Другие вирусные инфекции рыб

Во многих странах Европы широко распространены такие ост­розаразные вирусные болезни форели, как инфекционный некроз поджелудочной железы и инфекционный некроз гемопоэтической ткани, а также вирусные инфекции у канального сома, угря, аква­риумных рыб и др. В нашей стране они пока не отмечены, но суще­ствует опасность их заноса при перевозках оплодотворенной икры и посадочного материала. Каждое из названных заболеваний вызы­вают отдельные вирусы. Они во многом сходны с ВГС и ВВК по эпизоотологии, характеру проявления болезней, методам диагнос­тики, а также мерам борьбы.

Поэтому при подозрении на вирусную инфекцию рыб необходи­мо своевременно проводить диагностические, особенно вирусоло­гические, исследования по вышеописанным схемам для выявления очагов инфекции. Надежной защитой от их заноса в наши водоемы является постоянное осуществление комплекса общих профилак­тических мероприятий в рыбоводных хозяйствах, а также строгий ветеринарный надзор за перевозками живой рыбы, икры, рыбного сырья, водных беспозвоночных и других гидробионтов как внутри страны, так и при импортно-экспортных операциях.

Оспа карпов

Оспа (папилезная эпителиома) — заразное заболевание карпо­вых рыб, возбудителем которого предположительно является вирус, локализующийся в эпидермисе кожи.

Распространение и экономический ущерб.В нашей стране оспа карпов распространена в прудовых хозяйствах. Она протекает хро­нически в виде спорадических вспышек, вызывая в основном порчу внешнего вида рыбы. Поэтому основной ущерб от нее складывается из потерь от выбраковки рыбы, потерявшей товарный вид.

Возбудитель— предположительно ДНК-содержащий вирус диа­метром 110— 115 мм. Однако до сих пор не удалось выделить и куль­тивировать вирус, а также воспроизвести болезнь эксперименталь­но. Наличие вируса у больных рыб было подтверждено только гис­тологически и электронно-микроскопически — обнаружением элементарных вирусных телец в эпителиальных клетках эпидерми­са кожи.

Эпизоотологические данные.Оспа карпов поражает главным об­разом карпов, сазанов и их гибридов, реже — леща, плотву, язя, ка­рася и других рыб. Болезнь регистрируют преимущественно у рыб в возрасте двух лет и старше. Энзоотии проявляются в летне-осенний период. Больная рыба отстает в росте, худеет, иногда погибает. Пути заражения рыб оспой не выяснены. Болезнь чаще наблюдают в хозяйствах с низким уровнем культуры производства и в водоемах, находящихся в антисанитарном состоянии.

Патогенез и симптомы болезни.Патология при оспе проявляется в виде доброкачественной опухоли — эпйтелиомы, которая форми-


Рис. 40. Карп, пораженный оспой (из Бауера, 1981)

руется за счет гиперплазии и разрастания недифференцированных эпителиальных клеток эпидермиса кожи. Опухолевые разрастания четко ограничены, имеют плотную парафинообразную консистен­цию. Вначале они мелкие, потом разрастаются, образуя конгломе­раты, занимающие крупные участки кожи или распространяющие­ся по всему телу (рис. 40).

Заболевание протекает длительно, хронически, не вызывает массовой гибели рыб. Однако при сильном поражении карпы пере­стают питаться и единичные особи погибают. У тяжелобольных рыб отмечают размягчение костей и деформацию скелета.

Патологоанатомические изменения.Они обнаруживаются только на коже, проявляются папилломатозным разростом эпидермиса кожи, нередко распространяющимся в подкожную клетчатку. Во внутренние органы они не метастазируют; при вскрытии заметных изменений в них не наблюдают.

Диагностика.Диагноз ставят на основании характерных для оспы клинических признаков с учетом эпизоотологических дан­ных.

Лечение.Лечение не разработано.

