Драгоценные украшения
Стремление человека украшать себя появилось повидимому, раньше, чем стремление одеваться, уже в самых древних археологических находках встречаются предметы, служащие для украшения. На рисунках эпохи неолита изображены обнаженные женщины с длинными висящими ожерельями и нагрудными украшениями. Как одежда, так и украшения подвержены изменениям моды, меняются также и материалы. Показное демонстрирование украшений также диктуется модой; в эпоху Ренессанса и барокко не только женщины, но и мужчины соперничали в этом друг перед другом.
Аграф (agrafe} - первоначально пряжка для скрепления отдельных частей одежды, позднее так стали называться и другие украшения, которые носились на одежде.
Бижутерия (из франц. bijou) — предметы украшения из менее дорогих материалов, как напр., стекло, металл, камни, керамика, кожа и пластмасса.
Браслет - тоже издревле являлся излюбленным украшением как мужчин, так и женщин. Его носили или на запястье или выше локтя. У германских воинов он был символом доблести и одновременно защитным средством в бою. С XII века браслет становится исключительно женским украшением.
Брелок — небольшое украшение из металла, фарфора, слоновой кости и под., которое вешалось на цепочку мужских часов. Брелки были в большой моде в XVIII столетии и в период с 1850 по 1900 год. В эпоху рококо позвякивание брелка у кавалера считалось признаком элегантности.
Брошь - украшение для дамских платьев или блузок, обычно прикрепляется у декольте. Особенно модны были броши в XIX веке, в эпоху бидермейер популярностью пользовались броши с полудрагоценными камнями, при Наполеоне III (1852-1870 гг.) - золотые с эмалью, стиль модерн ввел в моду пышные, декоративные образцы.
811. Урс Граф, Бюст девушки в профиль. Кабинет гравюр на меди, Базель.
Венец - девичье головное украшение с XIV века, а также символ целомудрия. Венцы делались просто из живых, бумажных или восковых цветов, литые и резные, а также из жемчуга и драгоценных камней. Жемчужные венцы обычно были двойные, на нижнем ободке висели золотые подвески.
Галже (чеш.) - средневековое название цепи, которая носилась на шее.
Гема - полудрагоценный или драгоценный камень, на котором гравировался рельефный или углубленный орнамент или изображение с фигурами.
Гранаты — минералы кристаллических сланцев и вулканических пород, считающиеся драгоценными камнями. Особенно ценится огненно красный чешский гранат (пироп). Гранаты вставляются в браслеты, перстни, серьги, ожерелье и броши. Очень модны были в эпоху ампир и бидермейер.
Диадема - полоска материи или металла, которая носилась на голове или лбу как мужчинами, так и женщинами уже в древности на Востоке. Она служила символом владык; в Византийской империи с ее культом роскоши диадема украшается все более пышно. При Юстиниане она получает вид короны.
Драгоценные камни — это редкие минералы, отличающиеся твердостью, блеском, цветом и прозрачностью. В настоящее время некоторые драгоценные камни производятся искусственно. При оценке достоинства драгоценных камней издревле значительную роль играла мода. В средние века и в эпоху Ренессанса особенно популярны были рубин, сапфир, изумруд и хризолит; со времен Людовика XIV (1638-1715 гг.) - алмаз, который является самым дорогим камнем. Он встречается во всех цветах, наиболее ценится — красный. Драгоценные камни долгое время использовались в своей натуральной форме, в новое время они облагораживаются с помощью шлифовки.
Жемчуг - белые непрозрачные зернышки с радужным блеском. Находят внутри некоторых раковин, а именно, жемчужниц. Некоторые жемчужины имеют налет синего, розового, желтого оттенка, а иногда бывают почти черные. В Европе предпочтение отдается белому жемчугу, на Востоке-желтоватому. Их ценность очень колеблется, она зависит от формы, цвета, блеска и величины жемчужин. В Риме платили за жемчуг огромные суммы, и он использовался не только для ювелирных украшений, но им вышивались одежда, обувь и т. д. Эпоха Ренессанса заимствовала моду на жемчуг из античности. На Востоке ему даже приписывалась особая сила.
Камея — это тема с выпуклым рельефом, сделанная из различных слоев полудрагоценного или драгоценного камня. Самые темные слои используются как фон, а более светлые как цвет рельефа.
Клипсы — украшение на уши. В XX веке, благодаря своей простой застежке, стали более популярными, чем серьги.
