Русская культура в ХVII веке.
ХVII в. называют переходным периодом в русской истории. В период Смутного времени (1598-1613 гг.) почти вся Москва, кроме Кремля и Китай-города, была выжжена поляками. Начиная с 20-х гг. Москва возрождалась, словно птица Феникс из пепла. (См. дополнительный хрестоматийный материал.) Могущество государства росло. Вместе с тем дальнейшее развитие получило и художественное творчество. Возрождающаяся Москва нуждалась в достойном ее славы обрамлении. Никогда еще строительство не достигало в Москве, во всей стране такого размаха, как в середине ХVII в. Но это уже был не расцвет древнерусского искусства, а его "прекрасное догорание".
В ХVII в. был подготовлен переворот в области культуры, который состоялся в начале ХVIII в. в результате реформаторской деятельности Петра I. На развитие русской культуры ХVII в. оказали влияние следующие факторы: изменения в социально-экономической и политической жизни страны, зарождение буржуазных отношений, постепенное падение влияния Церкви в обществе ("обмирщение").
XVII век был временем дальнейшего распространения просвещения и научных знаний. (См. дополнительный хрестоматийный материал.) Мелетий Смотрицкий составил первую русскую грамматику. В 1687 г. в Москве была открыта Славяно-греко-литинская академия для "людей всякого чина, сана и возраста". (См. дополнительный хрестоматийный материал.)
Литература. Как и в предшествующие века, основными жанрами литературы остаются сказания, летописи, слова, поучения. Но старая форма литературных произведений уже приходит в противоречие с новыми идеями и сюжетами. Это относится и к такому устойчивому жанру средневековой литературы, как житие, которое постепенно превращается в биографическую повесть. Выдающимся памятником русской литературы ХVII в. стала автобиографическая повесть главного идеолога старообрядческого движения протопопа Аввакума "Житие, им самим написанное". В "Житии" Аввакум рассказал о себе с детства до ссылки в Пустозерск (1668). Это произведение консервативное по идее, но новаторское по форме. Традиционное житие он превратил автобиографию. Аввакум рассказывает о себе, о многих людях, с которыми ему приходилось встречаться, о друзьях и врагах. Автор отказался от условностей и традиций средневековой письменности и смело ввел просторечие в книжный язык. (См. дополнительный хрестоматийный материал.) В "Житии" предстает личность Аввакума, непреклонная, страстная, преданная своей идее. Протопоп Аввакум изображает перипетии своей жизни, народный быт, страстно обличает социальную несправедливость, произвол властей и церковных порядков.
Сознание ценности человеческой личности развивается параллельно с сознанием значения народа в исторических событиях. Участники похода Ермака в Сибирь составили "Казачье написание". Инициативу похода они отводят самим казакам, а не купцам Строгановым. Со страниц "Повести об Азовском сидении донских казаков" разворачивается картина героической борьбы русских донцев с турками в ходе взятия и защиты Азова (1637-1642 гг.).
В литературе ХVII в. произошло рождение нового жанра - сатиры. Сатирические произведения в изобилии появляются в третьей четверти ХVII в. Создавались они в "низах" общества. Авторы их неизвестны, но можно предположить, что авторами их были мелкие приказные служащие, грамотные купцы, крестьяне, низшее духовнство. Одними из лучших произведений этого жанра стали "Повесть о Горе-Злочастии и как Горе-Злочастие довело молодца во иноческий чин" и "Повесть о Савве Грудцыне". В первой повести рассказывается о трагической судьбе молодого купеческого сына, попытавшегося порвать со старыми формами семейно-бытового уклада. Старый уклад жизни с преобладанием интересов государства, церкви, семьи распадался. Молодежь усваивала новые понятия о правах личности. Это и произошло с главным героем "Горя-Злочастия". Жажда приключений, удовольствий увлекают купеческого сына сначала в кабак, потом на чужбину. Пережив ряд неудач, он образумился, достиг благополучия, но затем невежество толкает его на пустое бахвальство. Молодец окончательно выбивается из колеи, становится жертвой "Горя-горинского". Горе-Злочастие изображено "босо, наго, нет на Горе ни ниточки, еще лычком Горе подпоясано". От Горя-Злочастия молодой человек находит спасение только в монастыре. Главное идейное содержание заключается в торжестве старых патриархальных порядков над новыми.