Меры борьбы и профилактика.Проводят ветеринарно-санитар-ные и рыбоводно-мелиоративные мероприятия, а также периоди­ческое летование прудов. При недостатке в воде и почве кальция водоемы систематически известкуют, а в корм рыбе добавляют мел (до 5—8 % суточного рациона). При низкой естественной кормовой базе и уплотненных посадках рыбы в кормовую смесь добавляют витамины в виде зеленой пасты из водной и луговой растительности (20 % к рациону по сырому веществу) и гидролизные дрожжи (3— 4 %). Ведут селекционно-племенную работу, исключающую имб-ридинг и позволяющую выращивать устойчивое к оспе потомство. На неблагополучные хозяйства накладывают карантинные ограни­чения. В этих хозяйствах весной и осенью выбраковывают больных рыб, особенно тщательно — в маточном стаде.


Сашггарвая оценка рыбы.Рыб с сильной степенью поражения к употреблению в пищу людям не допускают, а направляют на техни­ческую утилизацию или в проваренном виде на корм животным. Условно здоровую рыбу реализуют в торговой сети без ограниче­ний.

БАКТЕРИАЛЬНЫЕ БОЛЕЗНИ (БАКТЕРИОЗЫ)

Аэромоноз карпов

Аэромоноз (краснуха, геморрагическая септицемия, инфекци­онная водянка) — инфекционная болезнь карповых рыб, вызывае­мая бактериями из семейства Vibrionaceae, рода Aeromonas.

Распространение и экономический ущерб. Заболевание широко распространено в большинстве стран Европы, Азии и Южной Аме­рики, где занимаются карповодством. Протекая чаще в форме эпи­зоотии, болезнь наносит большой экономический ущерб, склады­вающийся из потерь от значительной гибели рыб (25—90 %) и боль­ших затрат на оздоровление рыбоводных хозяйств.

Возбудитель болезни — патогенные штаммы бактерий Aeromonas hydrophila (рис. 41). Это короткая [(1,2—1,8) х (0,5— 0,6) мкм] грамотрицательная подвижная палочка с полярным жгу­тиком. Факультативный аэроб, спор и капсул не образует. Растет на обычных питательных средах при температуре 20—30 °С (оптимум 25 *С). На МПБ образует поверхностную пленку, равномерное по­мутнение среды, муаровые волны, хлопьевидный беловато-серый осадок. На МПА вырастают круглые выпуклые блестящие полу-прозращдае с голубоватым оттенком колонии. За счет выделения бактериями цитохромоксидазы колонии дают положительную ре­акцию на оксидазу. В различных географических и климатических зонах образуют несколько серотипов. Высоковирулентные штаммы бактерий обладают гемолитическими свойствами; при экспери­ментальном заражении вызывают ги­бель карпов и белых мышей.

Рис. 41. Бактерия Aeromonas hydrophila

Эпизоотологические данные. Аэро-монозом болеют карпы, сазаны и их гибриды в возрасте от сеголетков до производителей; восприимчивы се­ребряный карась, линь, белый амур, лещ, плотва и некоторые другие кар­повые рыбы. На возрастную воспри­имчивость рыб к аэромонозу влияют температура воды и зональные осо­бенности болезни. В южных районах чаще болеют сеголетки и двухлетки, в центральных и северо-западных — двухлетки, трехлетки и производите­ли карпов, сазана и их гибридов. Источником возбудителя инфек-


ции являются больные рыбы, их выделения и трупы, а также рыбы-бактерионосители. Болезнь передается как прямым контактом больных рыб со здоровыми, так и непрямым — через зараженную воду и корма, с орудиями лова, инвентарем, тарой, спецодеждой, водоплавающей птицей, а также кровососущими паразитами (пи­явками, аргулюсами). Особенно опасны бесконтрольные перевозки рыб из неблагополучных хозяйств.