Коралл — морской полип, коралл красный (corralium rubrum), живущий обычно большими колониями в теплых морях. Он выделяет известковую массу, окрашенную в красный, розовый или оранжевый цвет. Коралловые колонии ломают, членят и шлифуют. Римляне и галлы использовали кораллы для декоративных целей. В средние века коралловое ожерелье считалось средством защиты от заразных болезней, в это время из него делали, прежде всего, четки. Самые искусные изделия из коралла в XX веке производятся в Италии и Японии.
Кордельер (cordeliere) - длинная цепь, по большей части золотая, которая свисала с пояса. Украшение XVI столетия.
Медальон - небольшое овальное украшение, подвешенное на ленте или цепочке, чаще всего из золота или серебра. В медальоны вкладывались фотографии, волосы близких людей и т. д. Особенно были распространены в эпоху романтизма.
Ожерелье — относится, как следует из находок, к самым древним и к самым излюбленным украшениям. Ожерелья делали из самых различных материалов: металла, ракушек, зубов, жемчужин и т. л Самые дорогие ожерелья делаются из дорогих металлов с инкрустацией из драгоценных камней (бриллиантов, гранатов и под.). Популярность материалов диктуется модой. Египтяне носили золотые амулеты со «святым» жуком скарабеем; в Рище были модны ожерелья с миниатюрными выгравированными рельефами; более примитивные галлы делали ожерелья из ракушек и камней. Готика ввела моду на ожерелья из цветов, а Ренессанс - из жемчуга.
Патержичек (чеш.) - декоративные четки на ленте часто украшенные драгоценными камнями. Носили их женщины в XIV веке.
Пекторал - 1) пышно декорированная нагрудная пряжка плаща, позднее вообще дорогое украшение, которое носилось на груди, отсюда и название pectoralis- грудной (лат.). 2) В средние века -также декоративная деталь конской сбруи. 3) С XIII века золотой или серебряный наперсный крест католического высшего духовенства со святыми мощами.
Серьги — украшение, подвешенное в проколотые ушные мочки. Чаще всего серьги делаются из золота, серебра и др. металлов, а также кости и ценных пород дерева.
812. Золотой браслет из могилы III в. Микенах. Широкое кольцо-браслет со спиральным орнаментом -излюбленное украшение того времени.
813. Лукас Кранах Младший, Женский портрет (фрагмент). Музей изящных искусств. Бостон. У женщины волосы скрыты под декоративной сеткой, а на шее у нее золотая цепь в несколько рядов.
Первоначально они были преимущественно мужским украшением, которые позже сохранились только у пиратов и моряков. Позднее серьги стали важным элементом дамской моды. Фибула (из лат.) - один из самых древних предметов украшения, декоративная булавка самых различных видов, служащая для скрепления одежды. Использовалась, в первую очередь, греками и римлянами. Цепь — излюбленное мужское украшение в XVI веке. На тяжелые массивные цепи часто вешались ордена. Часы. Запись о Петре Генлейне, который изготовил маленькие часики, относится к 1511 году; она гласит: «Из железа он делает маленькие часы с многими колесиками, которые можно заводить, ходят они сорок часов и бьют; их можно носить на груди или в сумке». В XVI веке часы носили большей частью на цепи, повешенной на шею, и зачастую они были очень дорогими. Мода сразу же начала предъявлять им свои требования, делая акцент на как можно меньшие размеры. Действительно плоскими стали часы начиная только с XVIII века. С этого времени их уже не носят напоказ, а прячут в сумку. В настоящее время обычным типом часов являются часы с браслетом, хотя иногда еще встречаются часы, которые носятся на шейной цепочке и являются одновременно украшением.
Шателэн {франц. Chatelaine) — 1} короткая широкая цепочка к часам, которая носилась к фраку. 2) В XIII-XVI веках означал дамский пояс из металлических звеньев для подвешивания ключей, вееров, кошельков и под.
Янтарь — смола ископаемых хвойных деревьев, аморфная, обычно желтого цвета различных оттенков: зеленоватого, коричневого, голубого, белого, а также и бесцветная. Встречается, прежде всего, на побережьи Балтийского и Северного морей. Начиная с первобытных времен его использовали для изготовления украшений, в последние столетия из янтаря делались также курительные принадлежности.
814. Золотой перстень ссапфиром. Франция, первая половина XVII века. Музей прикладного искусства, Прага.
815. Золотая цепь с брелком, украшенным камнями и резьбой. 1923 г. Музей прикладного искусства, Прага.
