Б) Рационалистические концепции истории

С началом Нового времени христианская историософия была подвергнута критическому переосмысливанию. Характерное для XVII в. пантеистическое отождествление Бога и природы обернулось мировоззренческим шоком новоевропейского человека, ощутившего себя песчинкой в бесконечной Вселенной, подчинением живой человеческой личности с ее потребностями и целями безличному, объективному Разуму. Долгое время рационализм отрицал возможность научного познания истории, рассматривая последнюю как царство случайности и произвола, насилия и заблуждений, отчуждения и несвободы человека. Отрицание истории в культуре Просвещения (Франция XVIII в.) способствовало появлению идеи революции как прыжка из “истории” в “природу”, из царства принуждения и неразумия в царство разума и свободы. Только резкий контраст практических результатов Великой французской революции с утопическими проектами будущего позволил реабилитировать “историю”, сделать ее предметом научного и философского анализа.

Отправной точкой создания рационалистической (всемирно-исторической) концепции истории является романтический культ великой личности” (Шиллер, Фихте, Ф. Шлегель, В. Скотт), нашедший позднее философско- теоретическое обоснование и систематическую форму выражения в философии истории Гегеля и историческом материализме Маркса.

Взаимосвязь духовного и естественного в историческом процессе составляет основную проблему рационалистической концепции истории, предлагая два крайних решения, какими были философия истории Гегеля и исторический материализм Маркса. Но и в том, и в другом случае основные положения этой концепции сохраняют свою силу, а различия, несмотря на их глубину, имеют все же частный характер. И Гегель, и Маркс стоят на точке зрения, что история универсальна, в ней действуют общие и объективные по характеру закономерности. История проходит три ступени. У Гегеля это — восточный (азиатский), грекоримский (античный) и германский (европейский) мир. У Маркса в Предисловии к “Критике политической экономии” — азиатская, античная, феодальная и капиталистическая формации, а в подготовительных рукописях к “Капиталу” — докапиталистическое, капиталистическое и посткапиталистическое общества. Для обоих мыслителей характерен тезис о том, что важнейшим общественным институтом является государство: как наличное бытие нравственной идеи (Гегель) или как политико-юридическая надстройка над экономическим базисом (Маркс). Их объединяет также и интерпретация исторического познания — в состав его они включают как раздел, связанный с изучением фактической стороны истории, так и теоретико-методологический раздел: философия (Гегель) или социология(Маркс).

В связи с тем, что долгое время в нашей стране историческая концепция Маркса была единственно возможной методологией, а также исходя из того, что идеи Маркса оказали огромное влияние на осмысление истории человечества - практически все исторические концепции либо заимствуют теоретические положения концепции Маркса, либо полемизируют с ним, необходимо в общем виде изложить содержание воззрений Маркса на исторический процесс.

Для К.Маркса целью истории является становление свободы. Человек в его исторической концепции - не средство, используемое духом для достижения своих целей, как в философии истории Гегеля, а цель истории. Цель всемирной истории - эмансипация человека. Однако человек отнюдь не действует по собственному велению и произволу. Человек для Маркса - совокупность общественных отношений. Следовательно, действия человека предопределены существующими конкретными общественными отношениями, непременным условием его развития является развитие последних. В соответствии с разработанным Марксом материалистическим пониманием истории, в основе развития общества лежит развитие способа производства, а именно: производительных сил, состоящих из средств производства и человека; и производственных отношений. Вместе с тем, характер и формы развития способа производства зависят от деятельности человека, и, поэтому, представляет результат взаимодействия двух активных начал: объективного и субъективного факторов. (6. С. 26)

Согласно концепции Маркса, историю можно условно разделить на 3 периода:

*На первом этапе человек в принципе свободен, однако он находится в животном состоянии, свободен как животное: он, с одной стороны, не может отчуждаться от себя, т.е. потерять свою свободу, но, с другой стороны, не может осознать свою свободу и пользоваться ей. Чтобы познать себя, человек должен пройти стадию отчуждения от себя.