"Повесть о Савве Грудцыне" написана в 70-х гг. ХVII в. В ней также рассказывается о столкновении старого с новым. Ее герой тоже - купеческий сын, нарушивший заветы отцов и наказанный за это. Савва Грудцын, оказавшись за границей по торговым делам, предается разврату и продает душу дьяволу. Спасаясь от отцовского гнева, он попадает в солдаты, с помощью дьявола совершает воинские подвиги во время Смоленской войны 1632-1634 гг. с Польшей. От власти дьявола его спасает чудотворная икона. Душевный покой и вечное упокоение Савва Грудцын также находит в монастыре.
Различные стороны жизни обличали "Повесть о Ерше Ершовиче" и "Повесть о Шемякином суде". (См. дополнительный хрестоматийный материал.) Оба эти произведения были необычайно популярны среди народа, так как имели реалистическую основу. В "Повести о Шемякином суде" действие строится на сюжете о праведном судье, понимающем, что преступления ответчика объясняются случайностью. В обоих произведениях высмеиваются продажные судьи, судебная волокита, крючкотворство.
После воссоединения России и Левобережной Украины (1654 г.) стали активнее развиваться культурные связи России с Западной Европой. Через Украину и Белоруссию поступали во множестве чешские, польские, немецкие, французские произведения. В основном это были авантюрно-рыцарские романы, нравоучительные повести и анекдотические рассказы. Рыцарские романы были очень популярны на Западе. Главной темой этих романов была любовь благородного рыцаря к прекрасной даме. В начале ХVII в. появляются повести о Еруслане Лазаревиче. Предполагают, что в основу русского текста о Еруслане легла запись устного пересказа тюркской переделки классической иранской поэмы "Шах-Намэ" ("Книга царей"), написанной Фирдоуси на основе народных сказаний. На русской почве сюжет и образы иранской поэмы приняли черты русского фольклора. В повести рассказывается о добродетелях и подвигах Еруслана. Сказочный герой Еруслан - истинный христианин, всегда помнит о сыновнем долге и заботится о престарелых родителях, защищает бедных. Повесть была необычайно популярна среди народа. Мотивы этого произведения были использованы А.С. Пушкиным в поэме "Руслан и Людмила".
Большую популярность приобрел один из французских рыцарских романов, известный под названием "Повесть о Бове королевиче". Большую известность приобрели также и другие переводные романы: французский - "История о храбром рыцаре Петре Златых Ключей и о прекрасной королевне неаполитанской Магилене"; чешский - "Повесть о Василии Златовласом"; польский - "Повесть об Оттоне цесаре римском" и др.
Архитектура. Для архитектуры ХVII в. характерно сочетание народных традиций и новых тенденций. Процесс "обмирщения" затронул и зодчество. Начинается отход от строгих церковных канонов, усиливаются светские мотивы. Строгость, простота все больше уступают место внешней нарядности, живописности. Эти новые веяния в зодчестве современники называли "дивное узорочье".
Зодчество продолжает оставаться в основном деревянным. Подлинным шедевром деревянной архитектуры стал царский дворец в селе Коломенском под Москвой, построенный в 1667-1668 гг. плотниками С. Петровым и И. Михайловым. Это была одна из самых затейливо-причудливых русских дворцовых построек того времени. Все элементы дворца - шатры, купола, кровли, двери, крыльцо - все было украшено ажурной резьбой и выкрашено в яркие тона. Прославленный ученый и поэт С. Полоцкий называл его "восьмым чудом света". А чужеземцу Рейтенфельсу дворец казался "игрушечкой, только что вынутой из шкатулки". (См. дополнительный хрестоматийный материал.)
