Средства выразительности объемно-пространственной композиции
Выразительность объемно-пространственной композиции достигается с помощью следующих композиционных средств – симметрии и асимметрии, ритма, пропорций, масштаба, масштабности, тектоники, а также цвета, фактуры и т.д.
Симметрией называется строго закономерное расположение одинаковых элементов, архитектурных форм и объемов относительно оси или плоскости, проходящих через геометрический центр композиции (рис. 6.2.).
Рис. 6.2. Примеры симметричных композиций:
а – вилла Ротонда в Виченце; б – здание биржи в Санкт-Петербурге; в – здание библиотеки в Москве
Так, например, расположение архитектурно-конструктивных элементов (окон, дверей, простенков) в здании должно быть определено по отношению к оси с соблюдением правил симметрии.
При асимметричной композиции ее отдельные элементы располагаются так, что оси симметрии полностью или частично отсутствуют (рис. 6.3.).
Рис.6.3. Ассиметричная композиция. План и перспектива.
Ритмом в архитектуре называется закономерное чередование одинаковых архитектурных форм и членений или интервалов между ними. Ритм в композиции может применяться по горизонтали и вертикали. Пример ритма – размещение окон и простенков в гражданском здании, одинаково повторяющихся по горизонтали и вертикали.
Пропорциями в архитектуре называют соотношение геометрических размеров (длины, ширины и высоты) элементов и членений архитектурных форм между собой и с целым. Размеры помещений, оконных и дверных проемов, форма и габариты объемов здания определяют на основе функциональных требований, но их архитектурно-художественное воплощение осуществляется путем установления таких соотношений, которые создавали бы впечатление о здании как о произведении архитектуры.
Среди систем пропорциональных отношений в архитектуре используются целочисленные пропорции, пропорциональная система «золотое сечение» и геометрическое подобие. Целочисленные пропорции бывают контрастными (1:2, 1:3, 2:3, 2:5, 3:5 и т.д.) и нюансными (10:11, 11:12, 12:13 и т.д.). В практике за единицу целочисленных пропорций принимается отрезок, соразмерный с величиной какого-либо повторяющегося в здании строительного элемента или детали, и называемый пропорциональным модулем. В настоящее время этот модуль чаще всего совпадает с величиной строительного модуля.
Пропорциональная система ”золотое сечение” основано на геометрическом построении, в котором целое делится на две части, из которых меньшая так относится к большей, как большая часть – к целому (рис.6.4.). Если за целое принять 1, то большая часть равна 0,618, а меньшая – 0,382; т.е. 0,382:0,618=0,618:1.
Рис. 6.4. Графическое построение пропорциональной системы «золотое сечение»
Особенность этого соотношения заключается в том, что если за целое принять полученную большую часть (0,618), то при делении ее по тому же принципу, большая часть нового деления будет равна меньшей части прежнего деления (0,382), т.е. в результате можно получить бесконечный пропорциональный ряд в обе стороны от 1, а именно: …. 4,236; 2,618; 1,618; 1,0; 0,618; 0,382; 0,236; 0,146;…
В этом ряду сумма двух смежных членов равна предыдущему, а разность – последующему. Каждый последующий член ряда может быть получен умножением предыдущего на число 0,618, называемое модулем “золотого сечения”. Сочетание членов ряда “ золотого сечения” дает самые благоприятные для глаза пропорции и широко применяются в построении архитектурных композиций.
Метод геометрического подобия основан на применении пропорционально подобных геометрических фигур, в частности прямоугольников. Признаком подобия прямоугольников является параллельное или перпендикулярное расположение их диагоналей, что обеспечивает подобие прямоугольных членений элементов и деталей (рис. 6.5.).
Рис. 6.5. Подобие прямоугольников на основе параллельности или перпендикулярности диагоналей
Масштабность в архитектуре – это соотношение воспринимаемой человеком величины композиции и ее элементов с размерами самого человека и с размерами привычных для человека элементов (окон, дверей и т.п.), а также соотношение восприятия размеров элементов и здания в целом с окружающей средой (рис. 6.6.а, б)
Рис. 6.6. Масштабность в архитектуре:
а – многоэтажное здание (в центре между двумя более высокими); б – то же, между более низкими
Масштаб в архитектуре характеризует степень расчлененности композиции, крупность ее форм как по отношению к самому зданию, так и к окружающей застройке. Здание, большое по величине, но расчлененное на мелкие элементы, воспринимается как более мелкомасштабное по сравнению с небольшим зданием, расчлененным на более крупные элементы (рис. 6.7 . в, г).
Рис. 6.7. Масштаб в архитектуре:
в – малоэтажное здание с крупными членениями между многоэтажными зданиями с мелкими членениями; г – многоэтажное здание с мелкими членениями между малоэтажными зданиями с более крупными членениями
Тектоника в архитектуре – это средство выявления и воплощения в архитектурных формах характера конструктивно-пространственной системы сооружения, взаимодействия основных конструктивных элементов системы между собой, т.е. тектоника – это конструктивное строение архитектурного сооружения, выявленное и использованное в художественных целях.
Тектоника – одно из наиболее сложных в архитектуре средств выразительности и организации формы. Любой архитектурный замысел выполняется с помощью технических средств, т.е. каждое здание и сооружение становится материальной действительностью только в конструкциях. Пластически разработанная конструктивная система, воплотившаяся в архитектурные формы, называется тектонической системой.
Тектоника раскрывает единство конструкции и архитектурно-художественной формы, отражает в ней работу конструкции и материала на сжатие, растяжение, изгиб и осязаемо выявляет прочность, устойчивость и равновесие конструкции и сооружения в целом. Знание тектоники особенно важно для инженеров-строителей, разрабатывающих конструкции зданий.
Здания и сооружения в зависимости от их конструктивных решений, выявленных во внешнем облике, могут восприниматься человеком тяжеловесными, массивными или, наоборот, легкими, воздушными и, соответственно, вызывать у человека ощущение тяжести или легкости (рис. 6.8. и 6.9.).
Рис. 6.8. Тектоника. Греческий дорический ордер. Зрительное выявление сущности работы стоечно-балочной системы.
Рис. 6.9. Тектоника. Динамичная форма конструктивного решения аэровокзала.
Кроме настоящей тектоники зданий и сооружений используют декоративную тектонику, позволяющую тяжеловесные конструктивные решения зрительно воспринимать как более легкие. Так, например, арочно-стеновые (Колизей в Риме) и стеновые (Палаццо Ручеллан в Венеции) системы кажутся менее тяжеловесными при оформлении их под стоечно-балочную ордерную систему (рис. 6.10.).
Рис. 6.10. Примеры декоративной тектоники:
а – Колизей в Риме; б – палаццо Ручеллан во Флоренции.
Дата добавления: 2016-01-18; просмотров: 3234;