КАРИБСКОЕ МОРЕ, МЕКСИКА И ТЕХАС
ураган «Гильберт», 12‑19 сентября 1988 г.
Гигантский ураган «Гильберт» погубил более 350 человек в районе Карибского моря, Мексики и Техаса с 12 по 19 сентября 1988 г. Национальный центр ураганов определил его как самый яростный ураган и самый ужасный шторм в западном полушарии.
* * *
Четырехкилометровую полосу сплошных разрушений оставил самый ужасный ураган, когда‑либо поражавший Западное полушарие, пересекая с 12 по 19 сентября 1988 г. Карибское море. Он причинил ущерб на сумму почти 10 миллиардов долларов и погубил более 350 человек. Скорость ветра над Карибским морем достигала 320 километров в час.
В большей или меньшей мере все пострадали в местах, где он прошел: в Карибском море, на Гаити, Виргинских островах США, Виргинских островах Британии, в Сент‑Люсии, Пуэрто‑Рико, Доминиканской Республике, на острове Кайман и особенно на Ямайке. Мексиканский полуостров Юкатан, который ураганы обычно обходят стороной, в этот раз получил огромные повреждения. В Браунсвилле (Техас), где ураган, в конце концов, вышел на берег, повреждения оказались значительно меньше. Ураган продолжал двигаться дальше. По пути он образовал 41 торнадо, в которых погибли 3 человека в Техасе и Оклахоме. Ураган затопил прибрежную территорию рек в этих штатах и распространил влажность на север до Чикаго. Его последней жертвой стал 50‑летний пилот из Санта‑Фе (штат Нью‑Мексико), погибший 17 сентября. Его самолет попал в проливной дождь возле города Маскоги, что к северо‑востоку от Оклахома‑Сити, и развалился на части.
«Гильберт» начал свое недолгое, но разрушительное существование у побережья Африки в конце августа. Прошел с пассатами до восточной части Карибского моря, где объявился в начале сентября 1988 г.
В воскресенье 11 сентября он задел южный мыс Гаити, утопив 10 человек и сотни голов скота. Заодно уничтожил урожай бананов и отрезал все дороги на полуостров. Одновременно ветры ударили по Доминиканской Республике, а также Виргинским островам США и Британии. На Виргинских островах разрушения были незначительные: повалены столбы линий электропередач, остановлена работа электростанций, на Виргинских островах Британии еще пострадали посевы и скот. В Доминиканской Республике от наводнения на обширной территории погиб урожай. На острове погибли 5 человек, 100 семей остались без крова, главная распределительная электростанция вышла из строя, оставив без света большую часть столицы республики Санто‑Доминго.
На пути движения «Гильберта» оказался остров Ямайка, который ураганы обходили стороной 37 лет. В 9 часов 12 сентября ураган врезался в остров со всей силой. К тому времени сила ветра в «Гильберте» достигала скорости 230 километров в час. Ураган обрушился на Кингстон, пронесся через банановые плантации и животноводческие фермы, поднял крыши с 80 процентов домов на острове. Деревья были срезаны так ровно, будто над местностью прошлась огромная пила. Каждые четыре из пяти домов стали непригодными для жилья. Более миллиона человек получили повреждения, а 500000 лишились крова.
В Кингстоне 82 пациента национальной больницы легочных заболеваний были поспешно эвакуированы после того, как ураган сорвал 15 метров крыши, разбросав деревянные балки, точно зубочистки, по больничному саду.
В другой больнице ураган разрушил кухню и затопил родильное отделение. Спустя два дня доктора и медсестры принимали роды, стоя в резиновых сапогах в воде, покрывавшей пол трехсантиметровым слоем.
Население Ямайки составляло 3,4 миллиона человек. Четверть его проживала в Кингстоне. 70 процентов зданий города было разрушено или повреждено.