* Поэтому второй этап всемирной истории - отчуждение человека от себя.

В экономической сфере источником отчуждения служит возникновение частной собственности. Здесь имеются 2 формы отчуждения:

1. отчуждение человека от продукта его труда

2. отчуждение человека от его труда.

Поскольку человеку не принадлежит собственность, поскольку результаты его труда ему тоже не принадлежат, труд человека не доброволен, а принудителен.

В социальной сфере отчуждение проявляется в 2-х формах:

1. Отчуждение человека от самого себя (поскольку от человека отчуждается его личная жизнь, она - не принадлежащая ему деятельность). Его личная жизнь ... повернутая против него самого, не зависящая от него, не принадлежащая ему деятельность.(8, С.91)

2. Отчуждение людей друг от друга, от общества. (8. С.94)

По мнению Маркса, в обществе, где господствуют товарно-денежные отношения, человек ценен настолько, насколько он является товаром. Общество расслаивается, возникает социальное неравенство, люди попадают под гнет товарно-денежных отношений. Место человека в обществе определяется количеством имеющегося у него капитала, и уже не люди пользуются деньгами, а деньги управляют миром. Вследствие социальной дифференциации, возникновения антагонистических классов, появляется и государство, которое выступает как машина поддержания господства одних классов другими. Поэтому неимущие, составляющие большинство общества отчуждаются от государства и власти.

В духовной сфере также производится именно такая продукция, которая может принести прибыль, но она вовсе не ориентирована на удовлетворение подлинно духовных потребностей человека.

*Третий этап всемирной истории станет действительностью тогда, когда человек преодолеет отчуждение. Важнейшим направлением преодоления отчуждения является ликвидация частной собственности. Уничтожение частной собственности повлечет за собой также уничтожение антагонистических классов, которое, в свою очередь, делает излишним государство. Возникает самоуправляющееся общество. Уничтожение частной собственности, государства, товарно-денежных отношений приведет к тому, что в духовной сфере отпадет необходимость творить ради денег, вследствие чего произведения духовной культуры станут не средством получения прибыли и удовлетворения их духовных потребностей, а способом самореализации идей и удовлетворения их подлинно духовных интересов.

В обществе, в котором будет преодолено отчуждение, люди будут видеть друг в друге именно людей, а не владельцев капитала. Общество, в котором преодолевается отчуждение, становится коммунистическим. Вместе с тем, коммунизм, по мнению Маркса, не есть цель истории. Это - условие достижения целей истории - эмансипации человека, начало подлинной истории.

В общем виде характеристику основных этапов всемирной истории по Марксу можно представить в виде таблицы:

 

 


 

Основная характеристика эпохи, этапа Формы ее проявления в различных сторонах общественной жизни
    экономическая сфера политическая сфера социальная сфера духовная сфера
Человек находится в животном состоянии, не осознает себя и своей свободы первобытная общественная собственность дикость, отсутствие политической организации первобытное, бесклассовое общество (люди общаются как животные) духовные потребности отсутствуют)
самоотчуждение человека частная собственность государство - аппарат для подавления одного класса другим классово-антагонистическое общество (люди общаются как функции) потребляются искусственные, навязанные духовные ценности)
эмансипация человека коммунистическая общественная собственность свободное безгосударственное общество коммунистическое бесклассовое общество (люди общаются как люди) потребляются подлинно духовные ценности

Рационалистическая концепция истории имела научное значение в рамках индустриального общества и позволила выявить предпосылки, тенденции и закономерности его становления в той форме, в какой это имело место в Западной Европе. Присущий этой концепции европоцентризм значительно сокращал возможности построения картины всемирной истории, ибо не учитывал особенности существования и развития не только иных цивилизаций (Америка, Азия, Африка), но даже так называемой европейской периферии (Восточная Европа и особенно — Россия). Это обусловило кризис рационализма и необходимость создания альтернативной концепции истории, более отвечающей духу времени и уровню развития науки.

 

 









Дата добавления: 2016-01-07; просмотров: 1675;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.008 сек.