Но со временем все больше построек возводится из камня. Одним из наиболее замечательных светских зданий первой половины ХVII в. стал Теремной дворец в Московском Кремле, построенный из камня в 1635-1636 гг. русскими мастерами Б. Огурцовым, И. Ушаковым, Т. Шарутиным, А. Константиновым для царя Михаила Федоровича. Это была крупнейшая гражданская постройка того времени. Все помещения дворца одинаковы по площади, каждое с тремя окнами, что напоминает крестьянскую избу. Все здания теремов представляют собой несколько изб, поставленных рядом, в одной связке и в несколько ярусов. Каждая комната имела свое назначение. Здесь были Передняя, Гостиная, Престольная, Опочивальня, Молельня, Челобитная. Каменные хоромы царской семьи поражали воображение современников. Цветная слюда в окнах, яркие изразцовые печи, резные золоченые киоты с дорогими крестами, сочная настенная роспись - все это было невиданным. Снаружи окна дворца были украшены резными, кружевными наличниками сложнейшего и тончайшего узора тоже из камня. Стены дворца были выкрашены в яркие тона, кровля позолочена. "Зело пречудные палаты", - говорили о нем современники.
В первой половине ХVII в. в церковной архитектуре продолжают развиваться традиции шатровой архитектуры, но и здесь все заметнее проявляется стремление к внешней нарядности, декоративности. Выдающимся памятником шатрового зодчества в храмовом строительстве стала церковь Рождества Пресвятой Богородицы в Путинках в Москве, возведенная в 1649-1652 гг. Церковь богато украшена каменными узорами и увенчана пятью разновысокими шатрами. Отдельные детали церкви повторяют мотивы храма Василия Блаженного. Этот храм современники называли "каменной песенкой". Характерным памятником этого типа в архитектуре стала церковь по заказу Д.М. Пожарского в Медведкове. В г. Угличе в 1628 г. была возведена Успенская церковь Алексеевского монастыря. В это же время возводились церковь Зосимы и Савватия в Троице-Сергиевом монастыре.
Все чаще заказчиками церквей становятся купцы, посадские общины. Обособленность храмового зодчества от гражданского строительства начинает утрачиваться. Церкви становятся похожи на светские хоромы. Характерным образцом такого типа храмового зодчества становится церковь Живоначальной Троицы в Никитниках. Она была возведена в 1635-1653 гг. в Китай-городе по заказу богатого купца Г.Л. Никитникова. Церковь напоминает жилые хоромы своей асимметричностью, жизнерадостностью художественного облика. Церковь была украшена иконами и фресками, выполненными выдающимся русским живописцем того времени С.Ф. Ушаковым. По заказу отдельных богатых купцов, посадских общин в это же время были построены церкви в других крупных торговых городах. В частности, в г. Ярославле в 1647-1650 гг. по заказу купцов Скрипиных была построена церковь Ильи Пророка, в 1649-1654 гг. купцы Неждановские возвели церковь Иоанна Златоуста. Эти церкви отличали торжественность, нарядность, обилие архитектурных деталей.
Церковь пыталась противостоять процессу "обмирщения" в искусстве. Патриарх Никон в 50-х гг. запретил возводить шатровые покрытия, выдвинув в качестве образца традиционное пятиглавие. Патриарх попытался использовать искусство для утверждения могущества Церкви в обществе. Он стремился возродить строгий монументализм. По его велению с 1656 по 1694 г. под Москвой на р. Истра архитекторами А. Мокеевым и Я. Бухвостовым был построен комплекс зданий Воскресенского Новоиерусалимского монастыря, загородной резиденции патриарха. По замыслу Никона, в постройках храма должны были повториться главные христианские святыни. Воскресенский собор строился по образцу Иерусалимского храма "над гробом Господним", были использованы его чертежи и модель, которые привезли из Святой Земли особые послы. Однако строители собора придали ему специфические русские черты, использовав при этом "дивное узорочье". Многоцветное изразцовое украшение храма было невиданным по своей роскоши.