На Ямайке погибли 25 человек, вся домашняя птица и урожай бананов. Несколько дней отсутствовала связь с внешним миром. В целом причиненный ущерб составил 8 миллиардов долларов. Это стало крупнейшим национальным бедствием в истории острова.
Ураган еще не закончил разорений. Поддерживаемый тропическими водами Карибского моря он набирал силу. Американские и советские самолеты входили в ураган с исследовательскими целями (советские базировались на Кубе). Исследователей поразило давление внутри «глаза бури» – 638 мм ртутного столба. Это самое низкое давление, зарегистрированное когда‑либо внутри ураганов в Западном полушарии. Единственный раз более низкое давление в урагане – 652 мм – было отмечено 12 октября 1979 г., внутри «глаза урагана» «Тип», промчавшегося через Тихий океан между Лусоном на Филиппинах и островом Иводзима в западной части Тихого океана.
Ураган «Гильберт» имел еще одну особенность. Как правило, «глаз бури» достигает 30‑40 километров в поперечнике, «глаз» «Гильберта» – лишь около 13. Таким образом, он больше напоминал торнадо, а не ураган. Это, по мнению аналитика климата из университета Пенсильвании Фредерика Дж. Гадомских, объясняет чрезвычайную интенсивность движения – до 320 километров в час – внутри «стенки глаза».
Во вторник 13 сентября к вечеру ураган набрал силу 5 бурь – наивысшей степени. Оправдывая название самого неистового урагана столетия, он направился на запад. Прошел 30 километров по югу Кайманских островов, повалив деревья и нарушив электрические и телефонные сети, и двинулся прямо на американский полуостров Юкатан. С порывами ветра до 350 километров в час и волнами высотой до 7 метров «Гильберт» на рассвете 14 сентября (в среду) ворвался на Юкатан.
Предыдущей ночью 20000 человек, проживающих на прибрежных территориях, включая 6000 туристов (90 процентов которых – американцы), эвакуировались с приморских курортов Кинтана РОО и разместились в школах, больницах и правительственных учреждениях внутри страны.
Очень хорошо, что они так поступили, потому что, как и на Ямайке, ураган начал срывать крыши домов, вырывать с корнем деревья, разрушать доки и валить коммуникационные опоры. Он «прорезал» через Юкатан полосу длиной 145 километров, уничтожив банановые пальмы, сровняв с землей хижины и воздав должное небольшим деревушкам на краю мифических юкатанских джунглей, где руины майя соперничают с подземными призрачными городами. Ужасно пострадал город Канкун. Предприятия были разрушены, всюду валялись обломки. Погибли 17 человек, 300000 остались без крова, 90 процентов зерновых и фруктов было уничтожено. В Канкуне и Косумеле перестали существовать шикарные курортные отели.
А ураган тем временем продолжал бушевать. Гондурас, Никарагуа и Гватемала сообщали о смертельных случаях главным образом из‑за наводнений, о значительных потерях урожая и поголовья скота.
Стена дождя обрушилась на Браунсвилл и Галвестон (Техас). Более 175000 человек были эвакуированы из северной Мексики. Городские власти острова Галвестон просили 70000 человек покинуть его. В Хьюстоне должностные лица из космического агентства отложили запуск «Шаттла» (первого со времен катастрофы «Челленджера» в январе 1986 г.), так как угроза урагана мешала работе инженеров. Заключенные четырех тюрем на территории Хьюстона были перевезены на время урагана подальше на север. Предупреждение об урагане послали из Тампико на север Мексики в Порт‑о‑Коннор, расположенный на побережье Техаса. Наблюдение за ураганом было продолжено до Луизианы.
Десятки торнадо, порожденные ураганом, закружились по низине Рио‑Гранде в Техасе и принесли порывы ветра до 130 километров в час. Они срывали крыши с домов и магазинов, переворачивали передвижные домики и автомобили. Торнадо сорвали крышу с многоквартирного дома в Браунсвилле.