Острые вспышки аэромоноза появляются в весенне-летний пе­риод при температуре воды 15—20 *С; к осени эпизоотия затухает и болезнь принимает подострое и хроническое течения.

Развитию болезни способствуют плотная посадка и травмирова­ние рыб, ослабление их резистентности (неполноценное кормле­ние, истощение) и неблагоприятные условия в прудах (нарушение гидрохимического режима, загрязнение органическими вещества­ми и др.).

После переболевания рыбы приобретают относительный имму­нитет.

Патогенез и симптомы болезни. Проникая в организм рыб, бакте­рии разносятся кровью во все органы и ткани, обусловливая септи­цемию. Выделяемые ими биотоксины оказывают токсигенное дей­ствие на сосудистые стенки, клетки и ткани, вызывают серозно-ге-моррагическое воспаление кожи, выпотевание транссудата и экссу­дата в рыхлую клетчатку и брюшную полость, дистрофические и некробиотические изменения в паренхиматозных органах.

Инкубационный период составляет 7—30 дней. Различают ост­рое, подострое и хроническое течения болезни с последовательным переходом из одной стадии в другую.

Острое течение наблюдается в начале вспышки, сопровождает­ся массовой гибелью рыб и характеризуется кровоизлияниями, еро-шением чешуи, пучеглазием (экзофтальмия), асцитом, общей водян­кой тела (рис. III). На брюшке, плавниках, боковых стенках тулови­ща отмечают покраснения кожи разных размеров и формы, очаговое или диффузное ерошение чешуи за счет скопления транссудата в подчешуйных кармашках, одно- или двустороннее пучеглазие. Брюшко увеличено в объеме, флюктуирует, при пробном проколе из него вытекает экссудат желто-соломенного цвета с кровянистым оттенком. У зеркальных и голых карпов на коже образуются везику­лы (пузырьки), заполненные прозрачной или кровянистой жидко­стью. Анус выпячен, слизистая его гиперемирована, при надавлива­нии на брюшко из него выделяются слизистые шнуры. Жабры не­редко анемичны или застойно гиперемированы. Больные рыбы угне­тены, малоподвижны, держатся у поверхности воды в береговой зоне, теряют координацию движений и погибают.

Подострое течение отличается снижением смертности рыб, переходом острой в хроническую стадию болезни. При этом на фоне признаков острого течения (очагового ерошения чешуи, пу­чеглазия, асцита) отмечается появление язв на теле рыб. В стаде мо­жет быть различное соотношение больных рыб с разными формами


болезни. Нарушение поведения рыб соответствует тяжести заболе­вания.

Хроническое течение чаще отмечают в конце лета, осенью и зимой; оно сопровождается выздоровлением части рыб. Гибель рыб практически прекращается, за исключением случаев осложнений и действия неблагоприятных факторов внешней среды. Характерным для этой стадии является наличие язв на теле, нередко проникаю­щих в глубокие слои мускулатуры вплоть до оголения костей (см. рис. III). Язвы имеют разную форму с некрозом ткани на дне и ободком грануляционной ткани ярко-розового или бело-серого цвета. У выздоравливающих рыб язвы заживают с образованием рубца. Отмечается деформация туловища. Поведение рыб не отли­чается от поведения здоровых.

Патологоанатомические изменения.Различают асцитную, язвен­ную иасцитно-язвенную формы. Асцитная форма (остроетече­ние) характеризуется глубоким очаговым или разлитым серозно-ге-моррагическим дерматитом, проявляющимся отеком подкожной клетчатки и мускулатуры, эритродиапедезами, клеточной инфиль­трацией и некрозом местных тканей (кожи и мышц). Нередко отме­чают общий отек тела с сильной гидратацией мускулатуры.

Асцит проявляется скоплением в брюшной полости большого количества прозрачной или мутной жидкости с кровянистым от­тенком или студневидной консистенции: серозно-фибринозный или гнойный перитонит, отек и набухание паренхиматозных орга­нов, слипчивое воспаление.

