Новые черты легальной периодической печати в преддверии первой русской революции.

С конца 1890-х годов легальная журналистика все больше приобретает черты капиталистического предприятия – происходит акционирование газет и журналов, возникают крупные издательские концерны; с другой стороны, возникают два новых, прямо противоположных друг другу направления в русской мысли – «легальный марксизм» и декадентство, два полюса в мировоззрении русской интеллигенции.

Система российской печати, сложившаяся в 80-90-х годах, до 1905 года в целом не претерпела существенных изменений. Сохраняются основные общественно-политические группировки – монархическая, либеральная и демократическая, в которую входят теперь издания «легальных марксистов», увеличивается количество специализированных журналов (к которому мы можем отнести и журналы «русского модернизма»). Газеты окончательно оттесняют журналы на второй план и по количеству, и по востребованности в русском обществе. И газеты, и журналы по-прежнему ориентируются и на традиционного интеллигентного российского читателя, и стремятся к охвату как можно более широкой, массовой аудитории, что привело к делению прессы на качественную и массовую.

В начале века становятся известными многие блестящие журналисты, творчество которых может считаться «золотым фондом» русской журналистики – Гиляровский, Амфитеатров, Дорошевич, Суворин, из демократического лагеря – Горький, и многие другие. Однако продолжают свою деятельность и общепризнанные «мэтры» русской литературы и журналистики: Короленко, Чехов. В периодической печати можно встретить публикации Ленина, который уже находился в поле зрения полиции, но еще не был «персоной нон грата» для легальной периодики. Выступления Розанова, Струве, Бердяева, С. Булгакова – «легальных марксистов» - привлекали внимание российской публики к идеям научного социализма.

В то же время в бесцензурной, нелегальной печати и в России, и за рубежом происходят важные изменения, которые «выйдут на поверхность» во время 1905 года. В России революционная интеллигенция, овладевшая учением Маркса, объединяется с рабочим классом, берет на себя роль руководителя политическими акциями пролетариата. Издаваемые ленинским «Союзом борьбы за освобождение рабочего класса» листовки и прокламации становятся фактом политической жизни страны, которые вовлекают в пролетарские акции протеста – стачки и забастовки – все большее количество участников.

Наконец, на рубеже веков происходит объединение разрозненных политических группировок в партии, и в этом процессе важнейшая роль отводилась органам периодической печати.

В 1903 году отмечалось 200-летие русской журналистики, однако не было не только громких юбилейных торжеств – даже статьи о юбилее опубликовали далеко не все ведущие газеты и журналы. Самыми крупными выступлениями стали статьи в газетах «Право» (К.К. Арсеньев «Русская печать на рубеже третьего столетия своего существования»), «Русские ведомости» (материал без подписи «К двухсотлетию русской печати» и материал В. Якушкина о петровских «Ведомостях»), а также в журналах «Мир божий», «Русская мысль», «Исторический вестник», «Образование». «Московские ведомости» и «Новое время» писали о юбилее еще в декабре 1902 года, а журналы «Вестник Европы» и «Вестник знания» практически никак не отозвались на это событие. Отдельные заседания, проведенные 2 января 1903 года, носили исключительно академический характер и были посвящены в основном истории прессы.

Исследователи видят несколько причин этого неудачного празднования такого значительного юбилея. С одной стороны, это цензурные преследования, тем более что в 1902 году министром внутренних дел был назначен В.К. Плеве, а Главным управлением по делам печати руководил Н.А. Зверев - и оба не отличались либерализмом. С другой стороны, еще до образования легальных партий в периодике начало происходить партийное размежевание органов печати. «Местничество» и партийность разъединили журналистику.

Тем не менее в 1903-1905 годах появилось несколько классических для историков журналистики трудов: книга А. Арсеньева «Законодательство о печати» (1903), «Очерки по истории русской цензуры и журналистики XIX» М.К. Лемке (1904), работа сотрудников «Русских ведомостей» В. Розенберга и В. Якушкина «Русская печать и цензура в прошлом и настоящем» (1905).

Периодика как предприятие. Издатели ведущих газет и журналов «Новое время» (А.С. Суворин), «Русское слово» (И.Д. Сытин), «Нива» (А.Ф. Маркс), «Биржевые ведомости» (С.М. Проппер).Капитализация издательского дела на рубеже веков привела к возникновению нескольких крупных концернов, которые в том числе занимались и выпуском периодики.

Одним из самых крупных и самым ранним, ведущим свой отсчет с 1876 года, издательским предприятием было дело А.С. Суворина.

Алексей Сергеевич Суворин (1834-1912) - выходец из крестьянской семьи, который благодаря предпринимательскому таланту смог добиться значительных успехов на издательском поприще. Он обучался в военном училище, преподавал в Бобровске и Воронеже, в 60-х годах переехал в Петербург, где в «Санкт-Петербургских ведомостях» В.Ф.Корша началась его журналистская карьера. В течение десяти лет он публиковал фельетоны под псевдонимом «Незнакомец», пользовавшиеся популярностью у читателей, в 1866 году выпустил книгу «Всякие», которая была сожжена по постановлению суда (за сочувственное изображение русских революционеров). В 1872 году он начинает заниматься изданием – сначала «Русского календаря», затем газеты «Новое время» (с 1876 года – на паях, с 1877 года – в собственной типографии в Петербурге).

Направление «Нового времени» Суворин определил как «откровенное» - в противовес традиционным радикальному, либеральному и консервативному. Это определение прижилось в русском обществе, о чем можно судить, например, по такому высказыванию современника Суворина, обозревателя «Вестника Европы» К.К. Арсеньева: «Все ругали беспринципное и «откровенное» «Новое время», но все читали бойкую, живую, интересную и полную газету, так что в 6 часов вечера на Невском ни у одного газетчика нельзя было найти сегодняшнего номера, хотя газета печаталась одновременно в двух больших типографиях в небывалом для русской печати количестве экземпляров».

Однако по большей части «Новое время» все-таки стояло на стороне правительства, что позволяет современным исследователям журналистики говорить о «консервативном либерализме» как более точном определении направления газеты. С другой стороны, Салтыков-Щедрин еще в начале 1880-х годов заметил определенную гибкость политики «Нового времени», его ориентацию на широкого, массового читателя, что отразилось в сатирической кличке «Чего изволите?» по отношению к газете. Суворина же сатирик назвал «флюгером», подразумевая этим, что издатель искал поддержки у власти, стоял на стороне правительства и самодержавия и так далее. «Меня упрекали в том, что я будто бы флюгер, – писал Суворин В.В. Розанову, своему другу и постоянному сотруднику «Нового времени». – Я вовсе не флюгер. Но будучи человеком, не получившим серьезного и солидного образования, вынужденный постоянно учиться, постоянно читать и на лету схватывать знания я давал свободу мнениям и заботился главным образом о литературной форме». Свою газету Суворин назвал «парламентом мнений» - возможно, еще и поэтому нельзя сказать, что «Новое время» является отражением точки зрения своего редактора-издателя: это целый «хор» разных голосов, различных точек зрения.

