Агадир, 29 февраля 1960 г.
Землетрясение и цунами опустошили 29 февраля 1960 г. порт Марокко Агадир, разрушив 70 процентов строений и погубив 12000 жителей.
* * *
В 11.45 29 февраля 1960 г., на третий день мусульманского праздника Рамадан, международный курорт Агадир во Французском Марокко подвергся одному из самых жестоких и разрушительных землетрясений нашего времени. Спустя несколько секунд после того, как земля перестала дрожать и прошла гигантская волна цунами, оказалось, что 70 процентов этого когда‑то сверкающего города лежит в руинах и 12000 его жителей погибли под развалинами некогда замечательных творений.
Некоторые землетрясения происходят без предупреждения, некоторые извещают о своем приближении. Этому землетрясению предшествовали легкие колебания, пробежавшие по городу накануне, за 24 часа до главного толчка. Это было предупреждение, на которое большинство жителей обратили внимание. Только часть ошибочно восприняла его как стук в дверь, а часть – как автомобильные выхлопы.
Две главные ударные волны прокатились по городу следующей ночью. Первая – в 22.50 – была достаточно сильной, чтобы вызвать у человека страх. Но третий толчок решил судьбу тысяч людей. Он обрушился с силой космического кулака, который внезапно прошелся по лицу Земли, располосовал его на части. А потом, через шесть секунд, повторил все снова. Роскошные отели, набитые американскими и европейскими туристами, жилые и общественные здания, рынки, Касба, который многие века стоял в нищете па склоне холма, возвышаясь над всеми и вся, – все исчезло.
Одновременно прорвало городской водопровод, и вода, так нужная для тушения возникающих повсюду пожаров, фонтанами хлынула наружу. Но тушить пожары было некому, потому что городская пожарная станция была разрушена и большинство пожарных мертвы. Прорвались канализационные трубы, выпустив на волю десятки тысяч мародерствующих крыс.
Дно Средиземного моря вспучилось и породило гигантскую волну цунами. Она с сокрушительной силой обрушилась на берег и прокатилась вглубь на 300 метров, смывая все на своем пути.
В гавани лодки бросало, кок игрушки, и они с треском бились друг о друга. Над поверхностью моря поднимались облачка пара – это в морском дне открывались и закрывались провалы. Летчик, который позже пролетал над городом, описывал все это так: «Все выглядело так, словно по городу прошелся великан и растоптал его».
Проводить спасательные работы и оказывать пострадавшим помощь город сам не мог. На рассвете в город вошли военнослужащие французской армии и сошли моряки Шестого Американского флота, стоявшие неподалеку на якоре. Они расстреливали крыс, которые уже начали разносить чуму среди спасшихся людей. Военные откапывали оставшихся в живых людей, чьи голоса раздавались из‑под руин.
Один рассказ о спасении носил характер сказки. Миссис Маргарет Сью Мартин, жена лейтенанта ВМФ США, пролежала 40 часов распростертой среди обломков отеля «Саада». Ее откапывал французский лейтенант. Чтобы поднять ее дух, он похвалил ее красоту. «Но откуда вы знаете, ведь вы видите только мои ноги?» – будто бы спросила миссис Мартин. С классической французской галантностью тот ответил: «Такая отважная женщина должна быть красавицей».
Чтобы освободить ее, требовалось еще много часов тяжелого труда. Но обследовавший состояние ее ног доктор сказал, что в течение часа она умрет.
Однако она выжила и сообщила газетчикам причину: «Через то отверстие на меня светило солнце. Вокруг столпились люди. Все они подбадривали меня и как будто плакали. Думаю, что я тоже плакала, но плакала от счастья…»
МЕКСИКА
Сентября 1973 г.
700 жителей Юго‑востока Мексики погибли и десятки тысяч остались без крова в результате землетрясения, произошедшего 29 сентября 1973 года.
* * *
Разразившееся 29 сентября 1973 г. в 3.51 землетрясение силой 6,5 балла захватило на Юго‑Востоке Мексики зону протяженностью в 500 километров. Его эпицентр находился где‑то в районе городов Сердан, Техуакан и Оризаба. Внезапный толчок унес жизни 700 человек, большинство которых находилось в кроватях. В общей сложности в провинции Пуэбла и Веракрус значительным разрушениям подвергся 21 населенный пункт, включая деревни, города и местечки, расположенные в горных районах гряды Сьерра‑Мадре. Десятки тысяч людей остались без крова.
Огромные расселины, появившиеся в этих местах, проглотили старинные церкви. Особенно широкие и глубокие расселины протянулись от потухшего вулкана Пико‑де‑Орисаба, стоявшего как раз в середине местности.
МЕКСИКА
Мехико, 18–19 сентября 1985 г.
