Власть как социальное явление
В общеупотребительном смысле власть – это способность и возможность субъекта осуществлять свою волю, оказывать воздействие на поведение других субъектов. Иными словами, власть есть волевое отношение между двумя субъектами, при котором один из них субъект власти предъявляет определенные требования к поведению другого, а другой в данном случае это будет подвластный субъект, или объект власти подчиняется распоряжениям первого.
Власть как отношение господства и подчинения предполагает наличие причины, которая побуждает объект власти выполнять веление господствующего субъекта. В приведенном определении эта причина обозначена понятием “средство”. Средства подчинения или, по более распространенной терминологии, средства влияния (властного воздействия) составляют те социально значимые для субъектов общественных отношений физические, материальные, социальные, психологические и моральные факторы, которые субъект власти может использовать для подчинения своей воле деятельность подвластного субъекта (объекта власти). В зависимости от используемых субъектом средств влияния властные отношения могут принимать, по крайней мере, форму силы, принуждения, побуждения, убеждения манипуляции или авторитета.
Поскольку власть произрастает из субъективных различий людей, из объективной неоднородности их положения в обществе, следовательно, источники власти весьма разнообразны. В политологии в качестве таковых чаще всего указываются физическая сила, богатство, знания, занимаемое положение и организация.
Важнейшей социальной причиной подчинения одних людей другим является неравномерное распределение ресурсов власти. В качестве ресурсов власти рассматриваются потенциальные основания власти, т. е. те средства воздействия на подвластных, которые могут быть использованы для усиления дееспособности власти, либо для достижения определенных политических целей. По определению современного американского политолога М. Роджера, ресурс — это "атрибут, обстоятельство или благо, обладание которым повышает способность его обладателя оказывать влияние на других индивидов". Ресурсы власти также разнообразны, как многообразны средства удовлетворения различных потребностей и интересов людей. Существует несколько классификаций ресурсов. Так, согласно А. Этциони, они делятся на утилитарные, принудительные и нормативные. Утилитарные ресурсы - это материальные и другие социальные блага, связанные с повседневными интересами людей. Эти ресурсы используются как для поощрения, так и для наказания. Принудительные (силовые) ресурсы - это оружие, институты физического принуждения (армия, полиция, службы безопасности, суд, прокуратура) и специально подготовленные для этого люди. Нормативные ресурсы - это средства воздействия на внутренний мир, ценностные ориентации и нормы поведения человека. Широко распространена классификация ресурсов власти в соответствии с важнейшими сферами жизнедеятельности - на экономические, социальные, культурно-информационные. Экономические ресурсы - это материальные ценности, необходимые для общественного и личного производства и потребления, деньги, техника, полезные ископаемые и т. д. Социальные ресурсы - это способность повышения или понижения социального статуса или ранга. Культурно-информационные ресурсы — это знания и информация, а так же средства их получения и распространения: институты науки и образования, средства массовой информации и др. Специфическим ресурсом власти является сам человек - демографические ресурсы. Люди - это универсальный, многофункциональный ресурс, который производит другие ресурсы. Различные ресурсы используются субъектами власти обычно в комплексе, хотя каждый тип ресурсов имеет свои условия реализации и передел эффективности, наиболее удобные объекты и время действия.
В зависимости от ресурсов, на которых основывается подчинение, выделяют основные виды власти — экономическую, социальную, принудительную, информационную, политическую.
Можно выделить следующие принципы власти, характеризующие логику поведения ее обладателя:
1. принцип сохранения власти, согласно которому обладание властью – самоочевидная ценность (от власти по собственной воле не отказываются);
2. принцип действенности, требующий от носителя власти способности к усилиям и обладания определенными качествами (решительность, дальновидность, взвешенность, справедливость, ответственность и др.);
3. принцип коллегиальности, предполагающий партнерство и взаимоуважение всех участников властных отношений и обеспечивающий тем самым всеобщую заинтересованность в их поддержании;
4. принцип скрытности, состоит в том, что индивид не замечает своей включенности в отношения социального неравенства и господства-подчинения и своей причастности к их воспроизводству.