В разное время сотрудниками «Нового времени» были А. Чехов, Амфитеатров, Фофанов, Энгельгардт, уже упоминавшийся Розанов, а также М.О. Меньшиков и В.И. Буренин – публицисты, негативное отношение к которым подвергается пересмотру в последнее время. М. Меньшиков вел отдел «Письма к ближнему», в котором отражается патриотическое настроение публициста, его стремление к защите русской государственности. В. Буренин чаще всего выступал в качестве автора воскресного фельетона на литературные темы. Резкие оценки, даваемые Бурениным русским писателям, породили, в частности, известную эпиграмму В.М. Дорошевича:

Бежит по улице собака,

Идет Буренин – тих и мил.

Смотри городовой, однако,

Чтоб он ее не укусил.

Дорошевич же в фельетоне «Старый палач» сравнил Буренина с палачом, встреченным на Сахалине.

Много лет работал в «Новом времени» Розанов, который, хотя и придавал мало значения «направлению» издания и, по его словам, «любил одновременно во многих органах сотрудничать», однако ценил ту свободу, которую давал ему Суворин: «ни разу он не навязал мне ни одной мысли, ни разу не внушил ни одной статьи, не делал и попытки к этому шагу…».

Суворин сумел вовлечь в орбиту своих читателей не только интеллигентов, «образованное меньшинство», но и разнообразных представителей нарождавшегося в России среднего класса, развивающейся буржуазии (для массового издания «Новое время» было слишком дорого). Пользовалась популярностью и влиянием газета и в деловых, и в правительственных кругах. Суворин был хорошо знаком со многими «власть имущими», переписывался с С.Ю. Витте и другими министрами и сановниками. Об этом знали современники, почему и называли газету «министерской»; действительно, с «Новым временем» власть старалась не портить отношения.

Газета приносила Суворину прибыль – по некоторым подсчетам, более миллиона рублей в год. Основной доход шел от публикации рекламы – платных объявлений. Этот капитал Суворин помещал в книгоиздательский бизнес. Он издавал практически виды литературы – справочную («Вся Россия», «Весь Петербург» и т.д.), научную, художественную; предназначенную для народа (дешевую, массовую – серии «Дешевая библиотека», «Научная дешевая библиотека» и другие) и дорогую, для состоятельных людей и библиофилов. Кроме газеты, Суворин издавал журналы «Еженедельное Новое время», «Литературный журнал», а в 1880 года совместно с С.Н. Шубинским основал журнал «Исторический вестник».

В 1891 году для более эффективного ведения разросшегося издательского дела было организовано «Товарищество печатания, издательства и книжной торговли И.Д. Сытина и Ко».

Кроме издательской деятельности, Суворин серьезно увлекался театром, и в 1895 году Суворин создал «Петербургский малый театр».

Для распространения своей продукции Сувориным была организована целая сеть магазинов и пунктов продажи. Первый книжный магазина был открыт еще в 1878 году в Петербурге, на Невском проспекте: затем появились магазины в Москве, Саратове, Харькове, Ростове-на-Дону, Одессе. В 1883 году Суворин приобрел за 10 тысяч рублей железнодорожное контрагентство, что позволило ему распространять книги и периодические издания по Николаевской, Варшавской и Нижегородской железным дорогам.

В издательский концерн Суворина были включены и бумажная фабрика, и собственные 30 тысяч десятин леса, что давало возможность производить собственную бумагу для нужд производства.

Несмотря на то, что производство Суворина было в первую очередь капиталистическое, он уделял много внимания и условиям труда своих рабочих и служащих. В 1898 году служащие типографии, магазина и конторы «Нового времени» организовали Ссудно-сберегательное и Взаимно-вспомогательное товарищество, похоронную кассу. При типографии для них была устроена и бесплатная амбулатория с выдачей лекарств.

В 1911 году было организовано «Товарищество "Новое время"» с основным капиталом уже в 4 миллионов рублей. Однако после смерти Суворина в 1912 году дела фирмы пошли все хуже и хуже, что было связано во многом с позицией сыновей Суворина, не унаследовавших предпринимательский талант своего отца.

Если для Суворина издание газеты было основным делом и источником дохода, то для другого крупного издателя-капиталиста, И.Д. Сытина, периодика было только одним из направлений деятельности.

Иван Дмитриевич Сытин (1851-1934), сын волостного писаря, начал свою деятельность «мальчиком» в книжной лавке, но благодаря практической сметке, трудолюбию и упорству в 25 лет приобрел первую литографию, а к началу XX века издательство Сытина стало ведущим в России. В обществе Сытин пользовался репутацией просветителя, так как он издавал дешевые книги для народа, работал с издательством Л. Толстого «Посредник».

Издание периодики не было основным делом для Сытина: он печатал книги, собрания сочинений русских писателей, энциклопедии – Народную, Военную, Детскую; буквари; пользующиеся огромные спросом календари и другую продукцию. Однако Сытин интересовался периодикой, вместе с первой типографией в 1891 году он купил свое первое периодическое издание - журнал «Вокруг света», где печатались приключенческие повести, рассказы о пиратах и разбойниках, а также романы М.Рида, Ж.Верна, К. Дойла и других.

В 1890-х годах Сытин познакомился с Чеховым, который убедил его издавать популярную газету для широкой аудитории. В 1897 году «Товарищество Печатания, издательства и книжной торговли И.Д. Сытина» (было образовано с уставным капиталом 350 тысяч рублей) приобрело у А. Александрова малоизвестную ежедневную газету «Русское слово», выходившую в Москве с 1895 года. За короткий срок газета приобрела известность на газетном рынке России, о чем говорит рост ее тиража: 13 200 экземпляров в конце ХIХ века, 117 тысяч экземпляров в 1904 году, 739 тысяч в 1916. В «Русском слове» сотрудничали талантливейшие журналисты - Амфитеатров, Дорошевич, Гиляровский и другие.

Секрет успеха «Русского слова» - в его точном расчете на демократическую аудиторию и интуитивной «корректировке» типа издания: газета стала, по определению современников, «фабрикой новостей», его читала буквально вся Россия. «Русское слово», с одной стороны, удовлетворяло информационные запросы аудитории, ежедневно информируя своего читателя обо всем, что происходило в России и за рубежом; с другой – в газете нашлось место не только факту, но и авторской точке зрения блестящих публицистов. На страницах газеты можно было прочитать материалы «короля русского репортажа» - В.А. Гиляровского, который проработал в «Русском слове» 12 лет (с 1902 года) и общепризнанного «короля фельетона» В.М. Дорошевича, который был приглашен Сытиным в качестве негласного редактора газеты. В свою очередь Дорошевич привлек к сотрудничеству Бунина, Горького, Мережковского, Розанова и других известных писателей и журналистов; кроме того, была создана развитая корреспондентская сеть. Статьи, очерки и фельетоны теснили с первых полос информацию, большое место занимали в газете сатирические жанры. Все это было ново, привлекало внимание и пользовалось спросом.