18–19 сентября 1985 г. город Мехико подвергся атаке двух следовавших одно за другим землетрясений. Сила первого определялась в 8,1 балла по шкале. Рихтера, второго – в 7,5 балла. При этом погибли 5526 человек, 40000 человек получили ранения и 31000 человек осталась без крова.
* * *
Эпицентры обоих чудовищных землетрясений, что 18–19 сентября 1985 г. обрушились на Мехико, находились в прибрежной полосе, вдоль которой ложе Тихого океана уходит под Мексиканское побережье. Заходя в этом месте под материк, ложе океана уходит вниз и образует Среднеамериканский разлом (желоб), идущий параллельно береговой черте. Как утверждают специалисты, занимавшиеся позже этой проблемой, постоянное давление, создаваемое вдоль этих трущихся друг о друга плит, «является причиной многочисленных землетрясений… возникновение которых похоже на высечение искры из огнива». Один из сейсмологов сказал: «Это должно было непременно случиться в самое ближайшее время».
Это ближайшее время выпало на утро 18 сентября, когда большинство горожан бодрствовали. Одни были на работе, дети в школе, кто‑то смотрел телевизор, который сначала мигнул, а потом и вовсе померк. Сотни зданий города Мехико рухнули сразу. Другие продолжали разрушаться в течение дня, по мере того как их расшатанные каркасы постепенно разваливались.
Многие жители чувствовали себя так, словно здания начали раскачиваться взад и вперед, а потом приседать и снова подниматься. Мебель срывалась с места, холодильники переворачивались, оконные рамы распахивались, книги и картины летали по воздуху, двери и жалюзи хлопали и скрипели петлями. Некоторым казалось, что они очутились на море в сильный шторм.
Другие рассказывали, что слышали, как со звуком, подобным ружейному выстрелу, лопались стены домов.
Обрушился 12‑этажный отель «Принципиало» и похоронил под собой 140 постояльцев. Из них 39 остались в живых. Очевидцы говорили, что видели на углах улиц плачущих по родителям школьников, в то время как земля гудела под ногами.
Обычный для Мехико «смог» медленно превратился в тучи пыли и дыма, которые поднимались от развалин. На Авенида Хуарес спасатели, войска и добровольцы откапывали заваленных людей, используя любые подручные средства.
В окрестностях города происходили такие же трагедии. В Гузмане, штат Халиско, во время утренней мессы обрушился собор, под обломками которого погибли, по крайней мере, 26 человек.
В 19.35 следующего дня, когда спасательные работы вступили в организованную стадию, произошел второй толчок, который обрушил здания прямо на головы спасателей.
Отель «Дель‑Карло» был похож на разбитый аккордеон, когда он затрещал и упал сам по себе.
То здесь, то там взгляд натыкался на страдания отдельных людей. По улицам в поисках семьи бродил Артуро Лара Ривас. Пробираясь среди груд кирпича, мимо чужих распахнутых окон, он время от времени шептал слова успокоения своей канарейке, которую нес в погнутой клетке.
Мария де Лос Анхелос Лара Ривера экспансивно разговаривала с журналистами. «О, я была так напугана, – говорила она всем, кто только слушал ее. – Все качалось и качалось, потом люди закричали: «Беги, беги! Здание сейчас упадет». Но, Боже, куда бежать, мы не знали». Пока она разговаривала с корреспондентом газеты Валентином Замора Ороско, за ее спиной рухнуло здание общеобразовательной школы, подняв гулкий фонтан зеленого кирпича и битого стекла.
Хоее Костельо в покрытой пылью фетровой шляпе, сидя на скамейке в правительственном убежище, рассказал, что прилип к стене спальни «как пьяный», что его сестра висела на дверной ручке. «Когда раздался грохот, – говорил он журналистам, – мы выбрались наружу, держа в руках только нашу белую голубку Линду, одежда болталась только у нас за спиной».
В правительственных учреждениях 18 районов столицы были устроены временные морги. Когда они были переполнены, тела стали свозить на городской бейсбольный стадион, где их складывали прямо на игровом поле. Рабочие и пешеходы на улицах носили голубые хирургические маски или закрывали носы шарфами и носовыми платками, чтобы защититься от поднимающегося зловония смерти.
Когда результаты спасательных работ были налицо, увидели, что землетрясение затронуло только небольшую часть города. Но, по трагическому стечению обстоятельств, эта часть оказалась самым густонаселенным районом. Десять квадратных километров полного опустошения приходились на Авениду Хуарес, площадь Республики и окрестности южной части Авениды Инсурхентес. В гигантском жилом массиве Нуева Леон когда‑то проживали 200 семей. Теперь он просто перестал существовать. Стоявшая по соседству главная больница тоже рухнула, унеся жизни 600 больных и всех сотрудников.