Функции властиможно разделить на два вида:
1. Интеграционно-регулятивные, связанные с орагинзацией взаимоотношений субъектов политики, обладающих разнообразными политическими целями:
а) достижение общественного согласия;
б) поддержка общественного порядка;
в) координация, арбитраж, посредничество во взаимоотношениях между различными субъектами;
г) разрешение конфликтов и др.
2. Руководство и управление, обеспечивающие выработку и проведение в жизнь единой для всего общества политической воли:
а) подготовка, принятие и реализация решений,
б) контроль за их реализацией;
в) оценка их эффективности и корректировка собственных действий.
Процесс властвования можно также разложить на две фазы:
· волевая фаза состоит в постановке цели властвующего субъекта;
· инструментальная фаза проявляется в практических действиях по реализации поставленной цели при помощи средств властного воздействия.
Материальные проявления власти – это вещи, явления и процессы, опосредующие взаимодействие властвующих и подвластных субъектов. Закрепление властных отношений в системе социальных норм, организаций и учреждений означает ее институционализацию. Чем более институционализирована власть, тем более многочисленны, разнообразны и сложны формы ее материального проявления. Проявляется это в структуре и регламентации деятельности различного рода политических организаций (парламентов, правительств, системы органов местного управления и самоуправления, избирательной системы, политических партий). Материальным проявлением властных отношений являются также документы (законы, декреты, кодексы, постановления, распоряжения и др.), продукция средств массовой информации общественно-политической тематики, политическая символика, политические ритуалы. Политическая символика – это совокупность средств языкового или изобразительного выражения политических значений – эмблемы, гимны, гербы, флаги и др. Ритуал – это регулярные, однотипные, привычные действия, осуществляемые в определенное время в определенном месте. Политические ритуалы представляют собой совокупность обязательных строго регламентированных действий, способствующих закреплению определенного политического порядка в культуре и истории.
Классические и неклассические концепции власти:
Классические концепции власти описывают ее в терминах воли и опираются на противопоставление объекта и субъекта властвования. Данная традиция восходит к творчеству Платона и Аристотеля. Наиболее развернутый анализ власти в ее классической интерпретации содержится в теории М. Вебера.
В неклассических концепциях власти отсутствует оппозиция «субъект – объект». Общей их направленностью является поиск форм и методов принуждения, осуществляемых помимо сознания индивидов. Вместо определений и описаний власти неклассические концепции вскрывают механизмы ее функционирования и перераспределения. Первая попытка преодоления классического подхода к власти связана с творчеством Ницше, сосредоточившего внимание не на субъекте властвования, а на безличной «воле к власти». Позже неклассическая традиция исследований власти развивалась М. Фуко, П. Будрье, Р. Бартом, Ж. Делезом и др. Таким образом, многообразие трактовок власти, существующее в политической науке, раскрывает многогранность и сложность данного явления.
Генеалогического исследование власти, осуществленное французскими неомарксистами, заложило основу рассмотрения структур власти как децентрированных (лишенных локализации в социальной иерархии, отождествлявшейся ранее с идей суверена). Признание «вездесущести» власти обусловило рассмотрение ее как самоорганизующегося процесса взаимоориентации, конфликтующих отношений, пронизывающих весь социум и лишенных телеологического измерения. Так, согласно концепции М. Фуко, природа власти обращена к сфере бессознательного. Она существует в модусе самосокрытия, обнаруживая свои подлинные «намерения» на микроуровне социальной жизни, «кристаллизуясь» на поверхности в государственные институты и социальные гегемонии. Р. Барт раскрывает природу власти через анализ языка. По его мнению, язык имеет идеологическую природу, что позволяет ему задавать определенные дискурсивные стратегии, в реализацию которых индивиды втягиваются независимо от их воли, за счет самого факта употребления языка. Тем самым Бартом был вскрыт первичный уровень принуждения, коренящийся в формах мышления. В работах Делеза и Гваттари власть выступает как субпродукт «производства желания», а ее бытийные аспекты проясняются через образы «ткани», «организма» и т.д.[1]
Современные концепции власти:
Сущность власти является одной из фундаментальных проблем политической науки. Российский политолог А.А. Дегтярев предлагает делить современные интерпретации власти на атрибутивные и реляционные.
