Гражданское общество
Если из многообразия общественных отношений, взаимодействий, статусов, ролей, институтов вычесть только те, которые относятся к политической сфере, то оставшаяся часть отношений называется в социологии гражданским обществом. Оно включает семейные, кровнородственные, межэтнические, религиозные, экономические, культурные отношения, отношения различных классов и слоев, т.е. все то, что неподконтрольно государству. В социологии это понятие появилось благодаря работам Г.Гегеля и К. Маркса. У Гегеля «гражданское общество» предстает как промежуточный институт между семьей и политическими отношениями в рамках государства. У К. Маркса термин «общество» редко употребляется сам по себе. По мнению классиков, «гражданское общество есть подлинный источник и театр всей истории». Таким образом, объяснение политических событий, изменения в праве и развитии культуры надо искать в развитии структуры гражданского общества. Между принудительными государственными отношениями и экономической сферой производства пролегает область граж-
данского общества, а именно — область социальной жизни, которая выступает в качестве феномена согласия гражданского и индивидуального.
Типология обществ
Существует множество способов классификации обществ. Согласно марксистской традиции, тип общества определяется способом производства, то есть тем, как используются и контролируются экономические ресурсы.
Классификация обществ может быть составлена на основе господствующих в них религий (например, православия) или языка (франкоязычное общество). Г. и Дж. Ленски классифицировали общества в соответствии с основными способами получения средств к существованию, но в то же время выявили и другие важные их черты.
1. Общества, живущие собирательством и охотой. Большинство таких обществ обычно ведут кочевой образ жизни, занимаются охотой, сбором ягод, корений и другой съедобной растительной пищи. Охотники и собиратели имеют самые примитивные орудия труда: каменные топоры, копья, ножи. Имущество этих людей ограничено самыми необходимыми предметами, которые они носят с собой, кочуя с места на место. Их социальная жизнь организуется на основе родственных связей. Политические структуры в этом обществе почти не существуют, во главе его обычно стоит старейшина или вождь.
2. Огороднические общества впервые возникли на Ближнем Востоке примерно за четыре тысячи лет до нашей эры. В дальнейшем они получили распространение от Китая до Европы и сохранились до настоящего времени, главным образом в Африке, на юге Сахары. Так же как в обществе охотников и собирателей, огороднические общества не производят прибавочного продукта: люди трудятся, используя лишь мотыгу, не в состоянии создать высокопроизводительную систему сельского хозяйства. Политические структуры этих обществ имеют до двух социальных слоев. Система родственных связей также является основой социальной структуры данных социумов.
3. Аграрные общества впервые возникли в Древнем Египте. Благодаря возросшей продуктивности сельского хозяйства, они могли производить больше продуктов, чем требовалось для обеспечения сельского населения. Это создало возможность для возникновения городов, ремесел и торговли. На основе аграрных обществ возникло государство, была изобретена письменность, появились первые денежные системы и расширилась торговля. Стали складываться более сложные политические организации, поэтому система родственных связей перестала быть основой социальной структуры общества. Тем не менее родственные связи продолжали иг-
рать важную роль в политической жизни — крупные гражданские и военные должности переходили от отца к сыну, большинство коммерческих предприятий были семейными.
4. Промышленные общества возникли лишь в конце XVIII в. под влиянием индустриализации Великобритании. Самые передовые современные промышленные общества сложились в Северной Америке, Европе, в Восточной Азии. Как и при переходе от огороднических обществ к аграрным, совершенствование технологии и использование новых источников энергии сыграли основную роль в развитии промышленных обществ. Промышленное производство связано с применением научных знаний, необходимых для управления производственным процессом. Физический труд человека уступает место использованию тепловой, электрической, а в дальнейшем и атомной энергии.
Создаваемый прибавочный продукт промышленного общества настолько велик, что обеспечивает жизнь больших масс населения, сосредоточенных в крупных городах. В большинстве промышленных обществ сложились высокоразвитые системы государственного управления, включающие бюрократический аппарат и мощные вооруженные силы. В то же время индустриализация способствует дальнейшему ослаблению роли семьи.
Устойчивым в социологии является деление общества на традиционное, индустриальное и постиндустриальное. Под традиционным понимается общество с аграрным уклоном, с малоподвижными структурами. В сегодняшнем понимании традиционное общество воспринимается как примитивное и отсталое.