По инициативе патриарха Никона в Кремле архитекторами Д. Охлебининым и А. Мокеевым были построены Патриаршие палаты с Крестовой палатой, в которой размещался приемный и церемониальный залы московских патриархов. Пол Крестовой палаты был выстлан чудесными разноцветными изразцами, в окна были вставлены оконницы из переливающейся слюды, украшенной разноцветными цветами. Современник писал: "Это здание поражает ум удивлением, так что быть может нет подобного ему в царским дворце". Роскошью и красотой убранства Патриаршие палаты соперничали с Теремным дворцом Алексея Михайловича.
Стремление к украшению, нарядности заметно нашло отражение и в архитектуре кремлей и монастырей, прежде всего Московского Кремля. Еще в 1624 г.-1625 гг. русский зодчий Б. Огурцов и англичанин Х. Головей сделали высокую кирпичную надстройку над Спасской башней, богато украсив ее белокаменными узорами. Вскоре украшенные белокаменной резьбой шатры появились и на других башнях Кремля. (См. дополнительный хрестоматийный материал.) Обновленный Кремль засиял золотом куполов и многоцветьем дворцов. В это же время богатой и нарядной отделкой были украшены стены и башни Донского, Данилова, Ново-Девичьего, Троице-Сергиева монастырей.
Богатые горожане также начинают сооружать для себя жилые дома из камня с богато декорированными фасадами. Памятником архитектуры ХVII в. в Москве стали палаты думного дьяка Аверкия Кириллова на Берсеневской набережной и дом дьяка Ивана Волкова в Харитоньевском переулке.
После воссоединения Украины с Россией начинается интенсивное расширение культурных связей России с Западной Европой, где в это время главенствовал стиль барокко с его пышностью. Родственники Петра I по матери Нарышкины строили роскошные здания, стиль которых вошел в русское искусство как "нарышкинское барокко". Характерными чертами его стали четкость, симметрричность, подчеркнутая устремленность ввысь, многоярусность. Самым прекрасным памятником этого стиля стала церковь Покрова в Филях, построенная в 1690-1693 гг. братом царицы Л.К. Нарышкиным. Храм словно вырастает из земли. Открытые галереи, живописные лестницы, гладкие стены из красного кирпича в сочетании с белокаменными наличниками, тонкие колонны, ажурные кресты легки, воздушны, сказочны. В таком же духе выполнены церковь в селе Уборы под Москвой, сооруженная зодчим Я. Бухвостовым, трапезная Троице-Сергиевого монастыря, многоярусная колокольня Ново-Девичьего монастыря. Одной из последних несказанных высот древнерусского зодчества стал знаменитый на весь мир двадцатидвуглавый Преображенский храм на погосте Кижи на острове в Онежском море. Храм был возведен в 1714 г. из бревен без единого гвоздя. Русь уже стремительно менялась, становилась иной. Древняя Русь словно посылала прощальный привет и хотела показать грядущим поколениям красоту, высоту, чистоту, гений русской души.
Изобразительное искусство. В первой половине ХVII в. единственным жанром в изобразительном искусстве была иконопись. Но постепенно процесс "обмирщения" искусства затронул и ее. Новые тенденции в живописи стали проявляться с середины ХVIII в., главной из которых стала реалистичность. Художники этого времени стремились донести до сознания современников радость земного бытия.