816. Рембрандт вам Рейн, Молодая женщина с веером. Букингемский дворец, Лондон. Ювелирные украшения дамы эпохи барокко состоят из жемчужного ожерелья, плотно прилегающего к шее, нескольких брелков на искусно зашнурованном лифе и жемчужного браслета, в руке у дамы кружевной веер.
817. Бартоломеус Спрангер, Бьянка Капелло. Музей истории искусств. Вена. Жемчуг, очень модный в эпоху барокко, украшает волосы, уши и шею дамы. Вокруг декольте ее парчового платья нашиты несколько рядов жемчужин.
818. Брелок из дутого золота на цепочке с искусно сделанными звеньями. Около 1870 года. Музей прикладного искусства, Прага. Брелок украшен белой и бледноголубой эмалью, а также красными и зелеными камнями.
819. Квирин Ян (?), Портрет дамы. Национальная галерея, Прага. На даме темное платье с овальным вырезом, отделанным белой оборкой. На шее у нее ленточка с портретной миниатюрой.
820. Эдуард Берн-Джонс, Мона Ванна Костюм этой героини изображен здесь с подлинно художественным преувеличением. В распущенных волосах у нее большие заколки в виде свившихся змей, на шее —несколько ниток кораллов.
821. «Газет дю бон тон» (Gazette du bon ton; 1924—1925 гг. Ювелирные украшения тридцатых годов становятся более простыми по форме, что соответствует более простому стилю одежды. Здесь видно влияние египетского орнамента.
822. Риза патриарха Никона (фрагмент). Кремлевский музей, Москва. Ризы часто вышивались жемчугом и драгоценными камнями. Здесь вышивка жемчугом создает спиралевидный орнамент.
823. Из модного журнала конца прошлого столетия: образцы различных ювелирных изделий и украшений для волос.
Мужская одежда
В мужской моде в течение веков тоже возникла собственная терминология. Сейчас уже существуют сотни специальных понятий, и их количество все увеличивается, так что разобраться в них может только специалист. Поэтому мы здесь приводим только наиважнейшие, служащие пояснением к прилагаемым иллюстрациям.
Итонский костюм - форма, которую носят студенты королевского колледжа в Итоне (Англия). Она состоит из длинных серых, в тонкую полоску брюк, короткого жилета и черного пиджака с блестящими лацканами, который не застегивается и походит на пиджак фрака без пол. Итонский костюм дополняет цилиндр и большой белый крахмальный воротник с шелковым галстуком.
Ливрея. В настоящее время под этим названием подразумевается костюм обслуживающего персонала, состоящий обычно из фрачного пиджака, брюк до колен, чулок и туфель. В средние века эта одежда делалась в геральдических цветах, и ее выдавал господин придворным. Ливрею также носили солдаты до того, как была введена униформа в современном понимании; ее цвет соответствовал цвету, который носил командир подразделения, обычно полка.
Мужская юбка - одежда, которая, очевидно, была предшественницей брюк, но удержалась вплоть до XVI века. Китле (чеш.) — рабочая юбка из грубого полотна.
Пальто Gestaltrock (Ehrenrock) - верхнее мужское пальто без рукавов XVI столетия, которое произошло от «шаубе» (Schaube]. Вскоре его начинают носить и женщины. Также Harzkappe, Puffjacke. Пальто - сюртук (Gehrock) - черное мужское пальто с длинными, спереди друг на друга находящими полами. В конце XVIII - начале XIX века становится наряду с фраком дневной одеждой. В середине XIX века уже используется только как парадная одежда.
824. Иллюстрация из книги «Моды и нравы времен Марии Антуанетты», Париж, 1885 г. Мужчина во Фраке.
Смокинг - двубортный или однобортный мужской выходной костюм, обычно черного цвета. Иногда носятся темносиние и темнофиолетовые смокинги, а в летние месяцы и в жарких странах даже белые. Пиджак смокинга имеет шелковые лацканы, брюки иногда делаются с узкими лампасами. В то время как немцы и французы используют слово смокинг для этого рода костюмов, т. е. слово английского происхождения, англичане их называют dinnerjacket (костюм для обедов), а американцы tuxedo, в просторечьи monkey suit (обезьяний костюм). Смокинг ввел в моду в последней четверти прошлого века лорд Дузелэнд. Первое упоминание о нем было опубликовано в феврале 1889 года дрезденским журналом «Ойропеише Моде цайтунг» (Europaische Modezeitung) в сообщении из Лондона, где он называется frackjacket; он походил на современный смокинг, но пиджак не застегивался.