Несмотря на значительные тиражи, основным источником дохода газеты оставалась реклама: она занимала по 2-3 полосы в каждом номере и приносила до 2 миллионов рублей в год.

Сытин издавал и принимал участие в целом ряде периодических изданий; с его именем связаны журналы «Заря» (1913-1916), «Для народного учителя» (1907-1916), «Друг детей» (1902-1903; 1905-1907), «Мирок» (1911-1916), «Просвещение» (1907), «Библиотека «Русского слова» (1913-1914), «Голос минувшего» (1913-1916); газеты «День» (1912), «Дума» (1906), «Телефон "Русского слова"» (август 1904); иллюстрированные приложения «Журнал приключений» (1916), «Вестник спорта и туризма» (1914), «На суше и на море» (1911-1912; 1914), «Искры» (1901-1917). В 1916 году Сытин купил права на издание популярнейшего еженедельника «Нива» у фирмы А.Ф. Маркса.

Сытин заботился не только об издании, но и распространении своей продукции: его фирме принадлежали книжные магазины и отделения в Петербурге, Варшаве, Екатеринбурге, Иркутске, Ростове-на-Дону, Одессе, Самаре и других городах.

Издателем, который приобрел известность в первую очередь благодаря периодическому органу, был и Адольф Федорович Маркс(1838-1904). Он родился и вырос в Германии, в Россию приехал работать в 1859 году, когда ему было 21 год. По приезду в Петербург Маркс занимался книжной торговлей, а в 1870 году купил право на издание журнала «для семейного чтения», который он назвал «Нива». Журнал был задуман по образцу распространенного немецкого журнала "Gartenlaube" и должен был стать литературным иллюстрированным изданием, где главным образом должны были публиковаться художественные произведения и научно-популярные статьи на научные, исторические, искусствоведческие и другие темы.

Эта программа осуществилась на страницах русского издания и принесла успех начинающему издателю. В короткий срок «Нива» приобрела популярность у своего читателя - провинциального и городского обывателя, представителей среднего класса, чиновничества. К 1917 году тираж «Нивы» достиг 275 тысяч экземпляров.

Содержание «Нивы» определялось интересами так называемого «пестрого читателя»: «Пестрый читатель если и не образован, то хочет и старается быть образованным, он серьезен, вдумчив и неглуп» (Чехов). Расчет на массовую аудиторию определил широту интересов издания. В журнале публиковалась общественная и научная информация, беллетристические произведения. Постоянными были отдел биографий и характеристик выдающихся лиц, географический и этнографический отделы, рубрики «Технические изобретения и открытия», «Политическое обозрение», «Смесь», «К рисункам» (здесь публиковались комментарии к помещенным в номере репродукциям с картин российских и зарубежных художников или к иллюстрациям к художественным произведениям). Иллюстрированные статьи помещались по археологии, естествознанию, астрономии, медицине. Качество репродукций «Нивы» было довольно высоким, к тому же «Нива» одной из первых стала публиковать фотоиллюстрации, печатала фоторепортажи с театра военных действий во время русско-японской войны.

Особенно привлекательным для широкого круга читателей были приложения к журналу: с 1873 года подписчикам стали высылаться «бесплатные премии, заключающиеся в книгах, картинках, фотографиях, портретах, географических и прочих картах, планах и т.п. изданиях», а с1894 года в качестве приложений выходили собрания сочинений крупнейших русских и иностранных писателей. Сытин в своих воспоминаниях пишет, что именно он подсказал Марксу идею выпускать книги как приложения к «Ниве»: они встретились на выставке печатной продукции в 1883 году, «симпатичный, с дурным русским произношением немец-издатель очень мне понравился, и мы разговорились». Сытин раскритиковал обилие иллюстраций в качестве приложений и объяснил, что читателю нужна книга, а именно произведения классиков русской литературы. Литературные приложения - платные и бесплатные - прославили «Ниву» и подняли ее тираж.

В «Ниве» печатались гр. Е. А. Салиас, Вас.И. Немирович-Данченко, Н. С. Лесков, А. Майков, А. Фет, К. М. Фофанов, Д. В. Григорович, И. А. Гончаров и другие. В 1899 году Лев. Толстой опубликовал здесь роман «Воскресение», ставший благодаря этому известным самому широкому читателю.

Редакторами журнала в разные периоды выступали разные люди - В.П. Клюшников, Ф.Н. Берг, М.Н. Волконский, А. А. Тихонов-Луговой и другие, - однако программа журнала оставалась практически неизменной. Сам Маркс принимал активное участие в издании журнала – прочитывал материалы, отбирал произведения для публикации.

Под фирмой «А.Ф. Маркс» издавался не только журнал «Нива», хотя он и принес своему издателю наибольшую известность. Владея одной из самых крупных в России типографий, Маркс издавал журнал «Живописный сборник замечательных предметов из наук, искусств, промышленности и общежития», иллюстрированные издания «Всеобщая история» О. Иегера, «История письмен» Я.Б. Шницера, цикл «История Халдеи», «История Ассирии», «История Мидии», а также книги. Вначале Маркс издавал полные собрания сочинений авторов, после смерти которых прошло 50 лет и более – это давало возможность не платить авторский гонорар, и потому было выгодным предприятиям. Так были изданы Грибоедов, Фонвизин, Жуковский, Гоголь, Кольцов, Екатерина II и ряд других авторов. Расходясь по глухой российской провинции огромными тиражами, собрания сочинений приносили хорошую прибыль издателю, что позволило Марксу покупать права на издания у наследников. Так были выпущены полные собрания сочинений Достоевского, Тургенева, Гончарова, Успенского, Гаршина, Фета. Тютчева и многие другие авторы. Издавались и произведения живых авторов – Короленко, Вересаева, Куприна, Мамина-Сибиряка, Чехова. Печатал Маркс также собрания сочинений иностранных беллетристов – Мольера, Метерлинка, Гейне и других.

Репутация издателя-просветителя была, однако, испорчена скандальной историей с изданием сочинений Чехова. Маркс заключил с писателем сделку: он купил все права на издание произведений писателя сроком на 50 лет. Чехов был болен, его угнетал страх за семью, которая осталась бы без средств к существованию после его смерти – а Маркс предложил ему большие по тем временам деньги. Однако буквально через несколько лет стало очевидно, что Маркс не прогадал: чеховские произведения начали приносить ему огромные прибыли. После смерти писателя появились публикации, оспаривавшие права Маркса, ставившие под сомнение выгоду Чехова в этой сделке.

