Трансформные разломы
Срединно-океанические хребты и в меньшей степени абиссальные равнины расчленены разломами, расположенными по нормали к ним, получившими название трансформных. Они расчленяют СОХ и оси спрединга на отдельные сегменты, смещённые в плане относительно друг друга (рис. 8.4 - 8.7, 8.10).
Рис. 8.10. Главные типы трансформных разломов (I) и тройных сочленений (II), по Дж.Уилсону и Мак-Элхини (1973). 1 – ось спрединга («хребет); 2 – конвергентная граница («дуга», «жёлоб»); 3 – трансформный разлом. |
Амплитуда латеральных смещений по одному разлому достигает сотен и даже 1000 км, а суммарная – до 4000 км. Вдоль трансформных разломов наблюдаются проявления вулканизма, гидротермальных процессов и протрузии серпентинизированных пород мантии, а также в трансформных ущельях – метаморфизованнык в зеленосланцевой и амфиболитовой фации породы. Крупнейшие разломы называются трансокеанскими или магистральными их протяжённость составляет несколько тысяч км. Ущелья вдоль трансокеанских разломов достигают значительной ширины и большой глубины (до7-8 км), превышающей глубину абиссальных равнин. Меньшие по масштабам трансформные разломы пересекают СОХ примерно через 100-200 км и продолжаются на незначительные расстояния в пределах абиссальных равнин. Более мелкие разломы не выходят за пределы СОХ и отстоят друг от друга на десятки км, а самые мелкие – пересекают лишь гребневые зоны и рифтовые долины.
Горячие точки
Горячие точки – точки подъёма мантийных струй (плюмов) или тепловых потоков, поднимающихся из нижней мантии или даже с границы мантия-ядро. Большая часть горячих точек приурочена к пересечениям рифтов СОХ зонами крупных трансформных разломов (Исландия, Азорские о-ва и др.) или к тройным точкам сочленения рифтов, а на континентах – к современным или древним рифтовым системам и к их пересечению разломами или сочленению (рис. 8.11, 8.12). По Л.П. Зоненшайну и Л.А. Савостину (1979) все горячие точки, обязанные своим происхождением одной и той же конвективной ячейке, неподвижны относительно друг друга, тогда как горячие точки, принадлежащие разным конвективным ячейкам, могут смещаться, и их относительное смещение будет свидетельствовать о движении самих конвективных ячеек.
Рис. 8.11. Современное размещение главных горячих точек по Дж.Вилсону (1973). |
Поскольку картина вертикального подъёма струй с больших глубин не совсем сочетается с конвективными течениями в мантии и с их длинными горизонтальными ветвями О.Г. Сорохтиным и С.А. Ушаковым было выдвинуто предположение, что магматические очаги должны располагаться не глубже 60-80 км, т.е. непосредственно под литосферой плит с океанской корой.
Какую бы точку зрения не принимать на происхождение горячих точек, анализ движения литосферных плит по отношению к ним выявляет иную систему перемещений по сравнению с регистрируемой по другим данным. След прохождения литосферной плиты над горячей точкой на поверхности представлен вулканогенными или интрузивными образованиями, возраст которых в разных участках будет направленно изменяться.
Рис. 8.12. Карта распределения горячих точек на поверхности Земли. 1 – горячие точки базальтового вулканизма; 2 – границы наращивания плит; 3 – границы поглощения плит; 4 – предполагаемые области восходящих потоков в мантии (по О.Г.Сорохтину, 1974 г); 5 – линии, отвечающие половине расстояния между областями восходящих и нисходящих потоков в мантии; 6 – полюса вращения Тихоокеанской плиты относительно: *1 - горячих точек Тихого океана (по Дж.Моргану, 1972 г., *2 – системы островных дуг запада Тихого океана; 7 – траектория движения Тихоокеанской плиты (а – вокруг полюса *1, б- вокруг полюса *2). |
Дата добавления: 2016-01-16; просмотров: 2114;