В это время основным художественным центром всего Русского государства становится Оружейная палата. Мастера Оружейной палаты заново расписывали дворцовые палаты, церкви, создавали иконы, рисунки для полковых знамен, хоругвий, ювелирных изделий. Всей работой живописцев руководил С.Ф. Ушаков (1626-1686 гг.) в качестве главного художника и главного эксперта по вопросам искусства. Он и его окружение в Оружейной палате стали проповедниками новых реалистических тенденций в живописи. Они выступали против слепого подражания старине и утверждали, что искусство должно быть близким по природе и радовать человека, а не подавлять его. Они резко выступали против канонической регламентации в искусстве вообще и живописи в частности. В 1676 г. С.Ф. Ушаков пишет одну из лучших своих работ - икону "Архангел Михаил, попирающий дьявола" (Третьяковская галерея). У него архангел Михаил - не бесплотный ангел, он наделен чертами земного человека, твердо стоящего на земле. Чертами земного человека у художника наделен и Иисус Христос в его самом известном произведении "Спас нерукотворный". В 1671 г. художник создал икону на традиционный сюжет "Троицы", в которой передал красоту не духовную, как у А. Рублева, а земную, изобразив ангелов земными, полными здоровья. (См. иллюстративный материал.)
Реалистические тенденции все глубже укоренялись в церковной живописи, вместе с тем Церковь все решительнее вела борьбу против новых веяний в искусстве. Патриарх Никон даже устраивал публичные расправы над иконами нового письма.
Тем не менее, творчество С.Ф. Ушакова и его сторонников оказало большое влияние на дальнейшее развитие изобразительного искусства - было положено начало портретной живописи ("парсуны" от слова "персона") - первому светскому жанру в живописи. Изображения отдельных личностей стали принимать все более реалистический характер, передавая индивидуальные черты. Таковы портреты царя Алексея Михайловича конца 70-х гг. и царя Федора Алексеевича 1686 г. Живописцы стали писать портреты по западному образцу - масляной краской на холсте. Так, в конце ХVII в. были написаны портреты князя Б.И. Репнина, стольника Г.П. Годунова, Л.К. Нарышкина и др.
Театр. Возникновение русского театра относится ко второй половине ХVII в. Царь Алексей Михайлович в 1672 г. поручил организацию театра пастору лютеранской церкви из Кокуя И.Г. Грегори. Пастор набрал в труппу 70 иноземных актеров, но вскоре в труппе появились и русские актеры. В театре ставились пьесы на немецком и русском языках на библейские сюжеты. После кончины Алексея Михайловича театр был закрыт, а новые театральные представления появятся только при Петре I.
В ХVII в. русская культура сделала большой шаг вперед. В ней отчетливо проявились новые веяния. Они создали предпосылки того перелома в русской культуре, который совершился в начале ХVIII в. в результате преобразовательной деятельности Петра I.
2.10. Русская культура ХVIII века: от петровских инициатив к "веку просвещения."
Характерной особенностью русского культурного развития петровской эпохи был светский характер культуры, ослабление духовного господства Церкви в обществе.
Просвещение, наука, техника. Строительство каналов, мостов, мануфактур, развитие военной техники, кораблестроения послужило сильным толчком к распространению светского образования и научных знаний. Увеличилась потребность в грамотных людях и подготовленных специалистах.
Создается новый гражданский алфавит, который сменяет старый, церковнославянский. На нем печатаются все учебные, научные, художественные произведения.
Школы петровского времени носили светский характер. Для подготовки горных мастеров были открыты горные школы при Олонецких и Уральских заводах, цифирные и гарнизонные школы. Военных специалистов готовили профессиональные школы - Навигацкая, Артиллерийская, Инженерная, Морская, Медицинская. В гимназии Глюка готовились будущие дипломаты.
Правительство создает систему закрытых сословных учебных заведений. В 1731 г. открывается Шляхетский (дворянский) корпус для подготовки офицеров армии и флота. В 1764 г. начинается обучение в Смольном институте благородных девиц. В 1779 г. при Московском университете создается Благородный пансион. Система закрытых учебных заведений второй половины ХVIII в. была рассчитана на реализацию теории просветителей о "воспитании новой породы людей".
