, светлым; освещенная же часть лица по отношению к фону кажется излишне светлой, а фон на границе со светлым – очень темным. Иногда студенты начинают разбеливать теневую часть, делать темнее фон за головой или свет на лице. Работа теряет контрастную выразительность, делается «вялой». Чаще всего в таких случаях нужно утемнить край светлого на предмете, нанести легкий полутон. Действие краевого контраста будет ослаблено. Предмет будет восприниматься более объемным, пространственным (здесь имеются в виду в первую очередь предметы, имеющие круглую, цилиндрическую, конусовидную, яйцевидную и другие аналогичные формы).
В орнаментальных композициях (например, на тканях, коврах, обоях и т. д.), где несколько плоскостей, различных по цвету, светлоте, примыкают друг к другу, они обводятся, как правило, черным, белым или серым контуром.
Рисунок 18 – Нивелировка краевого контраста
Эти тонкие промежуточные полоски, мешающие действию краевого контраста, называют прорисовками.
Пример рекламного проекта: логотип кондитерской фирмы «Форне» - желтые буквы на красном фоне отделены глянцевой полоской более светлого желтого цвета.
Контраст будет более заметным, если окружающий фон по площади больше, чем расположенное на нем цветовое пятно или предмет (например, фон и фигура, предмет в натюрморте и окружающий его фон). Контрастное влияние фона будет возрастать по мере увеличения его насыщенности.
Эти закономерности должны быть известны каждому живописцу и использоваться как средство для достижения выразительности и цветового единства произведения.
Явления краевого и одновременного контрастов обязывают художника находить гармонию между соседними цветами, усиливая или ослабляя их контрастное взаимодействие (например, за счет увеличения или уменьшения площади взаимно контрастных поверхностей; расположения рядом с тепло-окрашенными предметами предметов с холодной окраской; удаления предметов друг от друга или, напротив, расположения их рядом; различного освещения их и т. д.).
Дата добавления: 2016-01-29; просмотров: 1519;