Служба охраны на побережье Техаса получила сигналы о помощи с трех лодок, пытавшихся уйти от шторма, но застигнутых бурными волнами. Вертолеты быстро обнаружили одну лодку «Кай‑II» из города Венис и подобрали команду из 5 человек. Однотипное судно «Кай‑I» село на мель, 3 человека команды спаслись так же, как с третьей лодки.
В общей сложности 20000 человек оставались в укрытиях на территории Браунсвилла. Такое же количество пряталось в убежищах Матамороса по другую сторону границы, включая 3000 человек, укрывшихся в железнодорожных вагонах.
Ветры урагана на полуострове Юкатан ослабли, а «глаз» расширился с 13 километров до 80. Последний удар ураган нанес в пятницу 16 сентября в 17.30 (день независимости Мексики). Удар прошелся к югу от пограничного города Матамороса (Мексика). Ветер достигал 190 километров в час – скорость, вполне достаточная для того, чтобы валить деревья, разорять дома и творить самые трагические события на своем 4‑километровом переходе.
Четыре автобуса, в которых, по сообщениям, находились 200 пассажиров, застряли около вышедшей из берегов реки Санта‑Катарина недалеко от Монтеррея. Стараясь избежать наводнения, водители неблагоразумно повели автобусы в объезд и вскоре завязли на автостраде, затопленной бушующими водами Санта‑Катарины.
Охваченные паникой пассажиры взобрались на крыши автобусов, где оставались шесть часов, борясь с ветром и дождем. Тем временем вода вокруг медленно поднималась. Спасатели пытались пробраться к пассажирам, но безуспешно. Четверо полицейских утонули, когда перевернулся трактор, на котором они пытались добраться до автобуса. Два спасателя были смыты потоками воды.
В конце концов автобусы упали, сбросив пассажиров в бушующие волны. Течение отнесло их мимо спасателей. Только 13 из 200 пассажиров спаслись. Некоторых из утонувших вылавливали за 55 километров от места трагедии. Тела других так и не обнаружили.
В общей сложности ураган «Гильберт» унес жизни более 350 человек. Еще 750000 человек остались без крова. Ущерб, причиненный самым ужасным ураганом нашего века составил, по крайней мере, 10 миллиардов долларов.
Позитивным моментом воздействия урагана было следующее: он показал, что отвечающие новейшим требованиям методы предсказания и желание населения следовать предупреждениям, без сомнения, уменьшили трагические потери, они, к счастью, не соответствовали трагической мощи и интенсивности урагана. Случись подобный ураган 75 лет назад, число жертв было бы в сотни раз больше.
КАРИБСКОЕ МОРЕ
ураган «Джоан», 17‑23 октября 1988 г.
Первый Атлантический ураган, который пересек береговую линию и продолжал разрушения как тихоокеанский тропический шторм, – ураган «Джоан» – погубил 500 человек, оставил без крова 60000 и разрушил десятки деревень и городков в зоне Карибского моря с 17 по 23 октября 1988 г.
* * *
Второй смертоносный ураган, зародившийся в Атлантическом океане, стал первым зарегистрированным Атлантическим ураганом, который прошел над сушей и продолжал разрушения в качестве шторма в Тихом океане. Опустошив 22 октября часть территории Никарагуа, он направился через Тихий океан, приняв новое имя и новую индивидуальность. Ослабев от перехода через сушу, он стал тихоокеанским тропическим штормом «Мириам» и угрожал Сан‑Сальвадору, Гватемале и Мексике.
Почти 500 человек погибли в Никарагуа, Коста‑Рике, Панаме, Колумбии и Венесуэле, пока ураган «Джоан» 6 дней бушевал в Карибском море и, в конце концов, ветрами со скоростью 250 километров в час обрушился на побережье Никарагуа у Блуфилдса. Город с шестидесятитысячным населением был разрушен на 90 процентов. «Практически исчез с карты», – написала ежедневная газета Манагуа «Эль нью‑Диарио».