Сословными учебными заведениями становятся духовные семинарии и академии. Для купечества была открыта коммерческая школа. Цифирные школы преобразуются в сословные школы солдатских детей, готовящих унтер-офицеров. Это были единственные школы для простого народа, и они тоже сыграли огромную роль в развитии русской культуры. Воспитанниками солдатских школ были будущий ученый С.П. Крашенинников, изобретатель И.И. Ползунов, архитектор И.Е. Старов, скульптор М.И. Козловский, художники А.П. Антропов и А.М. Матвеев. В 1786 г. учреждаются четыре классные народные училища. (См. дополнительный хрестоматийный материал.)
Система сословного образования была нарушена созданием Московского университета (1755 г.) по инициативе М.В. Ломоносова. (См. дополнительный хрестоматийный материал.) Студентами университета могли стать представители различных сословий, кроме крепостных крестьян. Университет предусматривал бесплатное обучение для 30 студентов и 100 гимназистов, обучающихся при нем. (См. дополнительный хрестоматийный материал.) Славой и гордостью Московского университета был М.В. Ломоносов (1711-1765 гг.).
В 1735 г. в числе лучших учеников Славяно-греко-латинской академии М.В. Ломоносов был послан в Петербург в университет при Академии наук, а затем отправлен в Германию для изучения физики, химии. Огромное трудолюбие, удивительные способности помогли ему преодолеть все трудности, овладеть знаниями и стать выдающимся русским ученым ХVIII в. Он был физиком и химиком, геологом и металлургом, историком и поэтом. Труды М.В. Ломоносова сыграли огромную роль в становлении русского литературного языка, обогащенного многими научными терминами и понятиями. "Российская грамматика" М.В. Ломоносова явилась первой научной грамматикой русского языка. Он смело выступил против взглядов "норманистов" о решающей роль иностранцев в создании русской государственности и о будто бы "диком" состоянии древних славян.
Учебники. Создание системы образования различных уровней поставило задачу создания учебников для сети учебных заведений. Среди учебных пособий важную роль сыграли "Арифметика" Л.Ф. Магницкого и "Грамматика" М. Смотрицкого. Именно эти книги русский энциклопедист М.В. Ломоносов назвал "вратами своей учености". Перу самого М.В. Ломоносова принадлежит целая серия учебников по физике, металлургии, риторике. Учебники на мировом уровне создают: Д. Аничков по математике, В.Ф. Зуев по естествознанию, Х.А. Чеботарев по географии, П.И. Страхов по физике и др.
В петровской России был заложен фундамент для развития различных отраслей науки, техники, культурных учреждений (типографии, театры, музеи, библиотеки). В Петербурге была открыта Кунсткамера (музей) с коллекциями минералов, древних монет, предметов утвари и одежды многих народов, на основе которых позднее был создан Государственный этнографический музей. Ценные предметы были собраны в Военно-морском и Артиллерийском музеях.
В 1725 г. открывается Академия наук, которая вскоре займет видное место среди других академий мира.
В области науки значительное место в течение всего века занимало изучение производительных сил страны. Огромное значение имела Великая северная экспедиция, организованная Академией наук в 20-50-е гг. Возглавляемая С.Г. Малыгиным, Д.Я. Лаптевым и другими исследователями, она изучила побережье Северного Ледовитого океана от Архангельска до Чукотки. Экспедиция В. Беринга и А.И. Чирикова исследовала северо-восток Азии и северо-запад Америки. Всестороннее обследование и описание Камчатки осуществил С.П. Крашенинников. Им был собран большой материал о Сибири, ее территории, природе, климате, реках, полезных ископаемых, населении, его быте, занятиях. Проводились и картографические работы.
Геологические изыскания, поиски руд, железных и медных, были связаны с нуждами производства.
В области механики своими изобретениями прославились многие российские мастера: И.И. Сердюков (по его проекту был исправлен Вышневолоцкий канал, построенный в свое время голландскими мастерами), А.К. Нартов (создал токарно-шлифовальный станок), И.П. Кулибин (разработал проект одноарочного моста через Неву, семафорный телеграф, протезы для инвалидов и др.), русский ученый-самоучка И.И. Ползунов (в 1763 г. разработал проект первого в мире универсального теплового двигателя).