Термин «индустриальное общество» впервые ввел К. А. Сен-Симон, подчеркивая тем самым иную производственную основу. Другими важными чертами индустриального общества являются гибкость, социальная мобильность, развитая система коммуникаций.
Постиндустриальное общество — господство технократического государства: приоритет знаний и образования и в то же время усиления социального контроля.
Понятие постиндустриального общества впервые было введено Д. Белл ом в 1962 г. Согласно Беллу, этот новый тип экономики имеет шесть характеристик:
— широкие торговые отношения между странами;
— большой излишек товаров;
— большой сектор обслуживания;
— разнообразие товаров, доступных среднему человеку;
— «информационный взрыв»;
— «глобальная деревня» — глобальная информационная сеть связи, которая делает возможным мгновенные всемирные коммуникации.
Постиндустриальное общество характеризуется растущей властью технократов в экономической и политической жизни. В то же
время основное воздействие на принятие решений оказывают новые интеллектуальные технологии и новый интеллектуальный класс. Постиндустриальная экономика позволяет среднему человеку высокоразвитых стран жить на таком уровне, о котором несколько поколений назад только мечтали.
Эволюция общества
Даже элементарное знакомство с историей формирует представление об изменчивости, развитии общества. У социолога это представление перерастает в потребность познания основных тенденций социальной эволюции.
В XIX в. под воздействием дарвинизма прочные позиции занял эволюционизм — система взглядов, признающая объективный характер социального развития.
О. Конт определяющим фактором такого развития считал процесс знания. Развитие знания от теологической формы к научной обусловливает переход человека от военного общества к индустриальному.
Г. Спенсер видел сущность эволюции в усложнении общества. Движение общества от гомогенности к ее терогенности сопровождается ростом свободы индивидов.
Э.Дюркгейм считал, что эволюция общества сводится к переходу от механической солидарности, основанной на неразвитости индивидов, к солидарности органической, возникающей на основе разделения труда и социальной дифференциации.
Марксизм определяющим фактором социального развития считает производственные силы, рост которых ведет к смене производства.
Отличительной чертой марксизма стала настоятельное стремление соединить эволюцию с революцией. Маркс считал, что прогресс возможен только на основе кардинального обновления способа производства.
Значение эволюционизма заключается в том, что признается объективность развития общества. Однако процесс развития настолько сложен, что теория эволюционизма, несмотря на его признание, не могла ответить на вопросы, которые ставит жизнь: кризисы, распады обществ, исчезновения целых цивилизаций. Для объяснения этих явлений ученые обратились к теориям циклического развития: своеобразный замкнутый цикл подъема, расцвета и упадка — маятникообразное развитие (крайности — стабильность).
Вопросы и задания
1. Что такое общество? Дайте развернутое социологическое определение этого явления.
2. Раскройте критерии понятия общества, выделенные Э.Шилсом.
3.Обоснуйте содержание понятий «страна», «общество», «государство». Покажите, что в этих понятиях общее, а что специфическое.
4. Дайте понятие системы.
5.Что из себя представляет общество как социетальная система и каковы ее основные элементы?
6.Охарактеризуйте основные противоречия, возникающие между обществом и индивидом.
7. В чем особенности понятий «государство» и «гражданское общество»?
8. Обоснуйте главный критерий типологии общества.
9. В чем суть понятий «изменение», «развитие», «эволюция общества»?
Литература
Смелзер Н. Социология. — М.,1994.
Основы социологии: Курс лекций / Отв. ред. А. Г. Эфендиев. — М., 1993. Радугин А.А., Радугин К.А. Социология: Курс лекций. — М., 1995. Социология: Учебное пособие / Отв. ред. Э.В.Тадевосян. — М., 1995. Харчева В. Основы социологии: Учебник. — М., 1997.
Глава II
СОЦИОЛОГИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА КАК НАУКА, ЕЕ МЕСТО В СИСТЕМЕ НАУК
ВВЕДЕНИЕ В СОЦИОЛОГИЮ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
И СПОРТА
Общее представление о социологии физической культуры и спорта. Социология физической культуры и спорта как научная и учебная дисциплина. Базовые понятия учебного курса «Социология физической культуры и спорта». Содержание и структура, цель и задачи, функции социологии физической культуры и спорта. Сходство и основные отличия социологии физической культуры и спорта от других специальных наук. Исторические аспекты развития социологии спорта
Дата добавления: 2016-01-20; просмотров: 680;