Сюртучный комплект (cutaway} - мужской выходной костюм, состоящий из черно-серых полосатых брюк, светлого жилета и черного пальто с полами. На рубеже столетий распространился из Англии по всему свету и вытеснил редингот. Фрак — появился в XVIII веке, первонально как офицерский костюм. Около 1760 года одноцветный фрак начинают носить в городских кругах, к нему полагаются светлые брюки до колен. Только в начале XIX столетия к фраку начинают носить длинные брюки. В эпоху бидермейер фрак светлых тонов (коричневый, синий, зеленый) является повседневной одеждой. Около 1850 года он исчезает с улиц и становится черным бальным туалетом, длина пол при этом меняется в соответствии с модой. Лацканы делаются из блестящего черного шелка, брюки - без запаса. К фраку носится белый пикейный жилет.
Чамара (чеш.) — черное пальто, застегнутое на многочисленные пуговицы, с декоративными шнурками; принадлежность чешского патриотического национального костюма с 1848 года.
Форменная одежда
Характер форменной одежды носит не только рабочая одежда некоторых профессий, как, например, врачей, медсестер, продавцов, поваров, официантов и т. д., но и спортсменов. Особым видом форменной одежды является, собственно говоря, и смокинг и фрак.
История военной униформы в современном смысле слова не слишком длинная, она начинается только в XVII столетии. Технические предпосылки к производству униформ были обусловлены развитием мануфактур. Тогда уже исчез рыцарский панцирь и хотя высшие военные чины его еще носили, имел уже чисто символическое значение. Драгун XVI века по своему боевому характеру уже был скорее пехотинец на коне. Еще во время Тридцатилетней войны одежда всех сражавшихся армий была разнородной, и единственным опознавательным знаком отдельных подразделений и полков были перевязи. Первые униформы ввел только шведский король Густав Адольф. Но уже Людовик XIV в 1670 году учредил одинаковые униформы для парадов своих войск. Их цвет, материал, покрой, количество пуговиц, знаки отличий и украшения — все было регламентировано. Некоторые европейские государства отстали с введением униформ на целые сто лет. Униформы были сначала введены только для простых солдат. Офицеры имели право еще несколько десятилетий одеваться по своему вкусу. В XVIII столетии появляется несколько новых видов униформы, и отдельные роды оружия и звенья начинают отличаться не только организационно, но и по виду.
825. Из модного журнала. 1792 г. К фраку в конце XVIII столетия носят низкий цилиндр с прогнутыми полями. Полы двубортного фрака доходят до середины бедра. Облегающие брюки украшены нашитым позументом.
826. Из «Моддом» (Modes d'homme), 1809г. В начале XIX столетия фрак изменился очень незначительно. Брюки иногда украшаются лампасами с пуговицами по всей длине, которые являются предшественниками галунов, появившихся около 1820 г. К этому костюму носят низкие туфли и неизбежную трость.
827. Из «Костюм паризьен» (Costumes parisiens), 1813г. Пиджак из сукна с нанковыми обтягивающими брюками.
828. Из «Театерцайтунг» ( Theaterzeitung),1834 г. В сороковые годы полы фрака удлиняются и спускаются ниже колен. К нему носят пестрый жилет, очень широкий шейный платок и расширенные книзу брюки.
829. Из «Альгемзйне Моденцайтунг» (Atlgemeine Modenzeitung), 1842 г. На мужчине выходной костюм с цилиндром и тростью.
830. Из «Театерцайтунг», 1834 г. Редингот, излюбленный вид мужской одежды, предшественник обычного пальто сюртучного образца. Пуговицы застегиваются только до пояса или выше пояса, тем самым подчеркивается стройность талии.
831. Из «Мод де Пари» (Modes de Paris), 1840 г. Фрак сороковых годов в поясе несколько присборен, костюм дополняет черный жилет и светлые брюки.
832. Из английского модного журнала, 1875 г. На мужчине сюртук с длинными светлыми брюками, накрахмаленная рубашка и пестрый жилет.
833. Из «Театерцайтунг», 1834г. Модели рединготов тридцатых годов расширяются и удлиняются; воротники имеют форму шалек или пелерин.
834. Иллюстрация Ловата Фразера из книги Уолтера дела Map «Павлиний пирог» (Peacock Pie), 1924 г. Карикатура на сюртук, цилиндр и брюки с рисунком.
Дата добавления: 2016-01-20; просмотров: 1220;