Интегральная теория социальных контрактов признает моральное разнообразие
Различных культур. Состоит из двух уровней норм. Она включает набор гипернорм, универсальных для всех культур, которые нельзя нарушать (запрет на воровство, убийство, рабство), и множество приложимых к разным отдельным сообществам наборов относительных норм, действующих в пределах этих сообществ (например, в некоторых сообществах операции на основе конфиденциальной информации допустимы, в других нет). Когда универсальные гмпернормы вступают в конфликт с нормами сообществ, первые должны иметь приоритет.
Телеологические принципы при оценке моральных аспектов решения принимают во внимание последствия или конечные результаты решения. Решение считается этичным или неэтичным на основании последствий. Возникает вопрос, для кого? Оценка существенно меняется в зависимости от того, кто является получателем результатов (лицо, принимающее решение, компания, местное сообщество, государство, общество и т.д.). Здесь используется 2 стандарта: эгоизм или утилитаризм. Эгоизм – стандарт, сфокусированный на на личном, индивидуальном интересе (человека или организации). Например, решение перевести производство за рубеж принимают в интересах определенной фирмы. А решение продолжить производство на существующих мощностях, одновременно ведя переговоры с местными работниками и поставщиками о сведении издержек производства, до такого же уровня, как за рубежом – принятие решения в интересах сообщества. Цель решения, принимаемого с точки зрения эгоизма – обеспечить самые благоприятные последствия для носителя эгоистического интереса, не зависимо от того, какое последствия данное решение может иметь для других сторон и лиц.
Эгоизм полезно рассматривать в краткосрочной и долгосрочной перспективе. Если опираться на эгоизм при принятии решения, то очень важно оценивать последствия в долгосрочной перспективе. Это помогает принимать правильные решения. Важно задавать вопрос: каковы будут последствия данного решения в долгосрочной перспективе? Какова будет реакция людей, на которых влияет данное решение. Пример про штрафы на работе (официанты). Концепция просвещенного эгоизма (опора на долгосрочный личный интерес) может быть вполне приемлема.
Утилитаризм (Иеремия Бентам, Джоан Стюарт Милль). Согласно этому принципу решение этично, если оно обеспечивает большую конечную пользу для максимального числа людей. Существует 2 вида утилитаризма: утилитаризм действия и утилитаризм правил. Индивидуальные действия оцениваются в соответствии с утилитаризмом действия тогда, когда их моральная ценность определена последствиями конкретного акта. Утилитаризм правил предписывает руководствоваться набором правил, которые, если им следовать в течение долгого времени, дадут максимальную конечную пользу. В случае единичного конкретного действия это может быть не так. Требование не лгать клиентам. Утилитаризм действия утверждает, что ложь может быть этична, если при этом выгоды значительно превосходят издержки вранья клиентам. Утилитаризм правил, однако, ставит вопрос: «Каков будет эффект от обмана ряда клиентов в течение какого-то времени?». Доверие и сам бизнес могут быть вскоре потеряны. Итак, ложь не приносит максимальную конечную выгоду. Следовательно, требование не лгать клиентам, должно быть правилом. Таким образом, утилитаризм правил сосредоточен на долгосрочной перспективе (так же, как просвещенный эгоизм).
Деонтологические принципы. Руководством к принятию решения не является оценка результатов данного решения (как это было при телеологических принципах). Мы ориентируемся на изначально установленные, заданные правила. Деонтологические принципы в целом можно разделить на 2 группы:
· принципы, основанные на правах;
· принципы справедливости.
Принципы, основанные на правах. Вы человек, поэтому у вас есть права. Эти
Права связаны с возложением на других людей обязанности не нарушать ваши права. Вы же, в свою очередь, обязаны не нарушать права других людей. Относительно состава прав имеются разногласия, но по поводу концепции права человека их нет. Разработку концепции моральных прав приписывают Иммануилу Канту. Он сформулировал категорический императив. Смысл в том, что действие правильно с точки зрения морали только в том случае, если вы хотите, чтобы все люди в подобной ситуации поступали также.
Существуют разнообразные списки прав, которыми полезно руководствоваться при оценке этических аспектов решения. Например, тем, который сформулирован во Всеобщей декларации прав человека. Перечень прав, являющихся основными для предпринимательской деятельности сформулировал Дж. Кавана:
Дата добавления: 2016-01-09; просмотров: 956;