Право в системе социальных норм. 1. Нормы права являются не единственным регулятором общественных отношений
1. Нормы права являются не единственным регулятором общественных отношений. Наряду с нормами права общественное поведение регулируют и другие нормы, принятые в обществе и имеющие не меньшее значение, чем нормы права. Данные нормы получили наименование социальных норм. К социальным нормам относятся:
• нормы морали;
• религиозные нормы;
• обычаи;
• нормы общественных организаций;
• нормы профессиональных групп;
• нормы этикета;
• неформальные нормы отдельных социальных групп;
• иные нормы.
2. Нормы морали — устойчивые представления в обществе о добре и зле, о допустимом и недопустимом поведении, например уважение к старшим, вежливость и др. Нормы морали имеют следующие особенности:
• не подкреплены принудительной силой государства;
• но влекут сильное общественное осуждение в случае их нарушения;
• тем самым являются мощным регулятором общественных отношений.
Сильной чертой норм морали является их всеобъемлющий характер (правом нельзя урегулировать абсолютно все отношения, в то время как под критерий моральности и аморальности можно подвести почти любой вид отношений).
Религиозные нормы — нормы поведения, установленные определенной религией. По своей сути очень близки к нормам морали (фактически их разновидность, закрепленная в религиозных канонах). Примерами религиозных норм являются 10 заповедей Христа ("Не убий", "Не укради" и др.). В современных мусульманских странах получает распространение "жизнь по исламу" — ежедневное следование нормам ислама в повседневной жизни. Также особенностью норм ислама является их совпадение в ряде стран с официальными правовыми нормами. Обычаи (и близкие к ним традиции) — это правила поведения, утвердившиеся в результате их длительного применения и вошедшие в привычку, закрепившиеся в сознании людей. Они передаются из поколения в поколение, в основном в устной форме. Несоблюдение обычаев влечет общественное воздействие, осуждение. В ряде обществ обычаи имеют более сильное " регулирующее влияние, чем официальный закон. Например, обычай кровной мести у ряда горских народов — представители данных народов воздерживаются от убийства не столько в результате страха перед уголовным наказанием, сколько в результате страха перед кровной местью со стороны родственников убитого всему роду убийцы. Другой пример обычая — выкуп за невесту; он выплачивается в ряде азиатских обществ, несмотря на то, что официальный закон этого не требует.
Нормы общественных организаций — этоправила поведения, установленные в общественной организации и регулирующие отношения между ее членами. Данные норму:
• определяют:
• права, обязанности членов (обязанность платить членские взносы);
• структуру объединения, порядок формирования, компетенцию высших органов;
• распространяются только на членов данной организации;
• обеспечиваются мерами общественного воздействия, такими как:
• предупреждение;
• выговор;
• исключение из организации и др.
В качестве примера жесткого регулирующего действия подобных норм можно привести нормы КПСС для членов партии (выговор по партийной линии, исключение из партии за какой-либо проступок были не меньшим наказанием, чем другие наказания, установленные законом).
Нормы профессиональных групп регулируют поведение представителей отдельных профессий. Например, ими могут быть:
• нормы адвокатов:
• писаные — Кодекс адвокатской этики (адвокатская тайна, запрет вести дела в интересах стороны — в прошлом противника клиента по этому же делу);
. неписаные (не "перебивать" клиентов, не устанавливать цены за услуги, явно отличающиеся от общепринятых, и др.;
• нормы врачей:
• писаные (например клятва Гиппократа, иные);
• неписаные, распространенные среди врачей;
• в прошлом — неписаные нормы поведения функционеров КПСС (спокойствие, невыражение своей позиции, бесконфликтность, стремление не принимать единоличных решений и др.);
• нормы представителей иных профессиональных групп.
Указанные нормы, как правило, носят (носили) неформальный характер, но их нарушители рискуют (рисковали) быть отторгнутыми другими представителями данной группы. Нормы этикета — нормы ежедневного поведения, внешнего вида, общения. Например, законы не требуют опрятно одеваться, но данное требование самостоятельно выполняется людьми, признающими основополагающие правила этикета.
Неформальные нормы отдельных социальных групп включают в себя, в частности:
• нормы преступников, соблюдаемые в преступном мире (например "воровской закон", влияние которого в преступной среде постепенно ослабевает);
• "дворовые", молодежные нормы (являются более сильным регулятором для молодежи, чем законы);
• негласные армейские нормы и т. д.
Таким образом, поведение человека в обществе регулируется не только правом, но и многочисленными, часто незримыми социальными нормами.
3. В правовой науке наблюдается два явления:
• правовой идеализм — ошибочное убеждение, что все отношения в обществе можно урегулировать правом. Например, невозможно урегулировать только правом:
• режим в исправительных учреждениях; . отношения между военнослужащими;
• отношения родителей и детей и т. д.) — в реальной жизни всегда есть и будут сферы, недосягаемые для права;
• правовой нигилизм — ошибочное убеждение, что правом почти ничего нельзя урегулировать (даже в тех сферах, где возможности регулирования правом ограничены, право в любом случае выполняет регуляторную функцию (например трудно на практике запретить законом недобросовестное выполнение родительских обязанностей или телесные наказания детей, но в случае явного злоупотребления ими со стороны родителей это будет так или иначе замечено обществом и государством, и существует возможность ограничения произвола родителей правовыми мерами; то же касается и других не регулируемых правом сфер).
Дата добавления: 2015-11-28; просмотров: 1544;