В 1765 г. в Москве было организовано Вольное экономическое общество (ВЭО), которое, наряду с Академией, стало центром науки в стране. В изданиях ВЭО публиковались статьи по организации и ведению сельского хозяйства. Для развития агрономии и почвоведения большую роль сыграли работы А.Т. Болотова.
В ХVIII в. развивались гуманитарные науки. В начале ХVIII в. Появляются труды по истории, в которых не просто описываются события, но и делаются первые попытки их проанализировать. Так, сподвижник Петра I П.П. Шафиров создает "Рассуждения о причинах Свейской войны". В течение трех десятилетий русский историк В.Н. Татищев работал над созданием пятитомной "Истории Российской", которая стала выдающимся явлением зарождавшейся исторической науки.
Все новое, что появлялось в стране, отражалось и в общественной мысли. Последовательным пропагандистом реформ Петра I был Феофан Прокопович, вице-президент Синода. Его "Правда Воли Монаршей" - это гимн самодержавной власти. Талантливый экономист-самоучка И.Т. Посошков написал несколько книг, наиболее известной из которых является "Книга о скудности и богатстве", проникнутая мыслью о важности купечества для государства.
Во второй половине ХVIII в. для развития общественной мысли характерны несколько направлений. Консервативное представлял М.М. Щербатов. Идеями просветительства была пронизана система учебно-воспитательных учреждений, проводником которой был И.И. Бецкой, а также творчество А.П. Сумарокова. Радикальное направление общественной мысли представлял Н.И. Новиков, издатель сатирических журналов "Трутень" и "Живописец". (См. дополнительный хрестоматийный материал.) В 1790 г. А.Н. Радищев издал книгу "Путешествие из Петербурга в Москву", в которой прозвучала критика самодержавия и призыв к борьбе с ним и крепостничеством. (См. дополнительный хрестоматийный материал.)
Литература ХVIII в. выступает в новых формах, закладывает основы новой русской национальной литературы. Литература стала многожанровой. Примечательно творчество поэта-сатирика А.Д. Кантемира. Сатирическое направление в художественной литературе представлено Д.И. Фонвизиным, его знаменитые комедии "Бригадир" и "Недоросль" положили начало русской классической драматургии. Сатирическая публицистика молодого баснописца И.А. Крылова и комедии В.В. Капниста были близки к произведениям Д.И. Фонвизина.
Поэзия М.В. Ломоносова открыла в русской поэзии период классицизма, для которого характерны оды, трагедии, похвальные слова и др.
В конце ХVIII в. на смену классицизму приходит новое направление в художественной литературе - сентиментализм, сильные и слабые стороны которого нашли отражение в "Письмах русского путешественника" и "Бедной Лизе" Н.М. Карамзина.
Русское искусство развивалось в тех же формах и направлениях, которые были характерны для западноевропейского искусства.
Особых успехов достигло развитие народного творчества. Крепостные мастера и ремесленники создавали удивительные по красоте интерьеры дворцов Петербурга, Царского Села, Петродворца, Останкина, Кускова, многочисленных особняков аристократии. В это время получают развитие такие виды художественных промыслов как гжельская керамика, великоустюгская чернь, холмогорская резьба по кости, вологодские кружева, фарфор и хрусталь русских заводов, ювелирные изделия.
ХVIII в. был связан с расцветом русского зодчества, живописи и скульптуры. В зодчестве преобладало строительство гражданских сооружений. Дворцы, жилые дома и общественные здания строились в стиле затейливого барокко. Петербург отличался новым архитектурным стилем, для которого была характерна правильная планировка улиц, широкие проспекты, сады, цветники. Были созданы ансамбли дворцов и загородных резиденций царя и придворной знати. Началось строительство Петергофа с его знаменитыми фонтанами. Крупными сооружениями первой четверти ХVIII в. стали Петропавловская крепость, Адмиралтейство, здание "Двенадцати коллегий".
