Современные политические идеологии.

Термин «идеология» был введен в научный обиход француз­ским исследователем Антуаном Д. де Траси в конце XVIII века и означал «науку об идеях», предпочтения определенных со­циальных групп в конкретно-исторических условиях. Однако впоследствии значение термина заметно трансформировалось, а содержание оказалось размытым.

Исходным пунктом идеологии является идея, развивающаяся в определенной интеллектуальной среде, воздействующая на об­щественное сознание и порождающая массовые политические движения. Будучи политическим мировоззрением, идеология обладает способностью наделять смыслом действия индиви­дов, социальных групп в пределах актуальной для них систе­мы ценностей и вызывать к жизни определенную практику.

Идеологии начали зарождаться только в XIV веке, в эпоху Возрождения, когда возник первый общественный кризис в связи с развертыванием процесса секуляризации, т. е. осво­бождения общественного и индивидуального сознания от ре­лигии. Религиозная картина мира постепенно уступала место рациональной системе представлений о нем.

Разделение общественного труда и связанный с этим процесс становления автономной личности породил тенден­цию эмансипации — высвобождения политической и культурной системы из зависимости от религиозной картины мира. Процесс обмирщения культурной сферы привел к тому, что политика перестала быть прерогативой церковной власти, при­обрела вполне светский характер.

Первым шагом на пути эмансипации общества от сохра­нявшего свое влияние религиозного мировоззрения было про­возглашение религиозного плюрализма, ставшего одним из результатов Реформации. Реформация привела к переоценке ценностей и утверждению идеи о том, что выживание челове­ка и умножение земных благ выше потусторонних ценностей. Культ обеспеченной жизни обосновывался протестантизмом. Это было значительным шагом вперед в рационализации об­щественных отношений, создании новой социально-полити­ческой реальности, формирующейся на принципах целесооб­разности, здравого смысла, пользы. Политический порядок уже не задавался нормами религиозной морали, а основывал­ся на согласии всех граждан, которые для защиты своих прав и свобод создали государство.

Смена религиозной картины мира рациональным объясне­нием реальности потребовало новых идеалов и смыслов. Так, первой появилась идея о при­оритете ценностей свободы, собственности и права индивида на жизнь, выдвинутая либеральными мыслителями. Затем эта идея овладела умами широких слоев населения и стала стиму­лом формирования массового политического движения.

Веком классических идеологий принято считать эпоху Про­свещения, сформировавшую рационалистическое политичес­кое мышление. Она выдвинула идею прогресса и возможности создания разумного общественного порядка на основе созна­тельно формулируемых самими людьми целей преобразования и ожидаемых результатов.

Расширительная трактовка идеологии представлена Т. Парсонсом, который рассматривает ее с позиций функционально­го подхода. Он акцентировал внимание не на природе и спе­цифике идеологии, а на ее предназначении в обществе. Исхо­дя из такой посылки, он интерпретировал идеологию как сис­тему ценностей конкретного общества, выступающую в каче­стве универсальных ориентации социальной деятельности.

Иная трактовка идеологии с классовых позиций представлена в марксизме, где она рассматривается как относительно самостоятельный феномен духовной жизни людей наряду с другими формами политического сознания. Идеология, с точки зрения марк­сизма — это одна из разновидностей научного знания, кото­рая в систематической форме научно обосновывает стремле­ние социальных классов к политической власти. Соот­ветственно идеология рассматривалась в марксизме как систе­ма представлений, выражающих коренные интересы прогрес­сивного класса.

Современные последователи К. Маркса трак­туют идеологию как такую систему ценностей, которая леги­тимирует существующий в данном обществе порядок господ­ства (К. Ленк). Классовое понимание идеологии, на наш взгляд, снижает возможности идеологии, ее коммуникатив­ные способности к созданию диалога «власть — общество».

Культурологическое объяснение феномена идеологии предполагает рассмотрение ее в контек­сте культуры, а именно как важного элемента культуры. По­добная традиция была заложена в работах М. Вебера, К. Мангеима, Э. Дюркгейма, согласно воззрениям которых природу и содержание идеологии следует выводить из субъективных ценностей, актуализированных группой, индивидом и высту­пающих в качестве мотивов их деятельности.

Особое значение идеологии в обществе обусловлено, по М. Веберу, заданностью политических идеалов религиозными норма­ми. Эти нормы и ценности предписывают определенный об­раз жизни, действия и являются культурным кодом, позволя­ющим понять специфику политических форм жизни в конк­ретном обществе. Мотивации могут разрушать­ся всякий раз под воздействием прогресса общества. Тогда возникает потребность в новых смыслах и ориентациях.

Данный культурологический подход развивают и некоторые современные исследователи, в частности Э. Шилз, У. Матц и др. Их интересует значение идеологий в социальном прогрессе.

Основные положения теории Э. Шилза заключаются в сле­дующем. Во-первых, понятие идеологии применимо только к такой системе убеждений, которая закономерно выходит на политическую сцену во время серьезных общественных кри­зисов. Во-вторых, идеология как политическое мировоззре­ние представляет собой такую систему ценностей, которая имеет силу веры и потому обладает особенно большим ориентационным потенциалом. В-третьих, ориентационные возмож­ности идеологии настолько значительны, что она способна нарушить состояние социальной анемии, обусловленное кри­зисом.

Когда прежняя картина мира и соответствующая ей система смыслов человеческой деятель­ности утрачивает свои ориентационные и мобилизационные возможности, общество вступает в состояние социальной ане­мии, т. е. безнормости. Поиск выхода из этого состояния стимулирует формирование новых идей. Более совершенное состояние общества, предлагаемое новой идеологией, вызы­вает к жизни определенную политическую практику.

К таким особенностям идеологии относят следующие:

·целостность, систематичность представленного в идео­логии знания, использование средств познания теоретического уровня;

·Появление на свет в результате деятельности идеологов, профессионалов интеллектуальной деятельности (стихийно, «сама собой» идеология не складывается);

·изначальная нацеленность на изменение или закрепле­ние существующих политических отношений и институтов;

·обусловленность интересами различных социальных групп (классов, слоев, сословий, элит и пр.);

·апелляция к целям и ценностям общественной жизни в качестве одного из главных аргументов;

·склонность к некоторой «лакировке действительности».

Большинство отмеченных особенностей идеологии доста­точно очевидно и не требует комментариев, за исключением последней. Данная «неординарная» особенность функциониро­вания идеологии вызвана к жизни двумя обстоятельствами.








Дата добавления: 2016-01-26; просмотров: 909;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.005 сек.