Западная культура 20 века
В двадцатом веке темпы развития западной цивилизации еще более ускоряются. Основными факторами, повлиявшими на культуру Новейшего времени, были научно-технический прогресс и мировые войны. Рост техники привел к тому, что существенно изменилась повседневная жизнь людей. В быт активно внедряется электричество: это бытовые приборы - электрические чайники, утюги, обогреватели, холодильники, стиральные машины. Изобретение конвейера и производство массовых стандартных изделий имели следствием стандартизацию потребления. Развитие науки и образования, стандартизация, унификация быта и условий труда, а также рост потребления и повышение уровня жизни привели к формированию обширного «среднего класса», который стал основой политической, экономической и социальной стабильности общества и одновременно базой для формирования массовой культуры.
Массовая культура характеризуется рядом признаков, важнейшими из которых являются следующие:
l существует по законам рынка, ориентирована на максимально широкий сбыт своей продукции;
l ориентирована на потребности и вкусы «толпы» - на все слои общества, особенно на молодежь;
l Имеет развлекательный, легко доступный для понимания любым «человеком толпы» характер, нередок примитивизм в отражении реальности, существенное ее упрощение;
l может быть самоуверенной и агрессивной, присуще навязывание культурных штампов населению;
l ориентирована на культ сильной личности.
Массовой культуре противостоит культура элитарная, которой присущи следующие черты:
l не коммерческая, не приносит прибыли, может быть и часто действительно бывает убыточной;
l ориентирована на «узкий избранный круг» людей, их нетипичные для всего общества взгляды и пристрастия;
l сложная по содержанию и форме и требующая усилий и специальной подготовки для понимания;
l несет в себе значительную новизну, часто отрицает старые популярные художественные формы;
l дает возможность для новаторства, поиска и нахождения новых форм, средств и методов в искусстве.
В 20 веке появились новые художественные направления и стили.
Модерн (от французского moderne — новейший, современный) — художественный стиль, для которого характерны гибкие и тонкие текучие линии, декоративность, стилизованные растительные узоры, стремление к индивидуальности, предпочтение свободной планировки интерьеров. Последователи набизма (от древнееврейского «наби» - пророк) ставили своей задачей быть пророками в искусстве, были склонны к символике и пытались выводить символы из математики; так, число «3» у набистов означало Бога, число «4» - творение материи, т.е. Мир, число 7 (7=3+4) — единство мира и Творца). Для набизма были характерны декоративная обобщенность форм, плоскостность изображения, главенство определенного цветового пятна. Фовизм (от французского fauve — дикий) — отличался яркостью и буйностью красок, стихийной динамикой письма, обобщенностью и декоративностью форм, плоскостным изображением. Авангардизм (от французского avant-gardisme — идущие впереди) — движение, ставящее перед собой задачу порвать с существующими нормами и традициями и превратить новизну выразительных средств в самоцель. Авангардизм тесно связан с модернизмом, отражает субъективистское и индивидуалистическое мировоззрение. Кубизм — одна из разновидностей авангардизма. Кубисты старались освободить произведения от конкретных предметных форм и образов и заменить их геометрическими абстракциями. Они широко использовали в своей живописи геометрические и стереометрические фигуры — цилиндры, конусы, кубы — отсюда происходит и название направления — кубизм. Дадаизм (от французского dadaisme — детский лепет) как направление в искусстве самовыразился в иррационализме и художественном нигилизме, когда смыслом произведения становились бессмысленные сочетания слов, звуков, фигур. Свое искусство дадаисты считали средством высвободить подсознательное из психики человека, для того чтобы использовать его для преобразования мира. На основе дадаизма возник сюрреализм (от французского surrealisme - сверхреализм). Возникнув первоначально как направление в литературе, сюрреализм затем перешел в живопись, театр и кинематограф. Источником своего творчества сюрреалисты считали мир подсознания - сновидения, галлюцинации и инстинкты, методом - разрыв логических связей, замененных субъективными ассоциациями. Отталкивались от фантазии и интуиции, они затем разделяли образы на составные части, стараясь сделать их сочетания вызывающими и неестественными, и тем самым «зацепить», привлечь зрителя. Популярным был стиль примитивизм, суть которого — следование нормам искусства примитивных и культурно отсталых народов, прежде всего характерной для них искренней и наивной манере выражения чувств. Направление экспрессионизма провозгласило единственной реальностью субъективный духовный мир человека, главной целью искусства — его выражение.
В литературе крупнейшими именами в числе многих других были - Бернард Шоу, Джон Голсуорси, Анатоль Франс, Андре Моруа, Ромен Роллан, Стефан Цвейг, Лион Фихтвангер, Марсель Пруст, Эрих Мария Ремарк, Жан Поль Сартр, Альбер Камю, Бертольд Брехт; в живописи — Пабло Пикассо, Сальвадор Дали, Томас Икенс, Рокуэлл Кент; в архитектуре — Антонио Гауди, Ле Корбюзье, в музыке — Ян Сибелиус, Жан Кокто, Пауль Хиндемит, Джорж Гершвин, Бела Барток; в науке — Альберт Эйнштейн, Нильс Бор, Курт Гедель, Роберт Оппенгеймер, Энрико Ферми, Норберт Винер, Фрэнсис Крик, Джеймс Уотсон.
Западная культура 20 века, противоречивая и многоплановая, стремилась наиболее полно отразить сложный и неоднозначный мир людей, утвердить общечеловеческие фундаментальные ценности - жизнь, свободу, справедливость, используя всевозможные художественные приемы и находясь в постоянном поиске.
Пабло Пикассо Девочка на шаре, 1905 г.
Дата добавления: 2016-01-03; просмотров: 872;