Правительство оценило «общеполезную деятельность» Маркса знаками отличия Российской империи и потомственным дворянством, дарованным ему царским указом. После смерти А.Ф.Маркса его издательство было преобразовано в акционерное общество «Товарищество издательского и печатного дела А.Ф.Маркс», а в 1916 году права на издание «Нивы» было куплено Сытиным.

Символом буржуазной прессы для современников стало издание Станислава Максимилиановича Проппера(1853? 1855? – 1931) – швейцарца, принявшего русское подданство, сумевшего составить состояние благодаря умелому ведению газеты «Биржевые ведомости». Это «чистокровный издатель, у него одна цель – разбогатеть», - писал о нем Витте, который помог начинающему издателю встать на ноги. Действительно, Проппер приложил немало усилий для того, чтобы сделать «Биржевые ведомости» доходным делом.

Газета «Биржевые ведомости» была образована еще в 1861 году в результате объединения двух изданий – «Коммерческой газеты» и «Журнала для акционеров». До 1880 года газета не пользовалась популярностью, материальные дела ее были не блестящи. В 1880 году «Биржевые ведомости» купил Проппер, который начал издавать газету вначале в количестве всего 500 экземпляров, при периодичности два раза в неделю. Постепенно «Биржевые ведомости» приобретают известность, растет тираж, газета выходит уже 4 раза в неделю, а с 1885 она стала ежедневной. В 1893 году было дано разрешение на выпуск второго издания «Биржевых ведомостей»: одно, более дорогое, выходило для Петербурга, другое, удешевленное – для провинции. В качестве приложений к «Биржевым ведомостям» выходили «Тиражный листок», «Страховой сборник. Орган страхового дела в России», «Новая иллюстрация», журнал «Огонек» и ряд других изданий.

Газеты редактировали С. М. Проппер, В. А. Бонди, И. И. Ясинский и другие. Главную статью доходов составляли банковские, торговые и другие объявления, причем И.И. Ясинский вспоминал, что Проппер, по крайней мере на первых порах, не гнушался шантажом при сборе рекламы для своей газеты: он называл в биржевом отделе некредитоспособными те фирмы, которые отказывались давать ему рекламу. Витте, в свою очередь, в своих воспоминаниях описывал Проппера, «который явился в Россию из за границы в качестве бедного еврея, плохо владеющего русским языком, который пролез в прессу и затем сделался хозяином «Биржевых Ведомостей», шляясь по передним влиятельных лиц, того Проппера, который вечно шлялся по моим передним, когда я был министром финансов, который выпрашивал казенные объявления, различные льготы и, наконец, выпросил у меня коммерции советника». Существует ряд других воспоминаний, где Проппер описывается в резких тонах, однако отдельные современники отмечали также его хорошие организаторские способности, постепенный отход от предосудительных форм ведения газетного дела.

Известным издателем конца XIX – начала XX века был также Петр Петрович Сойкин (1862-1938). Он родился в семье вольноотпущенного, закончил классическую гимназию и курсы счетоводов, дослужился до поста управляющего банковско-железнодорожной типографии. В 1885 году, взяв кредит, П.П. Сойкин приобрел небольшую типографию, возглавив собственное дело. На первых порах он выпускал различные периодические издания и работал по заказам других издателей. В 1892 году расширил свое предприятие, купив старейшую петербургскую типографию А.И. Траншеля вместе со зданием и оборудованием.

В 1889 году Сойкин начал издавать научно-популярный иллюстрированный еженедельный журнал «Природа и люди» (1889-1918), рассчитанный на широкий круг читателей. В приложении к нему была выпущена целая библиотека популярной естественнонаучной литературы, в издании которой применялся принцип серийности. Первой научно-популярной серией стала «Полезная библиотека» (35 книг), выходившая в 1894-1904 гг. Издавались также серии «Народный университет», «Библиотека для самообразования», «Народная библиотека», «Общедоступная философия», «Знание для всех» и др. В 1913 году в Париже Cойкин получил Гран-при как лучший издатель популярной литературы по сельскому хозяйству, на различных российских и международных выставках его книги получили 7 золотых, 6 серебряных и 2 бронзовых медали.

Большинство беллетристических изданий П. Сойкина составило знаменитую серию «Библиотека романов. Приключения на суше и на море». Как приложение к журналу «Природа и люди» серия выходила с 1890 по 1915 г., в ней были выпущены собрания сочинений Ж. Верна, М. Рида, А. Конан-Дойля, А.Дюма, Г. Уэллса, Л. Стивенсона, Р. Киплинга, Г. Эмара, Р. Хаггарда и др. До Сойкина ни один из русских книгоиздателей не издавал так широко литературу фантастики, приключений и путешествий. Также выпускал журналы «Книжный мир» (1901-1911), «Сельский хозяин» (1899-1918), «Научное обозрение» (1898 – 1902) (в нем печатались труды К.Маркса, В.И.Ленина, Г.В.Плеханова, А.М.Коллонтай).

В период первой русской революции Сойкин издавал газеты «Обновлённая Россия» (1905-06) и «Современная жизнь» (1906), запрещённые цензурой.

Практически все издательские фирмы были основаны в конце XIX века как дело одного человека, однако постепенно они превратились в акционерные компании, продолжая носить имя основателя.

Издания «легальных марксистов»: «Новое слово», «Начало», «Жизнь», «Мир божий».В конце XIX – начале XX века на страницах легальных периодических изданий появляются многочисленные материалы о марксизме, что было связано с повышающимся интересом русской интеллигенции к политико-экономической и философской концепции Маркса. Русские марксисты в 1890-х годах разделились на «легальных марксистов», в которым принадлежали Струве, Туган-Барановский, и «революционных марксистов» - Плеханов, Ленин и другие. На первых порах они принимали участие в одних и тех же изданиях, совместными усилиями анализировали марксистские работы, цитировали их, и одновременно критиковали народнические теории. Правда, в результате изучения трудов Маркса марксисты легальные и революционные приходили к разным выводам.

Первым журналом, в котором принимали активное участие обе марксистских группы, было «Новое слово», ежемесячный научно-литературный и политический журнал, основанный в 1894 году И.А. Баталиным. В 1895 году его издательницей стала О.Н. Попова, которая привлекла к сотрудничеству народников: В.П. Воронцова, Д.Н. Мамина-Сибиряка, Н.Н. Златовратского, К.М. Станюковича и других. В 1897 году издательница передала издание «легальным марксистам» - П.Б. Струве, М.И. Туган-Барановскому, А.М. Калмыковой, В.А. Поссе и другим. С этого времени журнал публикует и «революционных марксистов» - Ленина. Плеханова, Засулич.