Прибывшие в Мехико специально обученные собаки и специалисты по оказанию помощи из Франции, Швейцарии, Западной Германии и США немедленно приступили к спасательным работам, отыскивая признаки жизни под тоннами мусора и обломков. Когда поисковые собаки начинали лаять, это означало, что они обнаружили тело. Спасатели тотчас мчались на место и начинали раскопки.
Воскресным утром 22 сентября, спустя всего два дня после подземных толчков, произошел интернациональный инцидент. Мексиканские солдаты сказали французским рабочим, что те работали слишком медленно. Мексиканцы не слишком вежливо предложили тяжелыми кранами проделать в главной стене отверстия. На что французы ответили, что тогда обрушится их тоннель, в котором было два живых человека. Спор начал быстро разгораться и перешел на крик. Тогда французы, чья гордость была уязвлена, ушли прочь. И только родственники заваленных в тоннеле, но еще живых людей смогли упросить их вернуться к работе. Мир был восстановлен, и мексиканские солдаты отправились копать в другое место.
Еще одно происшествие касалось младенца, родившегося незадолго до землетрясения. Это была недоношенная девочка, которую поместили в инкубатор. Как только дверь инкубатора захлопнулась, на него упали все верхние этажи больницы, накрыв и ребенка, и инкубатор тоннами стали и бетона.
Спустя 55 часов спасатели добрались до этого места. Поверх инкубатора легла тяжелая стальная балка, которая и защитила его. Ребенок в слегка погнутом инкубаторе был жив и здоров.
НЕПАЛ И ИНДИЯ
Августа 1988 г.
По Северной Индии и по прилегающим к этой территории районам Непала 21 августа 1988 г. прокатилось землетрясение силой 6,5 балла. Непроходимая территория сделала чрезвычайно трудным, почти невозможным, проведение спасательных работ и определение количества человеческих жертв. Предполагается, что во время землетрясения погибли от 1000 до 1500 человек, десятки тысяч получили ранения и сотни тысяч остались без крова.
* * *
Землетрясение силой 6,5 балла, эпицентр которого находился восточнее Дарбханга (Северная Индия), особенно разыгралось на границе с соседним Непалом. Для индийского штата Бихар и для Непала это было самое страшное землетрясение за последние 54 года. В Непале оно унесло 700 человеческих жизней и от 300 до 800 – в Индии. Десятки тысяч людей получили ранения, и сотни тысяч остались без крова.
Определить точные цифры погибших не представлялось возможным из‑за особенностей пострадавших территорий.
Причин для многочисленных человеческих жертв было более чем достаточно. Муссонные дожди, очень обильные на протяжении трех лет, вызвали наводнения в районе Дарбханга и смыли летний урожай риса. Кроме того, они значительно ослабили почву под строениями в городах и деревнях, что вызвало моментальное разрушение тысяч зданий в городах Дарбханга. К тому же первые толчки начались незадолго до рассвета, когда большинство жителей находилось в постелях, что стало причиной многочисленных жертв в этом относительно малонаселенном районе мира.
«Послышался нарастающий гул, который казался жутким, демоническим» – так рассказывал о приближении землетрясения Ишрар Джа, автомеханик, проживающий в индийском городе Патна. Он, как и другие люди, говорил, что десятки тысяч людей выбежали на улицы и поля этого раскинувшегося во все стороны города, когда начались первые толчки. «Казалось, что наступил конец света», – заметил Бешан Джа, фермер, который привез своих тяжелораненых жену и малолетнего сына в больницу медицинского колледжа Дарбханга. Больница была переполнена до такой степени, что больных укладывали прямо на полу в коридорах.
В Непале, одной из наименее развитых стран мира, где население живет в основном у подножия Гималаев, количество погибших оказалось гораздо больше и размеры разрушения значительнее. Через три дня после землетрясения из‑под развалин деревень в зоне землетрясения было извлечено 700 тел погибших. Тысячи людей получили ранения. Считается, что гораздо большее количество человек было погребено многочисленными оползнями, вызванными землетрясением. В отличие от Индии, имеющей широкую сеть ирригационной системы, базирующейся на грунтовых водах, фермы Непала, в основном, используют дождевую воду. И эти ирригационные каналы также внесли свой вклад в снижение устойчивости склонов гор в районах деревень.
18000 каналов были либо разрушены, либо сильно повреждены. Общие потери оценивались в десятки миллионов долларов. Свыше миллиона долларов было выделено пострадавшим США, Европейским содружеством, Австралией и Британией. США доставили для бедствующих стран свыше 200000 квадратных метров полиэтиленовой пленки для создания временных укрытий, так как многие семьи боялись входить в свои старые жилища. «Еще один сильный дождь – и все рухнет», – объяснил ситуацию фермер из Непала, когда его семья забилась под импровизированный тент, по которому яростно барабанил очередной дождь.
