Буддизм в соотношении с авраамистическими религиями
Буддизм одна из древнейших мировых религий, возникшая в Индии в 5–6 вв. до н. э. Основателем буддизма считается Сиддхартха из рода Гаутамы, прозванный Буддой, что значит просветленный. Будда выступил с религиозным учением о равенстве всех людей в страдании и праве на «спасение» и освобождение. В начальный период своего развития буддизм был достаточно демократичен. Он избегал санскрита (как языка книжности и учености), используя народное наречие. Будда выступал против жречества и религиозной обрядности. Буддой мог стать всякий человек, достигший святости. В 3 в. до н.э. индийский царь Ашока принял буддизм в качестве официальной государственной религии Индии.
Буддизм как религия проповедует смирение и покорность.
Все три монотеистические религии (единобожные – Тео – Бог), авраамистические религии спасения (иудаизм, христианство, ислам) имеют сходную догматику. Буддизму названные религии родственны концептом спасения, но буддизм не является религией в строгом смысле монотеистической.
Догматы:
Перевоплощение живых существ: смерть есть проявление распада данной комбинации дхарм, после чего образуется новая комбинация дхарм.
Новые комбинации предопределеныкармой– суммой всех грехов и добродетелей в прошлом цикле перевоплощений.
Идеал бытия – достижение нирваны – полного прекращения процесса перевоплощений и избавления, таким образом, от страданий, якобы составляющих сущность жизни. Нирвана есть освобождение от страданий.
Догмат перевоплощения в таком виде утверждает предопределенность судьбы человека (что есть и в исламе).
В более позднее время догмат перевоплощения был дополнен проповедью рая и ада.
В отличие от буддизма в христианстве развивается идея боговоплощения. В христианстве Бог воплощен в образе человеческом (в иудаизме и исламе присутствует как идея, материально не воплощенная). Т. о. в христианстве до предела доведена идея личностного воплощения абсолюта (Бога). Догмат троичности божества (Троицы) гораздо сложнее философски, нежели построения буддизма[1].
Философские учения, развившиеся в тесной связи с буддизмом, истолковывают догматы. К их числу относится учение о четырех благородных истинах. Согласно этому учению существует страдание, причина страдания, состояние освобождения от страдания, путь, ведущий к освобождению от страдания. При этом страдание и освобождение понимаются и как субъективное состояние (человека) и как реальность, имеющая объективную космическую основу.
Каждый из нас рождается, страдает и умирает на трех уровнях. У каждого есть 3 тела: физическое (рука), астральное (нагвал) и ментальное (атман).
Физическое тело – это вся анатомия человека, то, что отживает.
Астральное тело – психоэмоциональный контур, или аура. Каждый живой объект имеет светящийся контур. У человека он расположен вокруг головы. Свечение бывает разных цветов. Цвет зависит от натуры человека, цвета его мыслей. Зеленый – цвет добродетели, благородства; голубой – сексуальной страсти; коричневый – зла, гнева; желтый – цвет учителя, священного. У Христа нимб был желтого цвета.
Ментальное тело –– выражение духа, человеческого мышления. Оно связано с ноосферой (по Вернадскому) – сферой сознания, что окружает Землю. Душа не умирает – это главный тезис буддизма. Она остается в сфере всеобщего Разума [Востоков, 1994].
Философское содержание буддизма складывается также из учения о природе вещей и учения о пути познания.
Дата добавления: 2016-01-26; просмотров: 867;