По типу «Новое слово» было традиционным русским «толстым» журналом, с литературно-художественным отделом, отделами критики, внутреннего и зарубежного обозрений, научной хроники, провинциальных корреспонденций и т.д. Новая редакция расширила круг освещаемых тем – появляются публикации по рабочему вопросу, об истории русской промышленности, полемические выступления против народников. Здесь были опубликованы работы Ленина «К характеристике экономического романтизма», Плеханова «Судьбы русской критики», «О материалистическом понимании истории» и другие. Уже в «Новом слове» заметны различия в понимании учения Маркса – если легальные марксисты видели «обширное и блестящее будущее» русского капитализма, то для Ленина и его единомышленников главным было развитие теории научного социализма. Объединяла их на этом этапе полемика с народниками, хотя Ленин критиковал легальных марксистов за то, что для них «разрыв с народничеством означал переход от мещанского (или крестьянского) социализма не к пролетарскому социализму, как для нас, а к „буржуазному либерализму“».

Оживился и литературно-художественный отдел журнала, в котором были опубликованы произведения Горького, Серафимовича, Вересаева.

Изменившееся направление журнала не могло не привлечь внимания цензуры. В течение всего 1897 года практически все номера «Нового слова» подвергались цензурным сокращениям, и уже в конце года журнал был запрещен «за вредную деятельность» по постановления Особого совещания четырех министров.

Следующим журналом, в который перешли «легальные марксисты» после закрытия «Нового слова», стал ежемесячный петербургский журнал «литературы, науки и политики» «Начало». Его существование было еще более недолговечным, чем предшественника – всего 4 месяца на протяжении 1899 года. И связано это было прежде всего с тем, что журнал целенаправленно указывал на свою связь с закрытым «Новым словом» - сходство было во внешнем облике, в ссылках внутри журнала, и конечно в составе сотрудников и общем направлении журнала. Журнал редактировали Струве, Туган-Барановский и другие «легальные марксисты». «Начало», уделяя внимание общественной жизни, экономике, также продолжало полемику с народниками и пропагандировало идеи марксизма. Здесь по-прежнему публиковались Ленин (ряд рецензий, глава из исследования «Развитие капитализма в России»), Засулич, Плеханов.

Кроме уже проявившегося идейного различия в позициях легальных и революционных марксистов, что отражалось в публицистике и теоретических статьях, в «Начале» существовало противоречие и на уровне беллетристики. Здесь публиковались, с одной стороны, реалисты (Горький), с другой – русские декаденты (Мережковский, Гиппиус).

«Начало», как и «Новое слово», было закрыто постановлением совещания четырех министров, а все вышедшие номера журнала были изъяты «из обращения в публичных библиотеках и общественных читальнях».

«Легальные марксисты» после закрытия журнала участвовали в журналах «Научное обозрение», «Жизнь» - в этих журналах публиковались произведения Поссе, Струве, Булгакова, Плеханова, беллетристика Горького, Серафимовича, Гарина-Михайловского – и Мережковского, Бальмонта, Минского.

Наряду с хорошо известными русской публике журналами «Вестник Европы», «Русское богатство», «Русская мысль» и другими в конце XIX века возникает новый «толстый» журнал, который приобрел популярность среди широких демократических кругов читателей. В нем также принимали и «легальные марксисты».

Речь идет о журнале «Мир божий» - «ежемесячном литературном и научно-популярном журнале для юношества» (с 1893 года – «ежемесячный политический литературный и научно-популярный журнал для юношества и самообразования»), который был основан в 1892 году и выходил до 1906 года. Его издавали А.А. Давыдова, затем М.К. Куприна-Давыдова. В роли редакторов выступали В.П. Острогорский и Ф.Д. Батюшков. Однако фактическим руководителем журнала с 1894 года являлся А.И. Богданович.

Многие члены редакции приходились друг другу родственниками: издательница, Александра Аркадьевна Давыдова, приходилась матерью Лидии Карловне Туган-Барановской и приемной матерью - Марии Карловне Куприной-Иорданской; в редакции принимали активное участие и Куприн, и Иорданский, замужем за которыми была Мария Карловна, и Туган-Барановский, муж Лидии Карловны.

Благодаря Туган-Барановскому в журнал пришли его единомышленники - Струве, Бердяев, Сергей Булгаков. Кроме того, в «Мире божьем» сотрудничали Мамин-Сибиряк,

«Мир божий» был задуман как журнал для подростков, однако со временем планы издателей изменились, издание расширило свою аудиторию – от подростковой до широкого демократического читателя. Однако название осталось прежним – «Мир божий», то есть весь мир с его загадками и тайнами. Сохранилась и концепция «самообразования», что объясняет многочисленные научные и научно-популярные статьи в «Мире божьем» и в то время, когда он стал классическим «толстым» журналом.

Большую роль в эволюции журнала от научно-популярного к общественно-политическому, «толстому», сыграл А.И. Богданович, который пришел в журнал в 1894 году. Богданович стал неофициальным редактором «Мира божьего» - официально он не мог быть не только утвержденным на этой должности, но даже подписывать публикации своим именем, поскольку был осужден как участник подпольного кружка. Богданович долго время работал в провинции, в Нижнем Новгороде, где познакомился с Короленко, затем в Казани, где выступал в местной прессе одновременно с Дорошевичем: «полемика этих двух бойких соперников вызывала звон в ушах», писали современники. Вернувшись в Петербург, он сотрудничал в «Русском богатстве», а затем перешел в «Мир божий», где и работал до своей смерти в 1907 году.

Богданович определил аудиторную политику журнала как учет интересов «среднего читателя». Когда же его спрашивали, кто это такой, Богданович отвечал: «Я сам средний читатель. Я долго жил в провинции, оторванный от всех центров просвещения, не имея возможности ни выписывать много книг, ни пользоваться богатыми библиотеками. Я не кончил курса в университете. Я знаю, что значит жить в глуши и чего ожидает от ежемесячного журнала наш средний обыватель». В итоге «Мир божий» завоевал популярность в широких кругах читателей, преимущественно провинциальных. Если в конце 1890-х годов тираж его составлял 8 тысяч экземпляров, то в 1903 году – 16 тысяч.

В журнале существовали традиционные для «толстого» журнала отделы – «Внутреннее обозрение», «Иностранное обозрение», «Критические заметки», хорошо был представлен беллетристический отдел. Особенной популярностью пользовалась переводная литература. Научно-популярные статьи отличались разнообразием тем, однако заметен преимущественный интерес к естественнонаучной проблематике. Много места уделялось рассказам о жизни и творчестве выдающихся ученых, философов, общественных деятелей.