Глубоководный порт Блуфилдс, построенный болгарскими инженерами, разрушился на 60 процентов. Ветер вырывал волноломы, стаскивал 10‑тонные бетонные секции с якорей.
Дома раскалывались на части, плотины и дамбы рухнули, потоки грязи похоронили под собой целые деревни. Заводы, перерабатывающие креветок в Эль‑Блуффе, недалеко от Блуфилдса были буквально раздавлены. На островах Коры, лежащих в 70 километрах к востоку от Блуфилдса, ураган уничтожил все дома. А на острове Грейт‑Коры разрушил единственную клинику.
Многочисленные беженцы‑контрас, жившие около Манагуа в хижинах вдоль рек, были вынуждены спасаться бегством из хижин, смытых ревущими, переполненными реками.
Только в одной Никарагуа погибли 360 человек, 178 получили серьезные повреждения, 110 человек были объявлены пропавшими без вести и 29000 лишились крова. Потоки воды снесли 76 мостов.
«Это могло бы стать самым ужасным природным бедствием в истории Центральной Америки, но люди не признают его таковым, потому что число жертв не достигло 50000», – прокомментировал министр социального обеспечения Никарагуа Ренальдо Антонио Тефель.
8 человек погибли в соседней Коста‑Рике, когда в городе Нейли, в 16 километрах от границы с Панамой, прорвало плотину. В горах Коста‑Рики в реке Терраба уровень воды из‑за проливных дождей повышался почти на 1,5 метра в час. В результате она вышла из берегов и затопила деревню Кортес, вынудив 2000 жителей спасаться бегством. По всей территории Коста‑Рики было разрушено 1500 домов, 6 больниц и оздоровительных центров серьезно пострадало. Срочно пришлось эвакуировать 55000 человек.
Но самые большие человеческие и экономические потери понес Никарагуа. Коммунистическое правительство сандинистов отказалось принять помощь от соседних государств. Вопреки человеческому отношению к жертвам стихийных бедствий, администрация Рейгана не смогла отозваться на просьбу Никарагуа о помощи и не послала ничего. Куба и Советский Союз доставили 25000 тонн продовольствия, медикаментов, других предметов первой необходимости. Прибыли 300 рабочих‑строителей для восстановления 1000 домов в Блуфилдсе.
70 процентов рыболовного флота пришло в упадок. Все посевы на юге Никарагуа и более 600000 акров дождевых лесов оказались невосполнимыми. «При достаточном количестве помощи можно отстроить город с населением в 25000 человек, – сказал министр внутренних дел Томас Борге. – Но экологический ущерб, нанесенный нашим рекам и лесам, является апокалиптическим».
Похожий вывод был сделан и сандинистским комментатором Софией Монтенегро, которая окрестила свою страну «нацией Сизифов». «Богом проклятая страна», – отозвалась Монтенегро в правительственной газете «Баррикада».
«Еще раз в руинах! – восклицала она. – Сколько раз придется нам отстраивать то, что разрушено? Эта новая катастрофа разрушительная, но более всего несправедливая по отношению к стране, и так уже истощенной войной и вражеской осадой. Остается ощущение, что все попытки возродить Никарагуа тщетны и безнадежны. На фоне агрессии ураган кажется не капризом природы, а скорее шуткой, отвратительным тайным союзом неизвестно каких индейских богов против наших нелепых усилий простых смертных. Он порождает странный и чуждый бунт против нашей очевидной обреченности снова и снова сеять, никогда не собирая урожая».
КУБА
Октября 1926 г.
Все окна в Гаване (Куба) были выбиты силой урагана, промчавшегося через Кубу 20 октября 1926 г., погубив 650 человек и оставив без крова 10000 человек.
