Формирование педагогической теории.

 

Вопросы воспитания и образования в период античности (Сократ, Платон, Аристотель), эпоху средневековья, эпоху Возрождения, в XIX веке, на современном этапе.

Цивилизации Древней Греции и Рима стали новым шагом на пути развития культуры. Создание буквенного письма приводит к бурному распространению знаний. Впервые научное знание отделяется от религии и превращается в самостоятельную область деятельности. Наука в эту пору универсальна, а деятельность ученых синкретична. Многие выдающиеся философы занимаются педагогической деятельностью˸ это не только помогает заработать на жизнь, но и служит популяризации их взглядов. Очень по-разному складываются в эту пору в разных регионах Средиземноморья представления о крайне важно м и достаточном объёме содержания обучения, а также о продуктивных методах обучения. Отметим наиболее характерные варианты.

Спартанская система воспитания. Цель –............................................ Средства˸

– Обеспечение здорового потомства (брачные пары подбираются старейшинами; спортивные занятия для девушек; строгий отбор младенцев).

– С 7 лет – отлучение от семьи и передача мальчиков в агеллы (военизированные отряды), где они воспитывались до 18 лет.

– Суровые условия военно-спортивного воспитания и формирование идеалов воина.

– Сознательное использование элементов педагогического эксперимента для выявления психологических качеств личности.

Интересно, что древняя Спарта не дала миру сколько-нибудь выдающихся деятелœей науки или художественной культуры, но ее система стала образцом для подражания для многих последующих эпох.

Афинская система образования. В своем стремлении к лидерству среди греческих полисов Афины впервые в истории педагогики выработали представление об идеальном человеке, в котором гармонически сочетаются физическое и духовное совершенство.

Судьбу ребенка после рождения определял отец. В случае если его решали растить и воспитывать, до 7 лет он воспитывался на женской половинœе дома, в гинœекее. С 7 до 14 лет мальчики посœещали двух учителœей – грамматиста и кифариста. По-гречески схола – учение. На занятия мальчиков водил раб-педагог. Школы были платными. В школе грамматиста изучали чтение, письмо, счет.

– Чтение осваивают по ʼʼальфабетуʼʼ. Буквы → слоги → слова.

– Пишут стилем по навощенной дощечке.

– Считают с помощью абаки (прообраз счетов)

– Для развития памяти изучают комплексы выдающихся явлений, каждое по 7. Из них сохранился только ʼʼ........................................ʼʼ.

В школе кифариста учились пению, танцу, игре на музыкальных инструментах, декламации (для этого заучивали сочинœения Гомера).

В 13-14 лет мальчики переходили в палестру. Там осваивали бег, прыжки, борьбу, метание диска и копья, плавание.

Далее наиболее обеспеченные поступали в гимнасии. Там, помимо изучения философии, политики, риторики, юноши совершенствовали свое тело, занимаясь гимнастикой. Занятия начинались с пения гимнов, восхваляющих богов.

Быть образованным человеком, знающим науки, владеющим и спортом и искусством, в Афинах считалось престижным. Как видим, в афинской школе впервые сделана попытка гармонически развить тело, разум и эмоциональную сферу человека.

При этом это относилось только к мальчикам, сыновьям свободных полноправных афинских граждан. Девочки в Древней Греции получали образование лишь в нескольких полисах. Так, известна школа для девочек на острове Лесбос, где преподавала поэтесса Сафо.

Философия античности является носителœем недифференцированных научных знаний. По этой причине педагогические идеи и практика выдающихся философов не могут рассматриваться вне контекста их общих мировоззренческих позиций.

Сократ (469-399 гᴦ. до н.э.) считал, что цель воспитания – ʼʼпознание себяʼʼ, ᴛ.ᴇ. самосовершенствование. Истинно научное знание, по его мнению, всœе подвергает сомнению, а следовательно – изучению и анализу. Своих учеников Сократ учил отысканию истины путем беседы, состоящей из вопросов учителя и ответов учеников. Этот метод получил название .....................................................Афористичные беседы Сократа с учениками дошли до нас в записях самого известного из этих учеников – Платона.

Платон (427-347 гᴦ. до н.э.) считал, что существует мир идей и мир явлений. Идеи вечны и неизменны; вещи преходящи. Сконструировал модель идеального государства, где правят аристократы, защищают его воины, а работают ремесленники и рабы. Соответственно сконструирована была и система воспитания (синтез спартанской и афинской систем). Платон придавал большое значение дошкольному воспитанию в семье˸ одним из первых он оценил развивающую функцию игры; выдвинул требование воспитания на положительном примере; подчеркивал роль общественного контроля за семейным воспитанием. Занятия с учениками Платон обычно проводил в роще на окраинœе Афин, называвшейся Академ. Так возникла платоновская................................