1. Атрибутивные концепции трактуют власть как атрибут, субстанциальное свойство субъекта. К разряду атрибутивных относятся потенциально-волевые, инструментально-силовые и структурно-функциональные концепции власти.
А. Потенциально-волевые концепции рассматривают власть как способность добиваться чего-либо от подвластных (воля господствующего класса в теории К. Маркса, энергия и воля сверхчеловека в философии Ф. Ницше).
Б. В инструментально-силовых концепциях власть представлена как реальное силовое воздействие одного субъекта на другого, как акт насилия или принуждения. Представителями данной интерпретации власти являются Т. Гоббс, Д. Кэтлин, Г. Моргентау.
В. Структурно-функциональные и системные концепции подразумевают под властью безличное свойство социальной системы, связанное, с поддержанием ее целостности. Власть в них представлена как средство координация взаимодействия подсистем общества, обеспечивающее согласование целей ее развития с интересами различных социальных групп на основе принципов на основе ценностей политической культуры общества. Представители системных концепций власти – Т. Парсонс, Д. Истон, М. Крозье, Г. Алмонд.
2. В реляционных концепциях власть рассматривается как отношение или общение.
А. Бихевиоралистские интерпретации представляют власть в виде состояния воль политических акторов. Так, Г. Лассуэлл и А. Каплан включают в структуру власти а) контроль над ресурсами, б) участие в принятии решений; в) обладание волей и влиянием.
Б. В интеракционистских концепциях власти исследовательское внимание сосредоточено на стабилизационном эффекте власти и ее регулятивной функции, способствующей разрешению противоречий и конфликтов по поводу перераспределения ресурсов. Так, в работах К. Шмидта, Р. Дарендорфа и Л. Козера власть представлена в качестве гаранта социального равновесия.
В. Коммуникативные интерпретации власти (Х. Арендт, Ю. Хабермас) трактуют власть как многостороннее общение, обеспечивающее согласование действий людей в соответствии с некими общезначимыми смыслами, идеалами или целями.
Г. Постструктуралистские концепции власти (М. Фуко, П. Бурдье) представляют власть как основу для контекстов общения, как средство перераспределения символического капитала (потенциала воздействия на мотивацию и мировоззренческие ориентации людей). Истоки власти лежат в организации пространства, способе мышления людей и в политических речах, которые осуществляют «разметку» политического пространства посредством номинаций – приписывания явлениям и процессам политики определенных значений, имеющих отношения к потребностям людей и возможностям их реализации. Власть порождается феноменами делегирования и представительства, обеспечивающими отдельным людям или группам возможность выступать от имени более крупных групп.
Таким образом, многообразие трактовок власти, существующее в политической науке, раскрывает многогранность и сложность данного явления.
Механизм властвования:
Сложность и противоречивость механизма властвования раскрывается в структуре данного процесса, а также в многообразии возможных видов волевых отношений людей.
Механизм властвования имеет две стороны. Первая, конфликтная сторона, обусловлена социальными противоречиями и проявляется в том, что любая власть порождает сопротивление и противодействие. В крайних своих проявлениях эта сторона выражается в форме насилия. Вторая, целевая сторона властвования, обеспечивает согласие и объединение усилий участников властных отношений. Она обусловлена социальной природой людей и потребностью человеческих сообществ в сохранении целостности.
Реализация власти в различных масштабах имеет свои особенности. На межличностном и групповом уровневласть может осуществляться через силу, принуждение, побуждение, убеждение, влияние, манипуляцию и авторитет: Власть в виде силы означает способность субъекта добиться желаемого результата посредством физического или психического воздействия на подвластного или с помощью ограничения его действий. Принуждение – это форма воздействия с высоким уровнем давления, которая представляет для принуждаемого перспективу серьезного урона или лишения в любом случае, как он ни поступит. Побуждение основывается на способности субъекта власти предоставить подвластному блага (материальные ценности и услуги), в которых тот заинтересован. При убеждении ресурс власти заключается в средствах, используемых для формирования мотивации объекта подчиниться воле субъекта. Влияние осуществляется путем косвенного воздействия на поведение объекта и не гарантирует результата. Манипуляция имеет форму побуждения, убеждения или влияния, при которых субъект скрывает отсутствие намерения обеспечить объекту достижение целей, к которым тот стремится, выполняя его волю. Ресурсом власти в форме авторитета выступают причины, в силу которых объект считает требования субъекта правомерными, справедливыми, оправданными.