Ведущее место среди зодчих середины века принадлежит В.В. Растрелли. Его выдающимися творениями являются перестроенный им Петергофский дворец, им же достроенный Екатерининский дворец в Царском Селе, церковь Андрея Первозванного в Киеве, ансамбль Смольного монастыря в Петербурге. В 50-е гг. началось строительство Зимнего дворца по его проекту.
Характерные черты русской архитектуры второй половины века нашли в творчестве В.И. Баженова. По его проекту в Петербурге был построен Михайловский замок, в Москве - Дом Пашкова. Другой русский зодчий - М.Ф. Казаков - был автором большого числа общественных зданий и особняков помещиков в Москве: здание Сената в Кремле и Благородного собрания, старое здание Московского университета, в архитектуре Петербурга - Петровского дворца.
Творчество И.Е. Старова связано с классицизмом. Он построил Таврический дворец, собор Александро-Невской лавры. В самой столице и ее окрестностях замечательные сооружения были построены иностранными архитекторами, почти всю жизнь проработавшими в России: Д. Кваренги (Академия наук, Смольный институт, Александровский дворец в Царском Селе и др.). Ч. Камерон создал интерьеры Екатерининского дворца в Царском Селе, дворец в Павловске.
В области скульптуры созданы замечательные произведения. К шедеврам мировой скульптуры принадлежит памятник Петру I - знаменитый "Медный всадник" - гениальное произведение Э. Фальконе. Один из зачинателей русской скульптуры Ф.И. Шубин создал бюсты М.В. Ломоносова, полководца П.А. Румянцева-Задунайского. (См. иллюстративный материал.) М.И. Козловскому принадлежит композиция "Самсон, раздирающий пасть льва" - центральная фигура Большого каскада фонтанов в Петергофе.
Впечатляющи были достижения светской живописи. Главными жанрами в творчестве художников были исторические сюжеты, сцены народной жизни, портреты, пейзажи. Своими портретами прославились Ф.С. Рокотов, И.П. Аргунов, В.Л. Боровиковский, Д.Г. Левицкий. Картины этих художников ныне украшают Русский музей и Третьяковскую галерею. Русский театр и музыка не были столь значительны в системе европейского искусства. Важнейшим достижением в этой области было создание в 1756 г. Ф. Волковым первого в России профессионального публичного театра, называвшимся "Российский для представления комедий и трагедий театр". (См. дополнительный хрестоматийный материал.) Со второй половины ХVIII в. широкое распространение получил крепостной театр. Наиболее известными были театр графа Н.П. Шереметева в Останкине, князя Н.Б. Юсупова в Архангельском. В крепостных театрах появился целый ряд талантливых актеров и актрис. Самой знаменитой была крепостная графа Н.П. Шереметева оперная певица П.И. Ковалева-Жемчугова. Талантливым скрипачом был И.Е. Хандошкин, внук крепостного крестьянина. Он стал основоположником русской скрипичной школы.
Театр ХVIII в. заложил основы русской драматургии. В России были сделаны шаги в создании русской симфонической музыки, написаны первые оперы, в которых заметна связь с народными песнями. Начинается издание первых сборников романсов, народных песен, камерной музыки.
Развитие русской культуры явилось составной частью процесса формирования русской нации. Происходило развитие общенародного русского языка, который обогащался научной терминологией. Формирование русской национальной культуры усиливало ее связь с общенациональными интересами и потребностями. Большинство деятелей русской культуры ХVIII в. были представителями разночинцев, солдат, мещан, крестьян. Это обстоятельство способствовало развитию общенациональных тенденций в русской культуре.
Таким образом, ХУШ век действительно стал величайшим переломным этапом в тысячелетней истории России. За один век русские – в глазах Запада – из варваров превратились в европейскую нацию, радикально изменив язык и мышление, одежду и образ жизни: современные армия и флот, мощная военная промышленность, фаворитизм.
Дата добавления: 2016-01-18; просмотров: 695;