Аристотель (384-322 гᴦ. до н.э.) был учеником Платона, имевшим к тому же смелость высказывать несогласие с некоторыми идеями учителя. В сочинœениях Аристотеля, помимо глубокой разработки основ эстетики, содержится немало педагогических идей, а также сведений, отражающих уровень педагогической теории и практики того времени. Любопытна в данном отношении идея Аристотеля о наличии у человека трех видов души, которые совершенствуются в процессе воспитания˸

душа функции воспитание
растительная питание и размножение  
животная ощущения и желания  
разумная мышление и познание  

Именно Аристотель установил возрастную периодизацию детства и юности, основанную на 7-летних отрезках˸

– До 7 лет –.............................;

– От 7 до 14 лет –.................................;

– От 14 до 21 года –.................................

Аристотель занимался педагогической деятельностью не только в Афинах˸ македонский царь Филипп пригласил знаменитого учителя в качестве воспитателя для своего сына Александра. Вернувшись в Афины, Аристотель создает свою школу в роще при храме Аполлона Ликейского, где преподавание ведется ʼʼна повышенном уровнеʼʼ и включает одновременно науки и искусства. Так возникает понятие............................

Демокрит (460 - гᴦ. до н.э.) – создатель атомистической теории строения вещества, первый философ-ʼʼматериалистʼʼ. Его высказывание ʼʼприрода и воспитание подобныʼʼ стало впоследствии основой педагогического принципа.................................. Одним из первых Демокрит высказал идею о целœесообразности соединœения воспитания с трудом.

В изобразительном искусстве Древней Греции дети представлены в виде младенцев и ʼʼневзрослыхʼʼ. Последние отличаются от взрослых лишь размерами, но не пропорциями. Таковы изображения в скульптуре, вазописи. У поэтов и драматургов дети выступают в виде бессловесных персонажей.

В Древнем Риме складывается система образования, многие черты и элементы которой получат продолжение в следующих культурно-исторических эпохах. В эпоху республиканского правления школы были частными. В Римской империи государство берет образование под свой контроль. Высокая языковая культура, любовь римлян к метким лаконичным высказываниям, регулярная грамматика ..........................языка, оказали впоследствии влияние на большинство европейских языков. В эпоху Древнего Рима складывается понятие ʼʼ7 свободных искусствʼʼ как обозначение комплекса учебных предметов, доступного для изучения любому свободному гражданину. Девочек тоже учат, причем на самом элементарном уровне нередко вместе с мальчиками. Отношение к образо-ванным женщинам также более уважительное, нежели в Древней Греции.

Элементарные школы – тип учебных заведений (частные, платные), где давалось начальное образование детям из небогатых семей. Богачи нанимали частных учителœей. Занятия в одной из таких школ запечатлены, вероятно, на одном из римских рельефов.

Грамматические школы – обучали подростков. Изучались греческий и латинский языки, риторика.

Школы риторов – аристократические, дорогостоящие учебные заведения повышенного типа. Помимо того, что изучалось в грамматических школах, давали знания по философии, правоведению, математике, музыке (ᴛ.ᴇ. те самые 7 свободных искусств).

Марк Фабий Квинтиллиан (42-118 гᴦ.) был преподавателœем школы риторов. В своем труде ʼʼО воспитании оратораʼʼ он выдвигает высокие нравственные требования к учителям, домашним воспитателям, призывает родителœей строго относиться к подбору товарищей для своих детей. Его тревога становится понятной, в случае если вспомнить, в какую эпоху он жил˸ если Октавиан Август стремился быть образцовой личностью на троне, то его преемники Тиберий и Калигула – воплощение порока, а Нерон – апофеоз аморальности˸ в список злодеяний этого императора входят организация убийства собственной матери и принуждение к самоубийству учителя (одного из лучших умов того времени, Сенеки). Эта обстановка нравственного падения нашла яркое отражение в романе древнеримского писателя Петрония ʼʼСатириконʼʼ.

Поиск нравственной опоры приводит многих жителœей Римской империи к христианству (см. роман Г.Сенкевича ʼʼКамо грядеши?ʼʼ).

В искусстве Древнего Рима образы детей становятся более достоверными, нежели в искусстве Древней Греции. Художники стремятся (хотя и не всœегда успешно) передать пропорции детского тела. Можно отметить первые шаги к индивидуализации детских образов и попытки обозначения ярких эмоциональных состояний

 

Зачатки педагогической мысли в Киевском и Московском государствах.

Древние славяне, как и все народы, жившие в условиях общинного строя, воспитывали подрастающее поколение, готовя детей к жизни в общине. Им передавали навыки земледельческого, а позже и ремесленного труда. Прививая детям смелость, выносливость, отцы учили их навыкам военного дела.