В 1902 году в журнале произошел ряд перемен в составе сотрудников. Умерла Л.К. Туган-Барановская, затем первая издательница Давыдова. Журнал возглавила Куприна-Иорданская, в редакции появились новые сотрудники – Батюшков, Куприн, Иорданский. В то же время «легальные марксисты» в основном покинули журнал, поскольку стали сотрудниками зарубежного журнала «Освобождение».

Новая редакция придала журналу ярко выраженный оппозиционный характер, на первом месте теперь – общественно-политические отделы «На Родине», «Внутреннее обозрение», «Разные разности», «Из русских журналов».

Перед революцией вокруг «толстых» журналов группировались кружки людей, придерживающихся одного направления, совпадающего с позицией журнала. Если вокруг «Русского богатства» объединились поздние народники, то «Мир божий» собрал вокруг себя социал-демократов.

Русский религиозный ренессанс и русские символисты. Журнал-манифест «Мир искусства» и его последователи; «Журнал для всех».Журнал «Мир божий» имеет особое значение для истории не только русской журналистики, но и для русской философской мысли: именно здесь появляются статьи Н.А. Бердяева, который в 1901 году заявил об отказе от марксизма и о переходе на позиции идеалистической философии. Его поддержал бывший «легальный марксист» С.Н. Булгаков. Философы пришли к идее христианства, обновленного современной философской мыслью. В 1902 году был издан сборник философских статей «Проблемы идеализма», где Н. Бердяев, С. Булгаков и С.Франк окончательно переосмысляют проблемы идеализма и марксизма, отказываются от него в пользу нравственности, духовности, христианства.

В начале двадцатого века к представителям духовного ренессанса оказались близки русские символисты – Мережковский, Гиппиус, Минский, которые группировались вокруг «Религиозно-философского общества», до революции 1905 года вместе издавали журнал «Новый путь».

Две линии - русской религиозно-философской и литературно-эстетической мысли - формировались в конце XIX века практически одновременно. Часть интеллигенции, пережившей кризис народнических идей, обратилась к религии и нравственным проблемам, отказываясь от атеизма и материализма «шестидесятников» и народников. В 1891 году В.В. Розанов опубликовал в «Московских ведомостях» четыре фельетона, в которых он обосновывал отказ от «наследства 60-70-х годов», поскольку «мир поэзии, религии и нравственности остался непонятным и навсегда закрытым» для поколения 60-70-х годов.

Розановские идеи оказались созвучны поиску смысла жизни, предпринятому создателями нового литературного движения – модернизма. Они заявили о себе в 1892 году, когда Д.С. Мережковский в манифесте «О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы» обосновал философские и эстетические принципы нового искусства. Одновременно проблемы идеалистической философии и эстетики разрабатываются Мережковским, Гиппиус, Минским, Волынским в журнале «Северный вестник». Несколько позже В.Я. Брюсовым в сборниках «Русские символисты» (1893-94) были показаны образцы творчества символистов.

Первый журнал русского модернизма – «Мир искусства» - выходил в 1898-1904 годах. Поскольку новое искусство испытывало необходимость обосновать свои эстетические принципы, объяснить обществу свои цели и задачи, то после выпуска отдельных статей и брошюр был создан новый тип издания – журнал-манифест. Задачей такого издания было, во-первых, теоретическое обоснование модернизма, во-вторых – демонстрация образцов нового искусства.

Особенность журнала «Мир искусства» состояла в том, что первоначально это был журнал художников, создавших целое направление русской живописи. Издание основали и поддерживали высокообразованные представители творческой интеллигенции, связанные узами тесной дружбы и родства и объединенные общими идеями: Бенуа, Нувель, Философов, Лансере, Нурок, Бакст, Сомов и Дягилев.

Идейным вождем журнала стал А. Бенуа, Дягилев же выступил в роли главного организатора, добившегося воплощения в жизнь давней мечты художников – издания собственного журнала. В квартире Дягилева находилась и редакция «Мира искусства».

К выходу первого номера «мирискусники» готовились очень тщательно. Журнал не только по содержанию, но и по оформлению должен был быть предметом искусства. Много внимания уделялось оформлению журнальных обложек, этим занимался Бакст: он рисовал подписи, виньетки, заглавия, ретушировал фотографии, которые затем отправлялись в Германию для изготовления из них клише. Особые требования организаторы журнала предъявляли и к качеству полиграфии, в этом смысле они открыли новую страницу в развитии дизайнерского и издательского дела в России. Чтобы воспроизвести в журнале подлинный «елизаветинский» шрифт, они нашли матрицы в Академии наук; старый фотограф научил их работать с репродукциями. В «Мир искусства» было много фотографий, виньеток, заставок, рисованных шрифтов, графики, что было необычным для русских журналов, создавало особый своеобразный стиль издания.

Необходимо заметить, что в первые два года репродукции помещались в тексте независимо от содержания. Например, к статье Бальмонта о Гойе «Поэзия ужаса» заставкой послужила цветная репродукция эскиза майолики К.Коровина с белыми парусами на синих волнах. Это вызывало недовольство авторов, поэтому с 1901 года репродукции стали печатать отдельно в начале номера.

Первая обложка, созданная Коровиным, поразила читателей: на ней «плавали в одиночестве на бело-сливочном фоне две таинственные рыбы». В 1900 году обложку рисовал Сомов, в 1901 года – Лансере. Для названия использовался особый шрифт.

Первый номер открывался статьей Дягилева «Сложные вопросы», в которой обосновывалась программа журнала. Несмотря на некоторые различия во взглядах редакционного коллектива, все сходились в борьбе против академизма и одновременно против «передвижников». Главным образом полемика велась со Стасовым и журналом «Искусство и художественная промышленность», в котором он сотрудничал: здесь по-прежнему пропагандировалось искусство передвижников и других представителей реалистического искусства.

Поскольку одной из главных задач журнала было знакомство читателей с образцами модерна, в «Мире искусства» пропагандировались работы Левитана, Коровина, Васнецова и других художников. Много внимания уделялось и русской портретной живописи XVIII века, в частности творчеству Левицкого. Журнал писал о театре, о художественном оформлении спектаклей, декорациях и костюмах, об архитектуре – особенно о красотах Петербурга, о музыке.

В 1898 году «Мир искусства» финансировали известный меценат Савва Мамонтов и княгиня Тенешева. Однако уже в 1899 Мамонтов разорился, а княгиня отказалась спонсировать журнал в одиночку: чтобы поддерживать необходимый высокий уровень полиграфии, требовались значительные средства. От материального краха журнал спасли художественные выставки, организатором которых выступил тоже Дягилев. Они проходили под эгидой «Мира искусства» с 1899 года и носили статус международных. Журнал был поддержан и правительственной субсидией – она была получена благодаря Серову, писавшему тогда портрет Николая II.