Печень бледная, с желтоватым оттенком, пятнисто гиперемиро-вана, дряблая, в ней преобладают тяжелые воспалительно-деструк­тивные изменения: застойная гиперемия синусоидов, перигланду-лит по ходу тяжей поджелудочной железы, зернисто-жировая и ва­куольная дистрофия гепатоцитов, очаговый некроз паренхимы. Показательным является резкое снижение или исчезновение гли­когена из печеночных клеток.

В более поздних стадиях развивается пролиферативно-клеточ-ная реакция.

В кишечнике десквамативный катар с очаговыми геморрагиями на слизистой, а также истончением стенки. Селезенка и почки рых­лые. Они увеличены в объеме за счет воспалительного отека, гипер­плазии гемопоэтической ткани, скопления макрофагов и пролифе­рации клеток РЭС (ретикуло-эндотелиальной системы). В мочевых канальцах наблюдают зернистую дистрофию эпителия, изредка гломерулонефрит.

В сердце отмечают перикардит с наличием потехиальных крово­излияний. Головной мозг иногда с признаками отека и мелкоочаго­выми некрозами.

При язвенной форме (хроническое течение) — поверхност­ные и глубокие язвы на теле, проникающие иногда до костей. Язвы имеют кратерообразную форму с красным ободком и серо-красно­ватым дном. Иногда встречают очаговый дерматит и выпадение че-


шуи. При заживлении язв образуются рубцы темно-фиолетового цвета. Отмечают искривление позвоночника (сколиоз, кифоз), де­формацию костей головы и плавниковых лучей. Внутренние орга­ны без существенных изменений. В печени отмечают склероз па­ренхимы и цирроз.

Асцитно-язвенная форма(подостроетечение)характери­зуется сочетанием признаков асцитной и язвенной форм. В зависи­мости от тяжести заболевания преобладают воспалительно-дегене­ративные или пролиферативные процессы в органах.

Диагностика.Диагноз на аэромоноз ставят комплексно по ре­зультатам бактериологических исследований с учетом эпизоотоло-гических данных, клинических признаков и патологоморфологи-ческих изменений. Патогенность выделенных культур проверяют постановкой биопробы на карпах массой 150—200г. Серотипиза-цию вирулентных штаммов проводят при реакции агглютинации.

Аэромоноз карпов дифференцируют от весенней вирусной бо­лезни (ВВБ), псевдомоноза, эритродерматита, некоторых токсико­зов и болезней, сопровождающихся покраснением кожи. Весенней вирусной болезнью и псевдомонозом болеют карпы, растительно­ядные рыбы, караси и другие виды. Заболевания протекают остро или подостро без образования язв на теле.

Следует учитывать, что дерматит и язвенные поражения кожи редко бывают при травмах, действии местно-раздражающих ядов, осложненных факультативной микрофлорой.

Меры борьбы и профилактика.При возникновении аэромоноза карпов на неблагополучные рыбоводные хозяйства и естественные водоемы накладывают карантин. Оздоровление проводят путем ле-тования прудов или комплексным методом.

Летование заключается в полном прекращении рыбоводного процесса: осенью пруды спускают, всю рыбу вылавливают, условно здоровую рыбу реализуют в торговую сеть, минуя контакт со здоро­выми хозяйствами. Рыбоводные пруды не эксплуатируют весь год, в течение которого их очищают от ила, проводят дезинфекцию ложа и гидросооружений негашеной (из расчета 25 ц/га) или хлорной (из расчета 3—5 ц/га) известью, промораживают и просушивают, ложе засевают травами, овощами и др. Дезинфицируют орудия лова, тару, спецодежду кипячением или 4 %-ным раствором формалина и другими средствами. После проведения всех ветеринарно-санитар-ных мероприятий пруды зарыбляют здоровой рыбой.