Если в малых группах отношения власти тесно переплетены с межличностными отношениями и многообразны в своих проявлениях, то в масштабах общества властные отношения проявляются еще сложнее. В условиях гражданского мира и согласия власть в обществе малозаметна для ее участников. В повседневной жизни, особенно при отсутствии политической символики, люди редко осмысливают свое повседневное поведение в категориях власти и подчинения. Такая мимикрия власти обеспечивается ее во-первых, институционализацией, во-вторых, наличием механизмов, опосредующих взаимодействие властвующих и подвластных субъектов, в-третьих, относительной обезличенностью, формализацией властных отношений в обществах с развитыми политическими институтами.
Механизмами осуществления власти в больших социальных общностях (в таких общностях, члены которых не могут лично знать всех и каждого своего представителя) являются господство, руководство, управление, организация и контроль. Господство – власть, воплощенная в системе институтов, организаций, учреждений, правовых и других социальных норм. Руководство состоит в выработке и принятии обязательных для всего общества решений. Управление – практическая деятельность по реализации принятых решений. Организация – это координация и согласование действий субъектов. Контроль означает сбор и анализ информации о реализации принятых решений для возможной корректировки действий участников властных отношений.
Подобно магнитному полю, власть пронизывает общество насквозь, но при этом она распределена неравномерно. Распределение власти в обществе никогда не бывает окончательным. В силу того, что стремление к власти является одним из важнейших мотивов социальной активности, борьба за власть в тех или иных формах неискоренима. В то же время, в обществе возможно достижение долговременного баланса властей различных субъектов, позволяющего власти служить тем общественно полезным целям. В европейской политической философии в качестве такого средства выработаны и опробованы на практике механизмы разделения властей, а также механизмы сдержек и противовесов, являющиеся атрибутами правового государства.
Власть может принимать различные формы:
Власть-сила, могущество (англ. power) – способность субъекта воздействовать на поведение других. Часто означает форму влияния, производную от угрозы сурового наказания за неподчинение.
Потестарная власть (от лат. рotestas – «власть») – отношения, связанные с контролем над применением силы в доклассовых (догосударственных) социальных образованиях.
Господство (domination) – политическая власть, закрепленная в общественных институтах. Для осуществления господства субъектам политики необходимо обладать монополией на законное применение физического принуждения. В теории М.Вебера господство означает высокую вероятность того, что приказы субъекта властвования будут выполнены подчиненными.
Авторитетно-властные полномочия (authority) – влияние, проистекающее из признания другими, по их собственной воле, чьего-либо права принимать решения, вводить нормативные установления и рассчитывать на подчинение. Правители стремятся именно к такой власти, поскольку она связано с наименьшими рисками и издержками в процессе управления.
Влияние (англ. influence) – способность субъекта воздействовать на поведение других желательным образом за счет привлечения нематериальных, часто косвенных средств. Некоторые исследователи рассматривают влияние как наиболее емкое понятие, охватывающее все средства воздействия, от побуждения до принуждения.
Власть-принуждение (англ. coercion) – форма влияния с высоким уровнем давления или понуждения. Форма власти, предстающая для принуждаемого в виде перспективы серьезного урона или лишения в любом случае, как он ни поступит. Как нелегитимное понуждение такая власть противоположна власти-полномочиям (authority), предполагает конфликтные взаимодействия.
Власть, таким образом, есть непременная сторона человеческого общежития; она обусловлена необходимостью подчинения единой воле всех участников любого сообщества людей в целях обеспечения его целостности и стабильности. Власть носит всеобщий характер, она пронизывает все виды человеческого взаимодействия, все сферы жизнедеятельности общества. Научный подход к анализу феномена власти требует учета множественности ее проявлений и выяснения специфических особенностей ее отдельных видов – семейной, школьной, производственной, политической, политической, международной и иной.
Дата добавления: 2016-01-18; просмотров: 4071;