В 1899 году один из сотрудников «Мира искусства», Философов, пригласил к участию в журнале Мережковского, Гиппиус, Соллогуба, с 1901 года – Брюсова, и известных философов – Розанова, Шестова и других. Теперь, когда к художникам и музыкантам примкнули писатели, журналу наконец удалось достичь полноты отражения всего мира искусства, к чему он стремился. С 1899 года в журнале появился литературный отдел, и с 1900 года здесь начала публиковаться книга Мережковского «Лев Толстой и Достоевский».

Однако довольно скоро стало очевидно, что мистические, историко-культурные и религиозные воззрения писателей-символистов и философов расходятся с установками художников. Если последние понимали искусство как самоцель, то литераторы относились к нему скорее как в форме «проповеди». Расхождения этих дух групп со временем становилось все шире, началась полемика внутри журнала. Окончательный разрыв произошел в 1902 году: чашу терпения литераторов переполнила редакционная политика в отношении репродукций. Гиппиус писала Перцову о журнале за февраль 1902 года, в котором публиковалось заключение книги Мережковского о Толстом и Достоевском: «Текст прерывается в самых патетических местах о церкви, о пресвитере Иоанне и т.д. - какими-то экзотическими карикатурами, то журавль, то японские рыбки, то подозрительная дама. Прямо на страницах между словами. Новая (вернее старая, третьегодичная метода). Мережковский шлялся к Сереже на поклон. Но тот ни одного журавля ему не уступил. Вы правы, лучше нигде, чем у Сережи».

Литераторы вышли из состава журнала и в 1903 году организовали свое собственное издание – журнал «Новый путь».

Но и журнал «Мир искусства» был вскоре закрыт. Этому было две основные причины. Во-первых, журнал не пользовался популярностью – для массовой аудитории он был слишком сложен и необычен, и в результате тираж его был немногим более тысячи экземпляров. Во-вторых, журналы-манифесты, как правило, недолговечны по сути – выяснив теоретические вопросы и показав образцы нового искусства, они лишаются своего смысла.

«Мир искусства» был первым российским журналом-манифестом, и он стал образцом для подражания нескольких подобных журналов, выходивших до 1917 года. На его страницах была осуществлена заслуживающая уважения попытка синтеза разных направлений искусства – модерна, символизма и религиозно-философских исканий.

В свою очередь журнал «Новый путь» первоначально был задуман как орган религиозно-философских собраний, которые были организованы еще в 1901 году. В собраниях принимал участие довольно широкий круг литераторов, писателей-символистов, философов – Мережковский, Гиппиус, Минский, Розанов, Миролюбов (издатель «Журнала для всех»), Бенуа (редактор «Мира искусства») и другие; церковь также на первых порах поддерживала инициативу «мирян». На заседаниях обсуждались проблемы свободы совести и веротерпимости, общественной роли церкви и ее взаимоотношений с государством, религиозные основы брака, семьи, и так далее. В 1904 году эти собрания были запрещены, так как далеко не все соответствовало догматам официальной церкви.

«Новый путь» печатал протоколы заседаний, а после их запрещения стал фактически органом Мережковских.

Основателями журнала выступили: Перцов – он внес значительную часть необходимой для издания суммы и считался официальным редактором журнала, Мережковский – идейный вдохновитель, и Гиппиус, которая выполняла основную редакционную работу. В 1904 году активным сотрудником журнала, а затем его редактором стал Философов: Перцов после серии конфликтов отошел от дел. В журнале играли большую роль его секретари – Брюсов, который выступал в этом качестве еще до открытия журнала, но не сошелся во взглядах с Мережковскими, и потому отказался от должности еще до выхода первого номера; Егоров – участник религиозно-философских собраний, и поэт Чулков (в 1904 году).

Для Мережковских периодический орган был важен прежде всего потому, что они пытались с его помощью создать особую «религиозную общественность». Цель журнала была определена как «дать возможность выразиться в какой бы то ни было литературной форме - в повествовании, в стихах, в философском рассуждении, в научной статье или беглой заметке - тем новым течениям, которые возникли в нашем обществе с пробуждением религиозно-философской мысли». Исследователи отмечают двойственность «Нового пути», который по кругу проблем был скорее журналом-манифестом, а по средствам – традиционным «толстым» журналом. Аудиторная направленность также была, с одной стороны, на интеллигенцию, с другой – на духовенство, что определило внутреннюю противоречивость журнала.

В журнале публиковались стихи, литературные произведения, научные статьи, философские рассуждения. К текстам прилагались иллюстрации, напечатанные на мелованной бумаге (и здесь уже не было конфликта между содержанием и художественным материалом, как это было в «Мире искусства»), а обложка отличалась от всех остальных журналов своим цветом – она была сиреневой (как у европейских изданий).

Несмотря на то, что «Новый путь» издавался писателями, в журнале не придавалось большого значения прозе - она считалась только данью привычке русского читателя искать в журнале беллетристику. Так что литературный отдел журнала был неинтересен, здесь печатались малоизвестные авторы, писавшие в реалистической манере.

Но что касается стихотворений, то здесь ситуация была иная. Вопреки установившемуся в начале XX века пренебрежительному отношению к стихам, в «Новом пути» им уделялось особое внимание. Стихи публиковались не по одному, а целыми подборками, циклами – так были опубликованы стихи Сологуба, Блока (из цикла «Стихи о Прекрасной Даме»).

В журнале были отделы «В своем углу», где публиковался Розанов, «Из частной переписки», «Религиозно-философская хроника»; «Политическая хроника», «Внутренняя хроника», «Литературная хроника» - этот отдел вели Философов и «Антон Крайний» - Зинаида Гиппиус. Мережковский в журнале публиковал в основном литературные материалы.

Издатели в первую очередь обращали внимание на проблемы философии, религии, искусства и были практически полностью равнодушные к политике. Вначале такая позиция журнала привлекла внимание общественности, первые два номера вышли тиражом более двух тысяч экземпляров. Однако общественное волнение нарастало, и вскоре журнал, по-прежнему сосредоточенный на духовной и культурной проблематике, перестал быть востребованным. В 1904 году количество подписчиков уменьшилось почти вдвое, до 1070 человек. Секретарь редакции Чулков советовал «давать рассказы общественного характера и политику поострее». По приглашению Чулкова в редакцию пришли Бердяев и С. Булгаков, уже перешедшие из лагеря «легального марксизма» к идеалистам. Появление этих сильных и своеобразных публицистов означало перемену в позиции журнала. В редакции начинаются конфликты: Чулков все больше вмешивается в дела редакции, коллектив покидает Розанов. После того, как Чулков отказался печатать одну из статей Гиппиус, Мережковский поставил вопрос на общем собрании о закрытии журнала. В 1905 году издание было приостановлено (возобновившийся затем журнал «Вопросы жизни», хотя и утверждал о продолжении «Нового пути», по сути было совсем другим изданием).