При оздоровлении комплексным методом в хозяйствах, находящихся на карантине, проводят следующие мероприятия: пруды поочередно выводят на летование; за неблагополучными участками закрепляют постоянных рабочих, отдельный инвентарь, проводят лечение рыб, дезинфекцию прудов и гидросооружений, спецодежды, инвентаря, тары; создают благоприятные условия сре­ды и кормления рыб; формируют иммунное стадо рыб.

С лечебной и профилактической целью применяют различные антибиотики, нитрофурановые препараты, сульфаниламиды и ме-


тиленовый голубой (метиленовую синь). С кормом используют биомицин, левомицетин, синтомицин, кормовые антибиотики, фуразолидон, фуртин, нифулин, фурадонин и метиленовый голу­бой (метиленовую синь), приготовляя стандартный гранулирован­ный лечебный корм или добавляя их к тестообразному корму. Курс лечения составляет 10 дней: 5 дней дают лечебные корма по обыч­ным нормам, затем 2 дня — обычный корм. Такие курсы повторяют 2—3 раза в течение лета. Фуразолидон с лечебной целью применяют из расчета 0,6 г/кг, с профилактической — 0,3—0,4 г/кг, фурадо­нин — 1,5 г/кг корма. Метиленовый голубой (метиленовую синь) до­бавляют в корм из расчета 2—5 мг, биомицин и левомицетин сеголет­кам — 0,3—0,5 г, двухлеткам и производителям — 1,5—2,0 г на одну рыбу. Доза фуртина составляет 60 мг/кг, нифулина 25 мг/кг массы тела рыб, курс лечения 10—14 дней. Ветдипасфен (смесь стрептоми­цина и дибиомицина) применяют в дозе 75 мг/кг массы тела рыб, до­бавляя в комбикорм 0,15 % препарата. Хорошие результаты получа­ют при применении сульгина из расчета 2 г/кг корма.

Для внутрибрюшинной инъекции производителям весной на­значают дибиомицин (2 тыс. ЕД/кг массы) с экмолином, а также левомицетин из расчета 20—30 мг/кг массы рыбы трехкратно. Био­мицин и левомицетин вводят также перорально (через рот) с 3 %-ной крахмальной суспензией из расчета 50 мг/кг массы рыбы с про­филактической целью 1—2 раза и с лечебной — 3—4 раза с интерва­лом 16—18 ч. Наиболее эффективный антибиотик выбирают после предварительного определения чувствительности к ним выделен­ных бактерий.

Товарных рыб, получавших антибиотики и фуразолидон, на­правляют на реализацию через 21 день после окончания лечения.

Карантин с хозяйства снимают через 1 год после последнего слу­чая заболевания рыб, проведения ветеринарно-санитарных мероп­риятий и отрицательных результатов биопробы в производствен­ных прудах.

В профилактике аэромоноза первостепенное значение имеет ох­рана благополучных хозяйств от заноса возбудителей болезни. С этой целью осуществляют строгий ветеринарный контроль за перевоз­кой рыб для выращивания. Завозимый посадочный материал раз­мещают в пруды отдельно от местных рыб, а производителей и ре­монтную группу подвергают карантину в течение не менее 30 дней при среднесуточной температуре воды выше 12 "С. При более низ­кой температуре срок карантинирования удлиняют с таким расче­том, чтобы такая же температура сохранялась 30 дней подряд.

Санитарная оценка рыбы.При хроническом течении болезни после зачистки язв больных рыб направляют на переработку (про­варку, копчение и т. п.). Рыб с признаками острого течения болезни (асцит, пучеглазие, ерошение чешуи) проваривают и используют на корм животным, перерабатывают на рыбную муку или утилизиру­ют. Условно здоровую рыбу реализуют в торговой сети без ограни­чений, не допуская попадания ее в другие водоемы.









Дата добавления: 2016-01-07; просмотров: 1412;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.018 сек.