НИКАРАГУА
Манагуа, 21–22 декабря 1972 г.
75 процентов города Манагуа (Никарагуа) было разрушено землетрясением 21–22 декабря 1972 г. При этом 7000 человек погибли и 200000 человек остались без крыши над головой.
* * *
Первый жестокий толчок потряс столицу Никарагуа – город Манагуа в 11.10 21 декабря 1972 г. Десять минут спустя последовал второй, не причинивший разрушений, но вызвавший ужас людей. В 1.10 22 декабря по городу прокатился третий толчок из этой серии. Он был более чувствительным, его сила оценивалась в 6,25 балла по шкале Рихтера. За ним последовали еще малые толчки, которые так сотрясали городские здания, словно они были сложены из кубиков.
До этого Манагуа уже дважды подвергался разрушениям в результате землетрясений и пожаров. Первый раз – в 1885 г., затем – в 1931 г. В этот раз город снова сровнялся с землей. Он превратился в сущий ад, в котором погибли 7000 человек и 200000 человек остались без крова. 75 процентов городских строений было разрушено, еще 10–15 процентов грозили вот‑вот обвалиться. Население города с 325000 человек уменьшилось до 118000 человек.
Первые толчки 22 декабря собрали свои жертвы. Крушение зданий сопровождалось взрывами, которые раздирали землю, оставляя на ее поверхности расселины и огромные провалы. Из расселин били фонтаны серного дыма. Город охватили многочисленные пожары, с которыми нельзя было справиться из‑за массовых повреждений водопроводной сети.
Оставшиеся в живых люди в предрассветной мгле в панике бежали из города. «Вдоль улиц были разбросаны сотни изувеченных трупов, – описывал потом обстановку тех минут один из очевидцев. Некоторые еще были завернуты в простыни, у некоторых отсутствовали головы, руки и ноги».
Связь с внешним миром прекратилась, когда рухнули трансляционные вышки. Правда, один человек, по имени Энрике (больше о нем ничего неизвестно), передавал сообщения о землетрясении по своему радиолюбительскому передатчику. Он стал единственным связующим звеном между Манагуа и остальным миром. «Люди охвачены паникой, как зомби бегут по улицам, – вещал он. – Здания дают трещины. Лица, руки и ноги людей, покидающих свои жилища, покрыты кровью. Катастроф, подобной этой, мы никогда не видели».
Всю ночь полыхали пожары. С воздуха Манагуа выглядел так, словно подвергся массированному бомбардировочному удару. На рассвете командующий армейским инженерным корпусом полковник‑лейтенант Хосе Алагрет ввел в город своих людей, чтобы пресечь буйно процветавшие грабежи и оказать помощь в проведении спасательных работ. Увиденное потрясло его. «Это город, которого уже нет», – просто, но выразительно сказал он.
Единственно возможным было решение разрушить то, что уцелело, и начать все строить заново. Некоторые люди оставались в городе и теперь бродили по задымленным развалинам. Была предпринята попытка освободить руины города от людей, чтобы из‑за разложения трупов не началась эпидемия. Правительство Никарагуа снизило поставки городу продовольствия, оставив только свободное распределение воды в бутылках и других напитков.
Прибыла команда уничтожения из США, чтобы наряду с другими строениями уничтожить и сильно пострадавшее здание посольства США. Пожарное подразделение объявило город «зараженной зоной» и стало завершать его полное разрушение. Все посыпали известью, потому что теперь руины превратились в место массового захоронения погибших во время землетрясения людей.
Грабежи и мародерство продолжали процветать, особенно после того, как войска прекратили все попытки противостоять им. Сотни людей совершали рейды на центральный рынок, к универмагам, унося с собой все, что поддавалось транспортировке, включая швейные машины и одежду.
За городом была вырыта общая могила, где похоронили 2000 человек. Впоследствии другие трупы сжигали прямо на месте.
США оказали помощь на сумму 3 миллиона долларов. Поставки продовольствия и других необходимых средств шли со всех концов света.
В нескольких километрах от Манагуа никаких разрушений не было. Это еще раз подтвердило мнение геологов, много раз предупреждавших власти о том, что город построен на разломе. Будь он возведен всего в 50 километрах в стороне, он избежал бы двух предыдущих трагедий.
Урок из катастрофы извлечен не был, город снова построен на прежнем месте. Значит, надо опять ждать, что он подвергнется разрушительному землетрясению.
ПОРТУГАЛИЯ
Дата добавления: 2016-01-26; просмотров: 914;