* * *
Громадный ураган, 6 часов свирепствовавший на Кубе с раннего утра до полудня 20 октября 1926 г., вобрал в себя ветры, кружащие со скоростью 210 километров в час и с силой, вполне достаточной, чтобы выбить все окна в нижней части Гаваны, погубить 650 человек и оставить без крова 10000, потопить десятки судов в порту Гаваны и причинить ущерб в 100 миллионов долларов.
С ревом ворвавшись в порт Гаваны ранним утром 20 октября, ураган нагнал волны высотой до 7,5 метров. Они затопили громадные пароходы типа «Пуэрто Тарафа», сразу погрузившегося на дно с командой на борту. «Максимо Гомес» превратился в сокрушительную силу. Протаранив и утопив десятки кораблей, он огромной волной был выброшен на мель.
Провинции Матансас и Пикар‑дель‑Рио были опустошены. В небольшом городке Батапано, расположенном на крайнем юге провинции Гаваны, погибли 300 человек – 15 процентов его двухтысячного населения. Жители местечек Санта‑Мария‑дель‑Росарио, Фаярдо, Гуанабокоа и Микас были раздавлены обломками рухнувших жилищ. На следующий день деревни фактически исчезли с лица земли.
Когда ураган достиг высшей точки, обезумевший офицер штаба кубинской армии вышел на середину плаца и покончил жизнь самоубийством. Другие военные отреагировали хладнокровно, помогая остаткам полиции Гаваны вытаскивать людей из‑под обломков.
Прорвав плотину, морские волны затопили трамваи, автомашины, людей. Деревья ломались легко, словно были всего лишь прутиками. Одного 4‑летнего мальчика волной швырнуло о стену больницы. Рушащиеся стены и падающие автомобили калечили спасателей.
Известный американский памятник павшим на линкоре «Мейн», установленный в 1897 г. в порту Гавана, был опрокинут, его мраморные колонны треснули, а каменные орлы отвалились, взмыли в воздух, и больше их не видели.
Когда ураган отбушевал внутри страны, уничтожив посевы и фермы, и повернул к морю, направляясь в порт Ки‑Уэст, на острове вряд ли оставалось хоть какое‑нибудь средство, чтобы передать внешнему миру об ужасном разорении.
КУБА
ураган «Флора», 30 сентября‑9 октября 1963 г.
Ураган «Флора», бушевавший на Кубе 10 дней, с 30 сентября по 9 октября 1963 г., погубил свыше 1000 человек и лишил крова 175000 человек. Направившись на Гаити, он погубил там 5000 человек и оставил без крова 100000.
* * *
Пути ураганов могут быть классическими: на запад вместе с пассатами, а потом на север к полюсу, или же могут быть необычными. Именно по этой причине ураган «Флора» вызвал ужасное разрушение на Гаити и Кубе за 10 дней и ночей – с 30 сентября по 9 октября 1963 г.
Фидель Кастро обвинил США в преднамеренном утаивании от Кубы информации о надвигающейся опасности в связи с приближением урагана. Ураган уничтожил на Кубе четверть посевов сахарного тростника, 90 процентов урожая кофе, погубил более 1000 человек и оставил без крова свыше 175000 человек. Позже, видимо, сняв поспешное обвинение, кубинский лидер принял помощь США.
Продолжительность урагана еще больше усилила катаклизм на Кубе. В течение 5 дней ураган снова и снова пересекал Кубу в разных направлениях, особенно ее восточную часть. Он унес жизни 1000 человек, разрушил дома, погубил богатый урожай сахарного тростника и кофе, составлявший в 1963 г. основу экономики Кубы.
По данным Франка Дювалье, жителям острова Гаити тоже пришлось трудно. Ураган промчался через остров, повалив леса, разворотив землю, превратив ручьи в бурные реки. Дювалье известен умением занижать число жертв. Тем не менее, он признал, что десятки деревень исчезли с лица земли, 5000 человек погибли и 100000 остались без крова.
КУБА И ФЛОРИДА
Дата добавления: 2016-01-26; просмотров: 712;