«Новый путь» представлял собой вариант журнала-манифеста, издаваемого литераторами, однако в нем были сильны и традиции классического «толстого» журнала. Двойственность позиции, тем не менее, не помешала журналу стать заметным явлением в истории русской журналистики и культуры. «Новый путь» был важен и тем, что Мережковские считали его своим изданием, вложили в него много духовных сил. Недаром Гиппиус писала в своих автобиографических заметках: «Наиболее яркими событиями моей (и нашей) жизни последних лет я считаю устройство первых религиозно-философских собраний (1901-1902 годы), затем издание "Новый путь" (1902-1904), внутреннее переживание событий 1905 года». Впоследствии Мережковский и Гиппиус принимали участие и в других российских журналах – в «Весах», «Русской мысли», газете «Русское слово», - однако предпочитали выступать в качестве сотрудников, а не издателей или редакторов.

Сложную эволюцию претерпело на рубеже веков еще одно новое издание – «Журнал для всех», который к 1903 году приобрел невиданный для российского журнала тираж – 80 тысяч экземпляров. Первоначально это было иллюстрированное издание для народного чтения, с религиозно-нравственным уклоном, издателем был Д.А. Геника. У журнала было 5 тысяч подписчиков. После того, как его в 1899 году приобрел В.С. Миролюбов, журнал стал ориентироваться на провинциального читателя, крестьян, сельскую и городскую интеллигенцию. Аудиторию журнал привлекал, во-первых, своей ценой – подписка стоила всего 1 рубль в год, - и разнообразным содержанием.

Миролюбов первоначально пытался объединить вокруг журнала писателей-народников, но поскольку они не проявили заинтересованности, в журнал пришли демократически настроенные писатели-реалисты – Горький, Чехов, Андреев, Куприн, Вересаев и другие. Они входили в объединение «Среда», группировались вокруг издательства «Знание» и противостояли лагерю русских модернистов и издаваемых ими журналам.

Кроме выдающихся произведений этих писателей, в журнале публиковались научно-популярные материалы о жизни народов других стран, очерки о путешествиях, естественно-научные исследованиях и так далее. В журнале были традиционные отделы «Внутренняя хроника», «Из жизни народов в России и за границей», «Политическое обозрение» и ряд других.

Сохранив классические черты «толстого» журнала – единство направления, общественно-политическая и литературная тематика, - Миролюбов изменил форму издания. «Журнал для всех» выходил большим форматом, чем обычные журналы, он был тоньше, но текст печатался мелким шрифтом, поэтому в номер входило приблизительно столько же материала, как и в других журналах.

Известно, что Чехов считал «Журнал для всех» примером «народного издания». Размышляя о «народной газете», он задавался вопросом: «Что такое – народная? Мы все народ. Не народная, а доступная для кого угодно. Вот образец: "Журнал для всех". Прекрасно ведется. Все его читают. Вот это в самом деле народный журнал. А специфически народного журнала не должно быть. Я тоже из народа, если хотите мой дед ведь - простой крестьянин. А между тем специфически "народного" журнала читать не стану».

Журнал пользовался огромной популярностью в народной среде, но в начале XX века здесь начинаются изменения, связанные с духовно-нравственными поисками его издателя. Миролюбов был в свое время известным певцом, басом Мариинской оперы, выступавшим под псевдонимом «Миров». Со сцены он был вынужден уйти после того, как после болезни потерял голос. Несмотря на то, что он нашел себе новое, интересное занятие – издание журнала, - Миролюбов тяжело переживал личную драму. Знакомство с представителями русской интеллигенции, занимающейся поисками смысла жизни в религии и духовности, усилило интерес Миролюбова к христианству. Миролюбов был в числе организаторов религиозно-философских собраний в Петербурге, принимал активное участие в заседаниях и поднимал религиозно-философские темы в своем журнале.

В 1903 году в журнале появился новый сотрудник – критик Волжский, сторонник религиозного идеализма. В своих литературно-критических материалах Волжский дает оценки творчеству Горького, Андреева, Чехова и других писателей-реалистов со своей точки зрения, не совпадающей с устоявшимся направлением журнала. Например, начало одной из статей о Горьком: «Художественная философия Горького.. есть прежде всего философия самодовольного, любующегося собой аморалиста, и своеобразного, радостно упоенного, самодовольно улыбающегося атеиста». Конфликт был неизбежен. В начале 1904 года писатели горьковского круга подписали протест против Волжского, однако Миролюбов отдал предпочтение именно ему. После ухода реалистов их место заняли писатели-символисты: Мережковский, Гиппиус, Маковский. Они сотрудничали в «Журнале для всех» параллельно с работой в собственном издании «Новый путь», поскольку хотели донести свои идеи для широкой демократической аудитории. А ее никогда не было у журналов-манифестов.

В 1904 году «Журнал для всех» меняет оформление журнала и соотношение материалов в номере: на первое место выходят поэзия и проза символистов. Здесь были опубликованы произведения Блока, Бальмонта. Брюсова, Белого, Фофанова, Бунина – тогда еще незнакомых широкой публике поэтов. В отделе прозы публикуются и символисты, и отдельные произведения реалистов – Серафимовича, Мамина-Сибиряка и других. Стало гораздо меньше печататься научно-популярных материалов: их место заняли статьи о выставках, о творчестве художников и скульпторов, к которым прилагались соответствующие иллюстрации.

По оформлению «Журнал для всех» стал ориентироваться на «Мир искусства» - это проявилось и в особом оформлении обложки, в появлении сложных, трудночитаемых шрифтов. В то же время в публицистических отделах журнала речь шла о российском крестьянстве, земстве, проблемах самоуправления. В 1904 году журнал освещал ход русско-японской войны, публиковал карты Дальнего Востока и Японии, диаграммы, рисунки военных кораблей. То есть в 1904 году в журнале разошлись по направлению литературная и публицистическая части журнала, что было совершенно невозможным в XIX веке.

Таким образом, легальная периодика до революции 1905 года приобретает ряд новых черт, не свойственных для печати предшествующего XIX века: идет капитализация журналистики, возникают крупные издательские концерны, которые выпускают и книги, и периодику. Газеты становятся ведущим типом издания, среди них выделяется несколько крупнейших, имеющих самый большой тираж и популярность в русском обществе – газеты «Новое время», «Русское слово», журналы «Нива», «Журнал для всех». В то же время в журналистике наравне с общественно-политическими изданиями большое значение приобретают журналы, посвященные искусству и философско-религиозным вопросам, что было связано с увеличивающимся интересом общества к вопросам христианства и поиску истины.








Дата добавления: 2016-01-03; просмотров: 1171;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.059 сек.