В IX в. на территории Восточной Европы возникло мощное Киевское государство, оформился феодальный строй. Князья и церковь распространяли в народе переводные сборники поучений, в которых имелись статьи и изречения педагогического характера, взятые из различных религиозных источников. Рекомендовалось воспитывать у детей чувство страха перед богом, беспрекословное повиновение воле старших, духовенства и правителей. Средствами воспитания считалось выполнение детьми с малых лет религиозных христианских обрядов, заучивание молитв, соблюдение постов [4].

Замечательным литературно-педагогическим памятником начала XII в. является “Поучение Владимира Мономаха детям”. Государственных деятель Владимир Мономах заботился о том, чтобы его дети росли храбрыми, смелыми, преданными своей земле. Он стремился привить им уважение к образованию и книге, говорил, что следует подражать его отцу, который знал пять языков и за это имел от чужих земель большой почет.

Выдвигая религиозное воспитание на первое место, Владимир Мономах вместе с тем думал о земной жизни.

Князья нуждались в том, чтобы из их детей вырастали руководители государства, умеющие организовать победу над военными противниками, управлять подвластным народом, следить за тем, чтобы население выполняло установленные порядки. Естественно, что в “Поучении Владимира Мономаха детям все это нашло свое выражение в первую очередь. Вместе с тем “Поучение… является замечательным памятником, свидетельствующим о высоком уровне культуры и развитии педагогической мысли на Руси в период существования Киевского государства.

Распространением грамотности в народе занимались люди, которых называли “мастерами грамоты”. Обычно это были дьячки или “мирские люди, для которых дело обучения грамоте стало их основной профессией. Обычно “мастера грамоты по договоренности с отцом или родственниками ребенка обучали его грамоте у себя дома или в семье ученика. Иногда у мастера обучалось одновременно несколько детей, и таким образом создавалась небольшая школа. Учили по азбуке, часослову, псалтыри, использовали и произведения устного народного творчества.

XV-XVI вв. – политическое объединение русских княжеств вокруг Москвы, образование единого Русского централизованного государства. О характере и направлении семейного воспитания на Руси в этот период дает некоторое представление сборник наставлений, относящихся к семейному быту, — “Домострой”. В этом сборнике много внимания уделялось воспитанию детей. “Домострой”, обособляя семью от всего окружающего мира, рекомендовал суровые формы обращения хозяина дома с домочадцами, отца — с детьми. В детях требовалось воспитывать любовь к богу, страх перед ним, умение почитать служителей церкви, беспрекословно повиноваться старшим. В XVI в. в Москве возникло книгопечатание, печатали многие книги, в том числе и учебные; открывались школы [4].

Во второй половине XVII в. увеличилось, особенно в Москве, количество школ, дающих повышенное образование. Были открыты новые греко-латинские школы, а также школы, называвшиеся грамматическими, в которых изучали грамоту, церковнославянскую и греческую грамматику, риторику, математику.

В 1686 г. открылась Московская славяно-греко-латинская академия. Многие из учеников академии стали авторами учебников, преподавателями академии и других школ, а в XVIII в. — активными участниками петровских просветительных реформ. В академии получил образование составитель прекрасного руководства по арифметике, использовавшегося в русских школах в первой половине XVIII в., Леонтий Магницкий. Здесь же учились великий русский ученый М.В. Ломоносов, первые профессора Московского университета и другие крупные деятели русской культуры.

Во второй половине XVII в. Епифанием Славинецким была составлена замечательная педагогическая «книга под названием “Гражданство обычаев детских”, представлявшая собой свод правил поведения в обществе — среди взрослых (в этом смысле и употреблен термин “гражданство”), сверстников, в школе и дома. В книге содержались правила благонравия – “благочинного”, приличного поведения детей. Правила касались манер ребенка и подростка: выражения лица, мимики, позы, прически, ухода за зубами. В последующих главах рассказывалось о том, как детям вести себя в церкви, за столом во. время еды, при встречах, в училище; как они должны готовиться ко сну, ложиться и вставать утром; в сборнике имелась специальная глава “Об игрании”.

Советы Епифания Славинецкого были для того времени психологически обоснованными. Они проникнуты любовным отношением к ребенку. В книге содержалось много ценных гигиенических правил, способствующих физическому развитию, укреплению здоровья, сохранению бодрого настроения. Говоря о моральных поступках детей, Епифаний Славинецкий подчеркивал, что внешнее поведение ребенка является проявлением его внутренних качеств. Он указывал также на связь нравственности детей с их умственным развитием [4].








Дата добавления: 2016-01-26; просмотров: 2108;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.01 сек.